Цена памяти - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Цена памяти

Цена памяти

"Почем память?" - задалась я вопросом. Не какая-нибудь компьютерная память для вашего железного друга, без которого сегодня практически никто не мыслит своего существования, а самая обычная: о прошлом. Об истоках, культуре, истории?

  • 18 Апреля 2007
  • 1932
Фото - Caravan.kz

Сдается мне, недорого… Кому сейчас нужна память и памятники? Ну, естественно, кроме археологов и представителей международных организаций, которые занимаются их охраной.
Сегодня весь мир отмечает Международный день памятников и исторических мест.
Празднику 23 года, но за это время немногое удалось отвоевать и сохранить.
Деятельность ЮНЕСКО «и опасна, и трудна», на ратификацию конвенций государством уходит порядка 6 лет, а работа организации носит сугубо рекомендательный характер.
И как в таких условиях убедить страны в том, что цены на квадратные метры прибывают и убывают, а снесенного дома, где жили великие деятели культуры страны, воплощающие собой понятие «Казахстан», не вернуть?
Стараться делать то, что в их силах. Стараться сохранить как можно больше. Использовать все инструменты. Именно этим и занимается Кластерное бюро ЮНЕСКО в Алматы, с работниками которого в канун международного праздника нам удалось поговорить.
Караван.kz: Расскажите о Кластерном бюро ЮНЕСКО и вашей деятельности по охране памятников.
Юрий Пешков, специалист по вопросам культуры Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы: Офис ЮНЕСКО в Алматы занимается деятельностью организации в Средней Азии: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане. В каждой из стран-участниц есть национальные комиссии по делам ЮНЕСКО. В каких-то странах — при министерстве иностранных дел, как у нас в Казахстане, в каких-то странах при министерстве образования, где-то это просто уполномоченный орган, как в Кыргызстане.
Мы являемся международной организацией, у которой есть свои инструменты и методы работы: например, конвенции ЮНЕСКО, к которым присоединяются страны. Эти конвенции ратифицируются и далее имплементируются в национальное законодательство для дальнейшего исполнения. Благодаря им защита памятников становится возможной.
Караван.kz: Как обстоит дело с подписанием тех или иных конвенций ЮНЕСКО нашей республикой? Что предпринимает ЮНЕСКО, чтобы страна ратифицировала документ?
Юрий Пешков: Говоря о Казахстане, надо отметить, что ко многим конвенциям республика уже присоединилась. Мы работаем в тесном сотрудничестве с государственными органами, постоянно проводим встречи и консультации.
В частности, недавно мы провели региональную встречу в Душанбе по практически всем конвенциям ЮНЕСКО. Мы собрали государственные органы, в том числе были и представители министерства культуры, с которыми мы говорили об исполнении конвенции, ее ратификации, об изменении национального законодательства, чтобы вписать принятые конвенции в действующий закон.
Это насущный вопрос. Мы сотрудничаем с министерством культуры, где есть специальный отдел. Они пытаются интегрировать конвенции ЮНЕСКО в законодательство. Многие из конвенций ЮНЕСКО, принятые в недавнее время, к примеру, конвенция 2003 года о нематериальном и культурном наследии, в новинку для стран нашего региона. Поскольку как таковой термин «нематериальное» наследие отсутствует в законодательстве. Мы пытаемся изменить эту ситуацию.
Однако надо заметить, что в Казахстане ситуация с охраной памятников обстоит лучше, чем в регионе в целом. В республике существует программа по культурному наследию, которая исполняется. Где-то у истоков этой программы стояли проекты ЮНЕСКО, которые потом были взяты за основу, а также выполнялись и выполняются параллельно. В частности, проект по сохранению городища Отрар.
Караван.kz: Помимо ратификации конвенций страной, какие еще есть инструменты у ЮНЕСКО, чтобы сохранить те или иные культурные ценности региона?
Юрий Пешков: Помимо популяризации легализации каких-то документов страной, принятия нормативно-правовых актов, ЮНЕСКО занимается и проектами, которые непосредственно связаны с сохранением памятников.
В Отраре, в частности, подобный проект проходил с 2000 по 2004 года, что, в свою очередь, инициировало государственную программу по возрождению Отрара и способствовало появлению профессиональных кадров, которые задействованы сейчас во многих сферах по сохранению культурного наследия страны.
У нас есть и другие проекты. К примеру, список памятников культурного наследия. Чтобы сохранить предмет древности, мы вносим его в этот документ. Но не так быстро и легко. Сначала памятники выдающейся мировой ценности идентифицируются, на них заводятся идентификационные досье, а далее мы уже представляем их к номинации.
В Казахстане есть два таких памятника — мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи и петроглифы Тамгалы Тас. Они занесены в список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО и формально находятся под защитой инструментов нашей организации, что накладывает определенные обязательства на страну.
Караван.kz: Насколько я понимаю, ЮНЕСКО обладает двумя главными инструментами — конвенции, которые страна ратифицирует и исполняет, и такие списки памятников, где к охране представляются объекты, согласованные со страной.
И даже если страна не ратифицировала конвенцию, но памятник прошел в номинации и был включен в лист ЮНЕСКО, он будет охраняться. Однако в такой список нельзя включить все памятники, и все-таки нужно, чтобы государство подписало документ. Насколько это затянутый по времени и трудный процесс?

Франсуа Ланглуа, специалист по программам культуры Кластерного бюро ЮНЕСКО: Процесс ратификации конвенций Казахстаном можно назвать относительно быстрым по сравнению с другими странами, где в среднем требуется около 5-6 лет. Потому что ратификация сама по себе — дело долгое.
Юрий Пешков: Пока же ратификация находится в процессе, мы проводим другие мероприятия и пытаемся сохранить не только известные памятники культуры, которые представляют огромную ценность по одиночке, но и даже те, которые никогда бы не смогли войти в список культурного наследия ЮНЕСКО самостоятельно — для них существует серийная номинация.
Караван.kz: Вы не могли бы рассказать подробней о серийной номинации?
Юрий Пешков: Будем говорить предметно. В Центральной Азии, к примеру, существуют памятники Великого Шелкового пути, которые ЮНЕСКО пытается сохранить. Многие из них практически не представляют ценности по одиночке, они однотипны. Однако вместе представляют эпоху прошлого, и в этом их значимость.
Номинация «Шелкового пути» является одной из действенных концепций для признания ценности многочисленных объектов культурного наследия в Центральной Азии. Серийная номинация позволит включить такие объекты культурного наследия, которые по одиночке никогда бы не попали в список ценностей, и тем самым попытаться сохранить предметы древности.
Как раз на днях в столице Таджикистана начал свою работу субрегиональный семинар по вопросам внесения памятников Центральноазиатской части Шелкового пути в Список Всемирного наследия, он проходит в Душанбе с 16 по 21 апреля.
Организаторами семинара выступает кластерное бюро ЮНЕСКО в Алматы в сотрудничестве с Национальной Комиссией Республики Таджикистан по делам ЮНЕСКО и Центром Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Стоит отметить, что потенциал памятников Шелкового пути Центральной Азии, Китая и западных стран как объектов Серийной номинации в Список Всемирного Наследия обсуждается не впервые.
С 2002 года в Центральной Азии и Китае были организованы несколько рабочих семинаров, а в Китае проведена детальная оценка около 45 потенциальных памятников для включения в серийную номинацию.
Эта встреча поможет объединить официальных представителей Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Китая, а также международных экспертов из ЮНЕСКО и Международного Совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС).
Мы постараемся согласовать и принять рамочный документ и стратегическую инициативу по серийной номинации Шелкового пути в список Всемирного наследия, определить потенциальные ее объекты, спланировать деятельность и определить политические обязательства государств-участников субрегиона в отношении подготовки к серийной номинации.
Караван.kz: Пока ЮНЕСКО работает со странами на подписание и ратификацию конвенций о культурном наследии, а также придумывает новые способы сохранения древностей, в Казахстане, в Алматы, в частности, собираются сносить дома в так называемом «золотом квадрате».
Дома, где в свое время жили выдающиеся деятели культуры страны, интеллигенция. Сейчас их жители устраивают голодовки и организовали движение «Защитим свой дом», чтобы добиться отмены сноса. Каким образом ваша организация реагирует на подобные действия властей?

Юрий Пешков: Во всем мире проблема сноса домов не нова. В Казахстане сейчас наблюдается строительный бум, и было очевидно, что она возникнет. К примеру, мы столкнулись с аналогичными фактами в Душанбе, когда в связи с реконструкцией территории и строительством дворца мира и согласия не только жилые кварталы, но и старинную синагогу хотели снести.
Франсуа Ланглуа: Конвенция ЮНЕСКО по культурному наследию обязывает государства решить, какой объект оно хочет внести в список. ЮНЕСКО может помочь подготовить номинации, провести нужные консультации, организовать экспертизы, но мы не решаем, какие объекты должны быть внесены в список. Мы не имеем права командно обеспечить защиту тех или иных памятников. Это зависит от каждой конкретной страны.
Я вижу, что правительство Казахстана делает то, что от него зависит. Есть программа для защиты памятников. Однако, на мой взгляд, ситуацию со строительным бумом очень сложно анализировать. В наших силах провести экспертизу и подготовить рекомендации. И на этом — все. Больше, к сожалению, нам не позволяет мандат.
Караван.kz: Наблюдая такое отношения со стороны властей и недавние события в Алматы, создается впечатление, что памятники мало кого интересуют. Быть может и не нужно заботиться об их сохранении?
Франсуа Ланглуа: Памятники сохранять важно. Здесь речь идет о культурном разнообразии. То, что есть в Казахстане — типично лишь для этого региона, и конгениальное ему нельзя найти где-то еще. ЮНЕСКО старается сохранить культурное многообразие, а памятники представляют его часть. Мы стараемся продвигать идею того, насколько это важно. Но решать за государство — в силах только правительства той или иной страны.
Караван.kz: В Европе многие компании выделяют средства на реконструкцию объектов культуры, государство отдает старинные дома под офисы компаниям с условием приведения в должный вид данного архитектурного ансамбля. Насколько реставрационные работы интересны местным донорам?
Юрий Пешков: Пока что сотрудничество с местными компаниями в качестве доноров по сохранению культурного наследия не ведется. Но интерес виден. Я сам археолог, и то, что я вижу позитивного по сравнению с прошедшим даже десятилетием — все больше и больше внимания уделяется консервации памятников, выделяется больше средств, чем раньше. Это очень положительный момент.
Сейчас, судя по ежегодным конференциям, которые проводятся в институте археологии, государственные дотации в сферу археологии растут. Археологический бум в Казахстане тоже в наличии, так что есть возможности, есть что искать, мы наблюдаем заинтересованность молодежи, аспирантов, просто людей, желающих заниматься наукой.
Караван.kz: Сегодня весь мир празднует Международный день памятников и исторических мест. В этом году празднику исполняется 23 года. Образно выражаясь, за это время ЮНЕСКО помогло сохранить предметы культуры для целого нового поколения людей. Многие страны, к примеру, Украина, празднуют международный день как национальный, и это позитив. Каким образом отмечает праздник Казахстан?
Юрий Пешков: К сожалению, вы, наверное, единственный человек, который поднял вопрос празднования дня памятников и исторических мест. Пару лет назад акимат города его отмечал. Тогда мы вручили сертификат участия и заслуженной победы реставрационной фирме, которая, как частное лицо, помогала в реставрации Свято-Вознесенского собора. Пожалуй, это все…

***
В последнее время в республиканской печати то там, то тут мелькают заметки о сносе памятников.
Буквально неделю назад «Комсомолка» писала про памятник героям-авиаторам в Шымкенте, который разбирают на запчасти и лом. До этого, в марте, Караван.kz писала о спасении памятника Мангистауской области, Коскудука.
Уже не говоря о количестве материалов, выпущенных информационными агентствами, телеканалами и газетами, дабы привлечь внимание властей к проблеме сносимых домов «золотого квадрата» Алматы.
Такое отношение к проблеме сохранения культурного наследия никак не вяжется со всеми официальными заявлениями и принятыми программами, к примеру, по развитию того же экотуризма в стране. Получается, одну тропинку уничтожаем, другую сохранить пытаемся? Для кого? Для чего? Как всегда, для собственной выгоды или движимые возвышенными и благородными мотивами?
Сегодня Международный день памятников и исторических мест. Который у нас, к сожалению, не отмечается.
День памятников, многие из которых мы не успели спасти, но многие успеть еще можно.
Начав вкладывать сегодня, ратифицируя конвенции, принимая помощь ЮНЕСКО, привлекая местные туристические организации, нанимая квалифицированные кадры с западным умением ловко находить необходимые инвестиции и создавать «прорывные» проекты, сохраняя культуру для нас самих и отдавая дань предкам, оберегая для потомков.

Справка от Караван.kz
1924 год — в СССР Инструкцией Наркомпроса был разработан Указ, по которому исполнительным комитетам вменялось в обязанность следить, чтобы «городища, курганы, могильники и прочие места, представляющие историческую ценность, не распахивались, не раскапывались в каких-либо хозяйственных целях, а в окружности памятников оставалась бы неприкосновенной охранная полоса от одной сажени и более, в зависимости от размера и значения памятника».
1934 год — принято постановление, согласно которому запретительные меры Указа стали считать устаревшими и неприменимыми вследствие огромного размаха хозяйственного строительства.
1976 год — принят Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», который фактически не работает.
На сегодняшний день ситуация обстоит еще хуже — соответствующих законов либо нет, либо они не соблюдаются. Памятники, исторические места и заповедные зоны нещадно уничтожаются, а виновные в этом не несут, как правило, никакого наказания.
В развитых странах с историей обращаются гораздо бережнее, там сохраняют даже исторические ландшафты и пейзажи местности.
Например, во Франции проводят восстановительные работы ландшафтов памятных мест даже после археологических раскопок, а на севере Англии, в практически нетронутом виде сохранен Адрианов вал, протянувшийся на 117 километров, построенный при римском императоре Адриане для охраны северных рубежей Империи.
В развивающихся странах культурные ценности старается охранять ЮНЕСКО.
Международный день памятников и исторических мест установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), созданной при ЮНЕСКО.
Отмечается он с 18 апреля 1984 года.