Музей памяти - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+14 °C
Алматы
2024 Год
2 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Музей памяти

Музей памяти

В посёлке Долинка под Карагандой готовится к открытию музей памяти жертв политических репрессий. Можно сказать без преувеличения, что этого события с нетерпением ждёт мировая общественность, ведь в колесо репрессий сталинского режима оказались втянутыми многие народы.

  • 10 Декабря 2010
  • 2856
Фото - Caravan.kz

Сейчас даже трудно представить, что в великолепном, сияющем новизной здании музея всего полтора года назад, во время нашего последнего визита, не было ни полов, ни окон, ни дверей.

Когда-то в этом здании находилось главное управление печально известного Карагандинского исправительно-трудового лагеря, который был, по сути, государством в государстве. Карлаг — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в 1931-1959 годах, подчинявшийся ГУЛАГу НКВД СССР. Он занимает особое место в истории репрессий. Считается, что за годы своего существования он принял около миллиона человек. Но поскольку архивы лагеря все ещё не открыты, невозможно назвать даже приблизительное число его жертв. Карлаг располагал реальной властью, оружием, заводами, транспортом, почтой и телеграфом. К 1940 году протяженность его территории с севера на юг составляла около 300 км, с востока на запад около 200 км. «Столица» находилась в посёлке Долинка. А главное управление — сердце этой «столицы».

Сегодня здесь чисто и красиво. Только тянет холодом от мраморного пола: он сохранился со времён постройки здания в 1933 году и словно впитал в себя скорбный и тревожный дух тяжёлых лет репрессий.

По словам сотрудников музея, это здание почти чудом, в числе немногих, сохранилось с 30-х годов прошлого столетия. Оно уже само по себе является экспонатом, молчаливым свидетелем целой эпохи в истории нашей страны. Правда, память о ней не всегда стремились сохранить. В 1959 году Карагандинский исправительно-трудовой лагерь был закрыт (реорганизован в УМЗ УМВД Карагандинской области). Какое-то время в здании находился сельскохозяйственный техникум, потом детский санаторий. Затем здание перешло в ведение комитета уголовно-исправительной системы, которому оно, видимо, не было нужно, поэтому объект был за бесценок продан коммерсанту:

— Несколько лет назад департамент коммунальной собственности продал объект за три тысячи тенге. Когда администрация области узнала, что бизнесмен купил здание не для того, чтобы реставрировать и что-то там открывать, а начал растаскивать здание на кирпичи и дрова, на него подали в суд и расторгли договор купли-продажи, — рассказали нам в музее.

С 1987 года здание никак не эксплуатировалось и постепенно разрушалось. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы в 2002 году по поручению президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в Долинке не был создан музей памяти жертв политических репрессий. Сначала он находился в крыле бывшей больницы для вольнонаёмных. В 2006 году на баланс музея было передано здание главного управления. Средств на ремонт тогда не было, но консервация хотя бы спасла его от полного разрушения. И, наконец, в 2009 году благодаря стараниям руководства областного управления культуры здание было включено в предварительный список для придания ему статуса исторического памятника, охраняемого государством, и его ремонт был включён в «Дорожную карту». На эти цели из республиканского и областного бюджета выделили 113 миллионов тенге. С июня по октябрь 2009 года здесь шли напряженные восстановительные работы, а в феврале 2010 года сюда из старого музея были перевезены фонды. Всем этим трудоёмким процессом руководила тогдашний директор музея Марина Ивановна Клышникова, много сделавшая для возрождения здания.

В процессе реставрации на стенах одной комнаты управления были обнаружены и, по возможности, восстановлены барельефы, созданные неизвестными осуждёнными художниками. Сюжеты их — в духе пропаганды строительства «нового мира»: колхозники собирают богатый урожай, идут с цветами и флагами на демонстрацию… Изображение радости и изобилия на самом дне ада репрессий — это тоже характерная черта той эпохи. В фондах музея находятся также картины репрессированных художников, которые создадут отдельную экспозицию. Авторство многих работ, увы, неизвестно…

Сейчас здание практически готово к эксплуатации. Сотрудники музея работают над экспозицией, большая часть которой посвящена истории Карлага. Они по крупицам собирают свидетельства очевидцев и участников тех событий, артефакты, документы — ведь архивы Карлага, вывезенные в 1959-60 годах в Караганду, всё ещё не обработаны. Наряду с реальными экспонатами в экспозицию включаются и просто предметы 30-50-х годов прошлого века, призванные усилить общее впечатление.

О сути Карлага напоминают и зловещие металлические двери в подвальном помещении — с массивными запорами, «глазками» и окошками, за ними воссоздаются кабинеты следователей и тюремные камеры для политзаключённых. Но это лишь реконструкция, призванная передать обстановку того времени. По сведениям исследователей Карлага и очевидцев, там были только архив, банковское хранилище, столовая, бильярдная… Допросы и расстрелы же проводились за пределами управления, в отдельно стоящем здании оперчекотдела, которое позже сровняли с землёй.

Меньшая часть музейной экспозиции будет посвящена культуре народов, подвергшихся депортации. Национально-культурные центры передают в музей свои национальные костюмы, предметы быта, орудия труда. Русские, украинцы, чеченцы, корейцы, немцы, поляки, калмыки, крымские татары… Судьбы этих народов оказались тесно связаны с карагандинской землёй.

Прилегающую к музею территорию тоже приведут в порядок: возле музея разобьют сквер, восстановят ограждения и фонтан — такие же, как были в 30-е годы. Всё это делается для того, чтобы передать атмосферу того времени и сохранить в памяти людей страницы нашего трагического прошлого.

Ведь когда историю забывают — она повторяется.

Источник: Татьяна МЕЛЬНИЧЕНКО, г. Караганда, газета «Карагандинская недвижимость»
Фото автора