Документ является частью социальной защиты населения. При этом данное обязательство не распространяется на государственные организации.
Эксперты отмечают, что отечественных работодателей новое обязательство перед своим персоналом не обрадует.
Владельцы компаний воспринимают это как дополнительные, и, возможно, «не нужные» расходы. Однако, на взгляд участников страхового рынка, работодатели недооценивают данный Закон.
Он призван снизить риски при выплате компенсаций своим работникам, которые могут пострадать, нанести вред своему здоровью на производстве при выполнении профессионального долга.
В случае заключения страхового договора, естественно, все расходы будет нести страховщик. Однако страховщики у нас не лыком шиты. Как показывает практика, чем выше сумма страховой премии, тем труднее страховщики идут на ее выплату. В результате, с ними приходится судиться.
Страховщики так же говорят о том, что казахстанские работники не до конца знакомы со своими правами. И, следовательно, не пользуются ими. Но разве с работодателем поспоришь? Если только в суде. Однако на это идут не все.
В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена санкция, предназначенная для нарушителей этого обязательства — 1 тысяча МРП и плюс еще возмещение ущерба работнику.
Если руководство предприятия откажется страховать своих работников, оно будет оштрафовано, и его обяжут выплачивать сумму ущерба.
Страховщики привели статистику, в соответствии с которой, ежегодно в Казахстане при исполнении служебных обязанностей травмируется более трех тысяч человек. Около одной тысячи становятся инвалидами. Около трехсот человек погибают.
Эта неутешительная статистика не стоит на месте — показатели ухудшаются — рост производственного травматизма и летального исхода, по словам страховщиков, увеличивается, а условия труда не всегда улучшаются.
С другой стороны, статистика травматизма и смертей, зачастую, является рекламной уловкой для привлечения клиентуры.
Хочется напомнить, что в 2001 году правительством была одобрена трехуровневая система социальной защиты.
Первый уровень предполагает выплату государственных пособий всем гражданам из средств республиканского бюджета.
Второй уровень предусматривает предоставление всем работникам формального сектора выплат из фонда социального страхования.
Третий уровень регламентирует страховые выплаты.
До января 2005 года на деле реально работал только первый уровень. С 1-го января, как известно, начал действовать Закон «Об обязательном социальном страховании». В соответствии с ним, каждый работодатель отчисляет выплаты в государственный фонд социального страхования за своих работников. Закон о страховании гражданской ответственности работодателей был принят 7 февраля этого года, а в силу вступит только в середине лета.
В целях реализации данного закона, будет принят еще целый ряд нормативно-подзаконных актов. Они будут определять экономические виды деятельности и профессиональный риск, перечень профессиональных заболеваний, а также правила освидетельствования и присвоения инвалидности.
Что касается страховых премий, то они складываются в зависимости от уровня экономической деятельности и профессионального риска. Премии классифицируются по 22 категориям.
В том случае, если семья потеряла кормильца, либо же его признали потерявшим трудоспособность, выплаты производятся по двухуровневой системе.
Общие платежи в данном случае будет осуществлять компания по общему страхованию, а периодические — аннуитетная компания (компания по страхованию жизни).
В 2004 году была создана государственная аннуитетная страховая компания. Кроме нее в Казахстане действуют еще две частных страховых компании по страхованию жизни. Страховщик, по согласованию со страховиком-работодателем, может передать премию в аннуитетную компанию.
Если работник получил увечья не при исполнении профессионального долга, или, грубо говоря, не на работе, он имеет право на получение государственного пособия и социальных выплат из фонда социального страхования из двух источников системы социальной защиты работника.
Если работник потерял способность к труду или жизнь при исполнении служебного долга, то работник будет получать компенсацию из трех источников данной структуры: государственное пособие, социальные выплаты из фонда социального страхования и премию от страховой организации.
В Казахстане уже есть практика страхования работника своим патроном, но только она проходила на добровольной основе. На добровольной основе этот продукт страхования не был востребован, за исключением случаев обязательств по контракту перед зарубежными контрагентами.
К примеру, добровольное страхование из отечественных компаний приобретали те предприятия, которые заключали контракты с зарубежными фирмами, или осуществляли с ними совместную деятельность. У подавляющего большинства местных предприятий данный вид страхования не был востребован до сего момента.
На взгляд специалистов по страхованию, в данном новом Законе есть целый ряд недоработок. К примеру, в документе никак не регламентированы категории персонала, необходимые для классификации рисков. В данном случае критика разворачивается вокруг пробела, связанного с тем, что Закон не регламентирует категории служащих на промышленных предприятиях, на которых распространяются 22 категории риска.
Страховщики возлагают надежду на то, что подобная необходимая регламентация появится уже в будущих подзаконных актах.
Основные потенциальные клиенты страховых компаний, которые будут страховать гражданскую ответственность работодателя — это промышленные, производственные предприятия.
У тех сотрудников, которые целыми днями работают в офисе угроза травматизма крайне низкая. Ну, если, конечно, на ногу не свалится принтер, монитор или сканер.
Тариф страховых взносов по данному виду страхования варьируется в зависимости от уровня угрозы, начиная с 0,04% от годового фонда заработной платы, если риск минимален — к примеру, сотрудник занимается беловоротничковой или офисной работой.
Напомним, что в Казахстане действует 36 страховых компаний, и думается, все они получат лицензию на данный вид страхования.
Один из главных вопросов, который возникает как бы сам собой, заключается в том, насколько реально сможет заработать этот Закон по части исполнения.
Страховщики говорят, что коль скоро Закон носит обязательный характер, то он непременно будет исполнен. Да, быть может, эта версия имеет право на жизнь, но только в какой-то степени (очень маленькой).
Ведь они сами утверждают, что отечественный производитель в подавляющем большинстве не страхует своего работника. Для того, чтобы Закон реально заработал, заинтересованным госорганам необходимо повести массовый аудит, проверку договорной базы национального бизнеса, чтобы выявить ситуацию на документальной основе, получить фактаж и прочую необходимую информацию. Смогут ли госорганы провести такую массовую проверку, аудит, — большой вопрос!
Кто обычно занимается вопросами труда? Региональные подразделения минтруда и соцзащиты населения, органы прокуратуры и т.д.
Помнится, некоторое время назад министр Гульжан Карагусова в своем интервью сказала, что в ее ведомстве и подразделениях на местах работает слишком мало человек, чтобы качественно контролировать ситуацию, отечественных предпринимателей.
Иными словами, в минтруда и его департаментах просто физически не хватает людей, ресурсов и т.д., чтобы сделать это.
Следовательно, вывод, который мы можем сделать, и который, быть может, напрашивается сам собой, заключается в том, что реально Закон сможет заработать не сразу, а спустя очень долгое время, годы.
Эту огромную махину раскачать будет нелегко. Госорганы, как правило, занимаются вопросами выбивания долгов, которые возникают у предприятия перед государством. Все что касается интересов граждан (работников), здесь госорганы, как правило, не спешат суетиться.
Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru