Миль Михаил Леонтьевич (1909 – 1970) — конструктор советских вертолетов, доктор технических наук, Герой Социалистического труда (1966), под его руководством создан ряд вертолетов, в том числе «Ми-1», «Ми-6», «Ми-10», «Б-12», на которых установлено свыше 60 официальных мировых рекордов, награжден Ленинской премией (1958), Государственной премией СССР (1968).
Страницы истории
ОКБ им. Михаила Миля в свое время создало примерно 90 % советских вертолетов, являясь в СССР, практически, монополистом. Удивительно, но его «Ми-8» до сих пор, даже «отлетав ресурс», летают и в Африке, и в Азии, и в Арктике, как будто у них нет срока годности: какой-то вечный двигатель!
ОКБ Миля было организовано еще в 1947 году, в сложный момент, когда советским авиаторам даже казалось, что они «отстали от американцев», причем – навсегда. Ведь США успели использовать вертолеты типа «R-4» еще во второй мировой войне! Сталин внимательно следил за тем, как идут дела у создателей первых советских вертолетов. КБ Миля было организовано по его прямому указанию. Однако, столь высокое внимание (в те годы) было чревато, на рубеже 40-х – 50-х годов проводилась «кампания борьбы с космополитизмом». Тогда руководители многих организаций, предприятий «открещивались» от евреев, как от нечистой силы. Но не таким был Михаил Миль. Воспользовавшись тем, вертолет в то время рассматривался не как оружие, а исключительно как транспортное средство, он открыл двери своей фирмы всем гонимым. На конструктора долго косились в высоких инстанциях, но каких-либо существенных репрессий ОКБ избежало, и Миль сохранил ценные кадры, специалистов, своих людей, блестяще выполнив правительственное задание!
В 1951 г. ОКБ поручили спроектировать большегрузную машину, которая бы превосходила американские вертолеты, широко используемые в Корейской войне. Так, уже спустя 8 месяцев, в апрельское небо 1952 года взлетел опытный образец «Ми-4». За 10 лет советские вертолетостроители совершили фантастический прорыв — в будущее, практически догнав США!
Современники и коллеги Миля считают, что его заслуга не только в создании прекрасных машин. Он «взрастил коллектив, способный решать задачи любой интеллектуальной сложности». В области практического вертолетостроения сейчас нет такого, что ОКБ им. М. Миля не смогло бы сделать своими силами. Достаточно сказать, что более 90 % вертолетного парка СНГ (прежде СССР) составляют машины марки «Ми». Хотя у них есть конкурент — конструкторское бюро, носящее имя Николая Камова. Оно в основном работает над созданием вертолетов морского базирования.
За историю существования этих двух ОКБ было очень мало случаев прямой «конкурентной войны». В начале 50-х годов Миль проектировал гигантский «Ми-6», весивший 40 тонн. Камов приступил к созданию машины того же, — тяжелого класса — «Ка-22». Более удачным стал «Ми-6», который летал достаточно долго, почти до начала и в начале XXI века. Когда «на высоком уровне» принималось решение о создании принципиально нового боевого вертолета, эскизы представили оба: и М. Миль, и Н. Камов. По чертежам предпочтение отдали Милю (не зря с детства он умел отлично рисовать), в результате чего вскоре появился вертолет огневой поддержки «Ми-24». Уже в 1976 году «Ми-24» был принят на вооружение, что на десять лет сделало СССР обладателем самого эффективного боевого вертолета в мире, практически до появления у американцев вертолета «AH — 64» («Апач»).
В гражданском секторе решения, найденные ОКБ Миля десятки лет назад, до сих пор оправдывают себя. Его машины работают даже после окончания срока их гарантийной эксплуатации. По сей день продолжают летать «Ми-8», а также его модификации — «Ми-8 МТВ», «Ми-17», «Ми-171». А ведь «Ми-8» впервые взлетел в небо еще в 1961 году! Серийно «Ми-8» начали выпускать с 1963 года. Его «тиражность» постепенно достигла более 10 000 экземпляров!
Легендарный «Ми-8» стоит на вооружении — почти в 70 странах мира!
Воспоминания о «Ми-6»
Еще в середине 2000-х годов на военных аэродромах РК можно было увидеть мощный вертолет «Ми-6», «рабочие звуки» которого, как могучая оркестровая мелодия, наполняли все небо в период плановых военных учений, а также во время учебно-тренировочной выброски военных парашютистов». Надо сказать, автору посчастливилось полетать на «Ми-6», и даже сделать репортаж.
Пожалуй, у военных парашютистов в тот период не возникало проблемы с количеством мест, ведь огромный вертолет брал на борт много людей, а это особенно важно для парашютистов, идущих на групповую акробатику.
Тогда командир «Ми-6», летчик первого класса, полковник А. Леуцкий, сказал, что, в ВВС России данный тип вертолетов постепенно прекращает работу (как бы размышляя о ближайшей перспективе и в Республике Казахстан). Однако, недолго пустовала «ниша» крупной винтокрылой техники. Появился «Ми-26»!
В Париже, Мексике и Перу
По совпадению, как будто именно к этой годовщине, в Силах Воздушной Обороны МО Республики Казахстан появился вертолет «Ми-26» КБ Миля.
О, он великолепен в своем «крутом», богатырском, военном «раскрасе», а его мужественный вид внушает восхищение, от него веет духом легенды! И у него есть собственный потрясающий запах — определенная комбинация авиационных масел и топлива. Истинные ценители техники знают об этом! Еще в 1981 году на авиакосмическом салоне в Париже «Ми-26» привлек к себе всеобщее внимание. Впечатляли его мощные размеры, а также конструктивные материалы, использованные при его создании. Парижанам и гостям авиасалона казалось невероятным, что такой громадный вертолет способен летать, и летать достаточно быстро.
Известно, что вертолет «Ми-26» стоит на вооружении ВВС в разных странах мира: в Индии, Перу, Украине.
На любой случай ЧС
Огромный вертолет «Ми-26» может стать весьма полезным во время спасения населения от последствий стихийного бедствия: будь то землетрясение, сход селевых грязекаменных потоков, ураган, либо катастрофа на нефтяной платформе в Каспийском море. Его особенностью является то, что он способен за один раз «взять на борт» более 80 человек, либо 60 человек раненых — на носилках! Кроме того, внутри вертолета может разместиться «вездеход», либо хороший бронетранспортер. Но и это еще не все: «Ми-26» умеет на внешней подвеске транспортировать крупногабаритный груз, будь то застрявший в пустыне джип, пароход, или танкер с нефтью, севший на мель. На внешнюю подвеску можно «подцепить» и даже доставить на ВПП ближайшего аэропорта самолет, либо вертолет, совершивший вынужденную посадку и неспособный взлететь по техническим причинам в ЧС.
Громадина «Ми-26»
Вертолет «Ми-26» пришел на смену «Ми-6», в связи с тем, что появились новые требования на грузоподъемность, грузовместимость, необходимость перевозки новой боевой техники. Тщательный анализ новых и перспективных образцов вооружения Сухопутных войск дал ошеломительные результаты, военные аналитики и эксперты единогласно пришли к выводу: 80-90 % грузов и боевой техники мотострелковой дивизии нужно перевозить вертолетами.
Мощный «Ми-26» имеет восьмилопастный несущий и пятилопастный рулевой винты. Такую махину поднять в воздух не так-то просто! Лопасти несущего винта имеют стальной лонжерон, стеклопластиковый каркас и специальный бумажный заполнитель. Сама лопасть имеет и солидную массу — 375 кг. Для сравнения: на «Ми-6» одна лопасть весит 705 кг! Для защиты от эрозионного износа передних кромок лопастей (лопасть «режет» воздух в процессе рабочего вращения) впервые применены замечательные титановые противоабразивные оковки. Титан использован в конструкции втулки несущего винта! С целью увеличения аэродинамических свойств, «летных» характеристик несущего винта на режиме «висения» (то есть, когда вертолет «зависает» во время спасательных работ МЧС над одним местом), сечение лопасти (каждой) по ее радиусу имеет разный профиль.
Автопилот трехканальный и другие «понты»
При огромной массе вертолет «Ми-26» — имеет прекрасные аэродинамические свойства. В чем секрет? Высокая экономичность вертолета достигнута путем его аэродинамического совершенствования, в том числе и установкой «Д-136» — новейшего двигателя. По мнению экспертов, «Д-136» по своим весовым характеристикам соответствует лучшим мировым образцам, и в то же время, — по удельному расходу топлива — не имеет себе равных в мире! На «Ми-26» увеличены топливные баки с 8600 литров («Ми-6») до 11 600 литров («Ми-26»). Именно это позволяет увеличить дальность полета вертолета до 800 км! Еще одной конструктивной особенностью является то, что для уменьшения сопротивления на вертолете установлено множество разных «обтекателей», а также рассчитаны «обводы» фюзеляжа. Конструкторы отказались от «крыла» и подвесных топливных баков.
Обтекаемость фюзеляжа «Ми-26» можно сравнить с подводной лодкой (вид сверху), что дает возможность увеличивать скорость вертолета. Для улучшения обтекания фюзеляжа на задней части капотов двигателей имеются аэродинамические гребни. А для обеспечения устойчивости (продольной) на концевой балке (в хвостовой части) установлен стабилизатор, вынесенный из зоны влияния несущего (главного, верхнего) винта.
Концевая балка вертолета выполнена в форме киля, площадью 11 квадратных метров. Этот киль «разгружает» рулевой винт при полете на 25% — 30 %.
А, кроме того, на «Ми-26» установлен замечательный трехканальный автопилот.
В конструкции фюзеляжа использованы также композиционные материалы, специальный сплав, который на 26% легче традиционных алюминиевых (!), оптимальное соотношение шага «стрингеров» и толщины обшивки, особая форма кабины, новая силовая схема крепления хвостовой балки.
«Ми-26» — в авиапарке Казахстана
Серьезные вертолеты требуют и серьезного внимания. Впрочем, любая техника требует бережного к себе отношения. При выполнении необходимых регламентных работ и соблюдении всех предписаний по надлежащему уходу, техника может служить достаточно долго. Помимо этого, «доукомплектация» новыми «наработками», способными улучшить технические возможности, дает возможность идти в ногу со временем.
Недавно тяжелый транспортный вертолет «Ми-26» впервые демонстрировал возможности полетов в сложных метеоусловиях: при плохой видимости, точнее, в сильном тумане! Командир вертолета «Ми-26», летчик Талгат Тажикбаев в кабине винтокрылого гиганта «Ми-26», прибывшего в полк после капитального ремонта, испытывал волнение. Предстояло впервые летать «на публике» в тумане. На авиаремонтном заводе на борт было установлено специальное светотехническое оборудование, позволяющее летать не только днем, но и ночью, а также в грозу, в снег и туман, сильный ветер.
Мало кто знает: как и у «Ми-6», у вертолета «Ми-26» сзади опускается трап, «аппарель», по которому может въехать машина! Однако, у нас в Казахстане мало пилотов, умеющих летать на «Ми-26». Таким образом, в случае пополнения авиационного парка МО РК гигантами «Ми-26» возникнет и необходимость переучивания летчиков (точнее, повышения их летной, профессиональной квалификации) специально для полетов на этом, крупнейшем типе вертолетов. На данный момент в Казахстане вертолет «Ми-26» есть в единственном экземпляре. На службе в МО Республики Казахстан он находится с начала 2009 года.
Фото с сайта www.brazd.ru