Без средств и без жилья - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+19 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Без средств и без жилья

Без средств и без жилья

Слово "бомж" понятен каждому. В таком качестве страшатся оказаться все, от мала до велика. Казахстанские бомжи (так же, как и многие их собратья по несчастью в других странах), живут группами - по несколько человек.

  • 18 Июля 2006
  • 1483
Фото - Caravan.kz

При этом у них есть свой «главный», решающий, чем будет заниматься каждый отдельный член «семьи».
Люди в грязных одеждах, пропахшие сивушными парами, собирают бутылки, лазают по мусорным контейнерам, в надежде найти что-нибудь съедобное.
— В нашем подъезде их так развелось, что просто пройти мимо невозможно, — возмущается жительница одного из домов Алматы. — Соседка иногда выносит чего-нибудь поесть, я считаю, мы сами привили их к милостыне. Теперь не избавишься, — говорит Елена Владимировна.
Очень часто бомжи становятся жертвами преступлений. Буквально два месяца назад в Алматы подростки, жестоко избив, двоих бездомных, скрылись. Полицейским задержать хулиганов не удалось. Так же они погибают в зимнее время, потому что, если в голоде можно продержаться до нескольких дней, то мороз берет свое. Бывало много случаев, когда бригада скорой выезжала по вызову: обмороженный бомж.
В южной столице существует, так называемый Центр социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, с директором которого нам удалось побеседовать на эту тему.
Центр адаптации был основан постановлением правительства в марте 2000 года, и решением акима города в феврале 2001 начал функционировать.
— У нас было всего 50 мест, а сегодня мы можем принять 250 человек, — говорит директор Центра социальной адаптации Николай Коротицкий. — И в скором времени мы планируем купить еще 100 двухъярусных кроватей.
— В становлении центра адаптации сильно помогла мировая миссионерская церковь «Агафа», которая построила жилой модуль для обслуживания инвалидов в коляске. На сегодняшний день в центре живет 47 инвалидов, которые не в состоянии самостоятельно передвигаться. — В дом инвалидов их могут не принять, — продолжает Николай. Туда попасть крайне сложно. Мест не хватает, тем более для инвалидов, за которыми необходимо постоянно присматривать и помогать передвигаться.
Как рассказывает Николай Коротицкий, так же в материальной помощи не отказала церковь Иисуса Христа святых последних дней. Она подарила две стиральные машины и гладильный каток.
— Наш центр вначале выполнял функции ночлежного дома, — продолжает Николай. Зима была, мы делали все, чтобы спасти человеческую жизнь. — Некоторые бомжи даже не обедали, не ужинали. — Сейчас в распоряжении центра адаптации есть свои повара, медики, административный и обслуживающий персоналы.
Центр адаптации принимает только тех людей, у которых нет средств к существованию, находящихся в безысходном положении.
Как рассказывает Николай Коротицкий, в центр одни приходят сами, других привозят полицейские. Люди попадают сюда и из Илийского, и Турксибского районов города. Однако почти 90 процентов — алматинцы. А из-за того, что центр адаптации находится в Турксибском районе, по улице Олека Дундича 2 б, у некоторых и вовсе нет возможности доехать до его месторасположения. В автобусы их не сажают.
В связи с этим, Николай предложил создать несколько пунктов скорой социальной помощи для этих людей в центре, в частности в Жетысуйском и Ауэзовском районах города. По мнению Николая Коротицкого именно эти районы больше всего нуждаются в таких пунктах. С предложением плана он собирается обратиться к акиму города.
— Мы не можем принять людей в алкогольном опьянении, даже просто — с запахом,- продолжает директор центра социальной адаптации. — Даже если у бомжа повышенная температура, мы вызываем скорую и отправляем в больницу. И только после того, как он выздоровеет, наши двери для него открыты. — Но, признаюсь, был случай зимой, когда к нам пришел человек. Он был пьян, а на дворе -30. Мы его впустили, иначе он бы погиб…
— Сегодня есть все возможности заработать, — продолжает Николай. Если бы они прекратили употреблять алкоголь, вполне могли бы устроиться на какую-нибудь работу.
По словам Николая Коротицкого у 99 процентов людей, попадающих в центр адаптации, не было на руках документов, многие приходили со справками из мест заключения. — Молодых приходит мало, в основном это люди предпенсионного возраста, которых обманули, — говорит Николай. — Обычно этих людей родственники оставляют на улицах. — Это жертвы алкоголя, аферистов. Был такой случай, когда молодая пара уехала за границу, и молодой человек оставил своего старого отца на улице. Мы их регистрируем, полностью берем на себя оформление необходимых документов. Сначала они проходят обязательный медицинский осмотр в девятой городской поликлинике.
Сейчас срок пребывания людей без определенного места жительства и инвалидов в центре адаптации неограничен. Раньше больше трех месяцев людей не могли держать, так как мест не хватало, и за это время можно было бы восстановить документы.
По словам директора центра за все существование центра, проживало здесь и 4 участника Великой Отечественной войны. Один из них после смерти жены остался без жилплощади. Квартира была записана на имя супруги, и поделили ее между собой дети жены от первого брака. В итоге старику пришлось на оставшиеся деньги арендовать комнату, но вскоре деньги закончились. Ему пришлось искать поддержку в центре адаптации.
Еще один случай. Государство выделило участнику войны квартиру в Павлодаре. Через некоторое время после получения квартиры, пожилой мужчина заболел, и ему пришлось приехать в Алматы на лечение. Его здесь ограбили, оставили практически без ничего. Возвращаться на родину не захотел. Сейчас он находится в доме Ветеранов.
— Больше половины людей — бомжей имеет высшее образование, — говорит Николай Коротицкий. Это инженеры, врачи различных категорий, секретари райкомов. Правда, алкоголь забирает у этих людей все, в результате чего от них отказываются родственники, дети. У нас был и такой необычный случай: как-то пришел к нам 20 летний парень — воспитанник школы-интерната № 10. Парень жил, не зная ничего о своих родителях. Однажды он потерял свои документы и обратился к нам, мы помогли восстановить удостоверение личности и остальные необходимые документы. Во время восстановления документов, выяснилось, что у мальчика живы и здоровы родители.
Отец живет в Павлодаре, а мать — руководитель медицинского учреждения города Степногорск. Но, когда сын захотел увидеться с ней, отказалась. Новая семья, знаете ли, а первого ребенка она бросила сразу после родов…