Действительно, переговоры оказались очень результативными.
Наши страны уверенно смотрят в будущее и находят все новые точки соприкосновения взаимных интересов, несмотря на тревожные нотки в оценке двустороннего сотрудничества.
Без пафоса
Только самый главный документ, заверенный подписями глав двух государств — Декларация о стратегическом партнерстве — имеет политическое звучание. Другие документы носят чисто экономический характер. На уровне правительств подписано соглашение о регулировании деятельности международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос».
Профильные министерства двух стран договорились о сотрудничестве в области геологии и использования недр, об уведомлении сторон оперативной информацией в паводковый период на трансграничных реках. Кроме того, железнодорожники двух стран подписали меморандум о совместных исследованиях экономической целесообразности строительства Трансказахстанской железнодорожной магистрали, а телекоммуникационные ведомства Казахстана и Китая, а также национальные энергетические компании достигли принципиальной договоренности о сотрудничестве.
Не осталась без внимания и культурная сфера. В Китае будет открыт центр культуры Казахстана, а в Казахстане — университет Конфуция. Кроме того, казахстанские студенты получат возможность обучаться в ведущих китайских вузах.
Портфель договоренностей, достигнутых двумя странами, как видим, довольно внушительный. Нельзя сказать, что он всеобъемлющ, но в него включен максимум проработанных документов, актуальных в данный исторический момент. Чиновники и дипломаты приложили максимум усилий для того, чтобы официально засвидетельствовать стремление к всестороннему сотрудничеству.
Когда же утихнет официозный пафос, обязательно возникнет вопрос: действительно ли сотрудничество с Китаем всецело отвечает интересам нашей небольшой по численности населения, но чрезвычайно богатой природными ресурсами страны?
На этот вопрос однозначного ответа нет — и потому, что он многогранен, и потому, что существует масса всевозможных условий, только при наличии которых ответ будет утвердительным.
К проектам века
По историческим меркам еще недавно, невозможно было представить, что Китай станет стратегическим партнером Казахстана. Но это стало реальностью после ревизии нашим великим соседом внешних и внутренних приоритетов. Закрытая политическая система Срединного царства становится все более открытой, даже пошатнулась незыблемость государственной собственности — в стране отнюдь не рыночной ориентации активно развивается малый и средний бизнес.
Китай — громадная страна, и это, безусловно, накладывает свой отпечаток на ее развитие. Нужно давать работу десяткам миллионов людей, создавать условия для развития бизнеса в условиях государственного капитализма, жизненно важно, в конце концов, находить новые точки роста национальной экономики и выстраивать благожелательные отношения с соседними странами, пытаясь таким образом удачно вписаться в глобальный экономический пейзаж.
Многолетний стремительный рост экономики Поднебесной эксперты уже называют «китайским чудом». Однако этот феномен — не без явных слабых звеньев, которые китайское руководство пытается укреплять. Одно из самых уязвимых мест — энергетика страны. Китай имеет громадный запас углеводородов, и не все месторождения еще разведаны и оценены. Последнее обстоятельство (ведь там требуются колоссальные инвестиции) делает Китай одним из самых крупных импортеров нефти в мире — в прошлом году, по некоторым данным, он импортировал порядка 100 миллионов тонн. А Казахстан по железнодорожным путям отправил мизерное количество нефти — из собственных и российских источников — всего около 1,5 млн. тонн. Спрос на нефть в Китае есть, но нет технической возможности наращивать экспорт. В этом смысле строящийся нефтепровод Атасу-Алашанькоу, который должен быть запущен в конце этого года, можно считать стратегическим.
Для Китая — это дополнительный источник углеводородов, для Казахстана — возможность дополнительного экспорта, что в ближайшей перспективе очень важно.
Если в этом году добыча углеводородного сырья составит 1,3 миллионов баррелей в сутки, в 2010 — 1,8 миллионов, то в 2015 году — 3 миллиона баррелей в сутки, или 150 миллионов тонн в год. И выход в Китай на самом деле является прекрасным шансом для Казахстана, стремящегося к балансу добычи и экспорта. Но даже новый нефтепровод не сможет удовлетворить возрастающую потребность Казахстана в экспорте.
По оценкам отечественного министерства энергетики и минеральных ресурсов, Казахстану после 2011 года потребуется еще один трубопровод для экспорта нефти. Так что строительство нефтепровода из Казахстана в Китай отвечает не только интересам Китая, как утверждают некоторые аналитики, но и интересам Казахстана. Между тем Казахстан и Китай прорабатывают вопрос строительства газопровода, и здесь взаимные выгоды очевидны, если еще один «проект века» состоится.
На китайца надейся, а сам не плошай
Впрочем, слабые звенья есть и во взаимных отношениях Казахстана и Китая. Мы слишком увлечены успехами в сырьевой сфере. Понятно, почему. Здесь планы реалистичны и реализовываются очень быстро — на это бросаются колоссальные силы и инвестиции. И мы даже не пытаемся решать вопрос с Китаем об использовании его территории как плацдарма для броска в Юго-Восточную Азию. Ведь Китай расположен не на краю земли, и его рынок, несмотря на фантастическую емкость, имеет предел. Китай, например, не скрывает того, что собирается ограничивать впредь объемы импорта углеводородов. Наша нефть, как известно, очень тяжелая, и КНР, вполне возможно, будет ограничивать импорт такого сырья. Нам же будет выгодно, чтобы труба работала на полную мощность. Вот почему так важен вопрос сотрудничества с теми странами, что находятся за Срединным царством.
Или взять вопрос, который уже имеет «бороду». Китай экспортирует в Казахстан в основном ширпотреб, напрочь отбивая у казахстанских производителей желание конкурировать, потому что отечественные компании заведомо здесь неконкурентоспособны: в Китае дешевая рабочая сила, новейшие основные фонды, быстро реагирующий на запросы маркетинг.
Если дело так пойдет и дальше, то Казахстану грозит участь стать полностью сырьевым государством с иссякаемыми природными ресурсами. Есть надежда, что нам поможет самоутвердиться кластерная программа, которая нам обрисовывает неплохие перспективы.
Но хватит ли нам упорства и последовательности?