В в/ч все спокойно? - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+12 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В в/ч все спокойно?

В в/ч все спокойно?

К 2010 году армия Казахстана должна будет наполовину состоять из "контрактников" и на 15-30% - из солдат срочной службы.

  • 29 Июня 2005
  • 4473
Фото - Caravan.kz

Планируется, что срок срочной службы сократится до года. А «небоеспособные части казахстанской армии будут сокращены».
По оценке некоторых специалистов численность ВС РК составляет 76 тысяч человек. Из них 40 тыс. армия и 36 тыс. внутренние и пограничные войска, гвардия и военизированные части МЧС.
Однако, по мнению большинства экспертов, в современной армии должны состоять около 1 % населения страны. Следовательно, вооруженные силы Казахстана должны насчитывать около 140 тысяч человек.
И опять же, по мнению экспертов, нынешнюю численность казахстанской армии в 76 тысяч человек можно считать тем крайним рубежом, опускаться ниже которого просто опасно. Нельзя допустить дальнейшего сокращения личного состава и сохранить хотя бы сегодняшний уровень численности ВС. Хотя постоянное снижение авторитета армии в обществе и нежелание молодежи служить в ней могут стать теми факторами, которые способны серьезно осложнить достижение данной цели.
1 июня закончился весенний призыв. Карагандинские призывники отправились служить во внутренних и пограничных войсках, республиканской гвардии и частях МЧС.
— Мы отмечаем тенденцию, что сейчас многие молодые люди не «косят» от армии, а, наоборот, стремятся служить, — говорит начальник штаба военного округа Мурат Дарманкулов. — Однако брали мы не всех. Не призывали тех, у кого есть хотя бы один ребенок, больных, у кого тяжелое материальное положение в семье. Им дается отсрочка до 27 лет, а потом выдается военный билет. Не брали ослабленных и нездоровых, а сейчас из 18 мальчишек только один был годен к службе.
Помимо этого призывные комиссии были ошарашены количеством психических отклонений у будущих защитников родины.
Отношения по-военному
Дедовщина — хроническая, застарелая болячка нашей армии. На языке официальных бумаг — «неуставные отношения» — являются острейшей проблемой казахстанских Вооруженных сил.
Все данные по количеству преступлений, связанных с этим явлением, Министерство обороны держит в строжайшем секрете. В последние годы мы стали часто слышать об искоренении в воинской среде случаев неуставных взаимоотношений и правонарушений. Со слов военных — это стало одной приоритетных задач для руководства Вооруженных Сил Казахстана, которое в последние годы все чаще старается докладывать о повышении авторитета «людей в погонах». Слышать-то — слышим, только кто из нас по большому счету, всем этим правильным словам верит?
Громкое ЧП в в/ч 6505 Карагандинской области, когда военнослужащий Серикбол Омиртай, застрелился на боевом посту 1 февраля этого года (Караван.kz подробно писала об этом случае), вновь бросило тень на армейский мундир.
Военная прокуратура пришла к мнению, что рядовой покончил жизнь самоубийством, не выдержав издевательств старослужащих.
— В своих показаниях солдаты указывали, что военнослужащие 4-го батальона — младший сержант Шайкиев, рядовые Аманбаев и Якупов жестоко избивали солдат последнего призыва, — говорит начальник следственного отдела военно-следственного управления МВД РК по Центральному военному округу, старший лейтенант юстиции, Талгат Мугманов. — Их показания полностью подтвердились. Следствием установлено. Что Омиртай Серикбол покончил жизнь самоубийством, не выдержав издевательств.
В мае на скамье подсудимых оказались трое военнослужащих старшего призыва, которые, как полагает следствие, довели Омиртая до самоубийства.
— Сказать, что фактов неуставных взаимоотношений в воинских частях у нас нет, я не могу, — говорит военный прокурор Центрального военного округа Абай Увайдильдинов. — Но их меньше, чем несколько лет назад.
Из социологического опроса
На вопрос: «Как искоренить дедовщину?» половина опрошенных военнослужащих ответила, что дедовщина будет существовать ровно столько, сколько будет существовать такая армия. Вторая половина опрашиваемых назвала выходом введение контрактной службы.
Но до часа Х, когда контрактники займут место срочников еще пять лет, поэтому «молодняк» скорее всего так и будет бежать из частей, вешаться, стреляться, а иногда и убивать мучителей. Но откуда они берутся? Что же получается — жил-был паинька, пришел в нехорошую армию и та за год сделала его злым и жестоким? Да нет, он и на гражданке был таким. Или потенциально таким. Он из нашей жизни шагнул в армейскую. И вновь вопрос: можно ли сегодня говорить о том, что проблемы казахстанской армии в целом, ныне сводятся только к проблемам лишь той или иной воинской части в которой происходит ЧП, или проблема все же глубже? Перефразируя классика, может быть каждая воинская часть несчастлива по-своему, или мы что-то главное упускаем и что-то недоговариваем? Или вообще боимся сказать? А пока нынешнее положение армии не позволяет делать оптимистических выводов относительно ее способности в полной мере выполнять возложенные на нее обязанности.
Кстати
В мае сотрудники военной прокуратуры проверили деятельность командования войсковой части №31775 Карагандинской области и выяснили, что там необоснованно задерживают начисление и выдачу денежного довольствия различным категориям военнослужащих. 361 военный недополучил 688 128 тенге. После проверки задолженность была выплачена, а виноватые должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Всего по актам прокурорского реагирования за первый квартал этого года возмещено 3 242 776 тенге.
Взяли с поличным
В августе 2004 года 29-летний карагандинец Сергей Еникеев собрался на ПМЖ в Россию. Оформляя документы для поездки, мужчина столкнулся с проблемой, откладывающий отъезд на неопределенное время: у Еникеева не было военного билета. Решив, что получить этот документ будет проще всего нелегальным способом, Сергей вышел на старшего помощника начальника первого отделения областного военкомата Турара Жумабекова, который пообещал решить проблему за 500 долларов. «Клиент» согласился и, следуя инструкциям Жумабекова, отправился к «своему человеку» — начальнику второго отделения Октябрьского военкомата Кайрату Бейсембаеву, от которого так же получил утвердительный ответ. Однако сделка не состоялась: вечером того же дня с Еникеевым связались сотрудники ДКНБ Карагандинской области, оперативным путем узнавшие о готовящемся. В итоге мужчина стал «подсадным».
31 октября Жумабеков сообщил Еникееву, что военный билет уже готов и назначил встречу у областного военкомата на следующий день.
1 ноября на территории Карагандинского областного военкомата при получении 300 долларов (200 он уже получил авансом) Турар Жумабеков был задержан. В течение нескольких часов он давал показания, согласившись сотрудничать со следствием. Вместе с сотрудниками ДКНБ Жумабеков поехал к Кайрату Бейсембаеву, чтобы отдать тому «долю».
Турару Жумабекову было предъявлено обвинение по факту получения взятки и злоупотребления своими полномочиями, он находился под подпиской о невыезде. Кайрат Бейсембеков был обвинен в получении взятки и злоупотреблении должностными полномочиями, но ему была выбрана другая мера пресечения — арест.
Следствие по этому делу длилось почти полгода. Месяц назад взяточникам в погонах был вынесен приговор. Военный судья Акмолинского гарнизона Хаджимукан Мекентас признал обоих офицеров виновными и приговорил: Турара Жумабекова к двум годам условного наказания с испытательным сроком, переквалифицировав «получение взятки» в «посредничество во взяточничестве», а Кайрата Бейсембаева к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества и лишением права занимать руководящие должности.
Кроме того, с обоих осужденных будет взыскано 73 200 тенге в пользу государства, которые были потрачены на различные экспертизы. Осужденные свою вину признали лишь частично.
Кто будет спорить, что проблема борьбы с коррупцией, не остается в Вооруженных силах республики одной из главных?