Школу - за три года! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Школу - за три года!

Школу - за три года!

В августе месяце будут окончательно утверждены государственные стандарты среднего образования. Педагогов- практиков волнует отсутствие в них пункта об экстернате.

  • 10 Июля 2003
  • 3572
Фото - Caravan.kz

Учителя утверждают, что в обществе давно назрел социальный заказ на обучение экстерном, однако чиновники делают вид, что экстерната в природе не существует. Почему?!
Сначала уясним, что это такое — экстернат. Это бесплатная форма освоения общеобразовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Интересно, правда? Особенно если учесть, что рамки стандарта у нас в Казахстане есть, а экстерната нет.
Кому он нужен?
Если верить министерским представлениям об экстернате, то в нем нуждаются только одни дети-инвалиды. Собственно за ними и закреплено официальное право получать образование в виде общеобразовательного экстерната. Все остальные должны вписываться в стандарт. Однако как вписываться, если ребенок нестандартный?
Первыми почувствовали ужас ситуации родители учеников, которые уродились шибко умными. Таким детям перепрыгнуть через класс или сдать экстерном экзамены за два года — невероятно сложно. Причем, в рамках частного образования — нет проблем. Плати и учись хоть за один год сразу в пяти классах. Однако сделать то же самое в стенах государственной школы — практически невозможно. Директора школ ссылаются на то, что у них нет положения об экстернате, а это значит, что любая проверка из районного отдела образования может найти вопиющие нарушения.
Единственное, что могут сделать такие директора для способных учеников, это перевести их в гимназию, где учебный план более гибкий. И это действительно так.
Гимназии с удовольствием принимают таких детей и даже берутся разработать им план индивидуального обучения, а также план сдачи переводных экзаменов экстерном. Однако, как уверяют родители, условия сдачи экзаменов настолько жестоки и не реальны, что никакой умник-разумник такие трудности не выдержит. В одной из алматинских гимназий 12-летнему мальчику, шестикласснику, который учился с опережением школьной программы, предложили сдать программу восьмого класса за месяц. Двенадцать предметов подросток должен был сдавать через каждые два дня. Мама, зная нагрузки, которые и без того выдерживает каждый день ее ребенок (а он всерьез занимался генной инженерией, делал собственные переводы из английских журналов), возмутилась. Неужели нельзя экстернат уложить в другие сроки!? Учителя отвечали, что нельзя. Но почему?
Ответ на этот вопрос, к сожалению, невозможно найти ни в районных отелах образования, ни в департаменте образования. В кулуарах чиновники откровенно говорят, что они бы и рады ввести в школах экстернат, вроде бы время пришло, родители часто звонят и просят об этом, но распоряжения сверху не поступает. Экстернат тихо саботируется. В Министерстве боятся, что под эгидой ускоренного образования школы начнут заканчивать заочно всякие неучи! Боятся напрасно, потому как эти самые неучи являются второй категорией учеников, которым экстернат действительно нужен, как воздух. Только российские чиновники от образования почему-то это понимают и признают, а наши — нет.
Читаем в российском положении об экстернате (Россия уже ввела эту форму обучения): «прежде всего в экстернате сегодня нуждаются дети нынешних беженцев, вынужденных переселенцев и других мигрантов… повышенный интерес к экстернату возник и у демобилизованных солдат, лишенных в современных армейских условиях некогда существовавшей возможности сочетания срочной службы в армии с обучением в вечерней школе. Также экстернат выступает как альтернатива второгодничеству»…
То есть, учащиеся, оставленные на второй год обучения, имеющие по одному — двум предметам двойки, могут ликвидировать учебную задолженность в порядке экстерната в течение первой четверти следующего года.
Что важно, преподаватель, составляя план индивидуальной подготовки такого ученика к экзамену, обязательно должен учитывать уровень его подготовленности. То есть экзамен не должен включать в себя весь программный материал прошлого года. Учитель должен проверить те знания, которые могут гарантировать перевод в другой класс. Но для этого педагог должен сесть и потрудиться над составлением контрольных и домашних заданий для такого ученика.
Выбираем то, чего нет?
Директор частной школы «Экстерн» Елизавета Игоревна говорит, что кроме всевозможных выгод, которые обещает экстернат ученикам и их родителям, эта форма обучения обеспечивает и элементарное конституционное право каждого из граждан Казахстана. Люди имеют право выбрать любую форму обучения, экстернат в том числе. Однако право провозглашено, а выбрать ни ученики, ни их родители не могут. Где вы видели школы, которые бы при приеме детей на учебу, интересовались, вы, как желаете обучаться: индивидуально, коллективно, убыстренно — с помощью экстерната, или углубленно? Кстати, экстернат позволяет сдавать экзамены экстерном по нелюбимым предметам и больше уделять внимания на изучение нужных или любимых предметов. В частных школах такая практика уже отработана. Родители это приветствуют. Учеников это устраивает. Но официального разрешения на экстернат у школ нет. Хотя…
Почти что экстернат
В каждой государственной школе в конце учебного года проходит педсовет с приглашением родителей и плохих учеников. На этом ристалище выясняется, что ученик не имеет аттестации по какому-либо предмету, то есть он — двоечник по физике, хотя параллельно может иметь «отлично» по английскому. Учитывая это обстоятельство (а также и собственную отчетность перед вышестоящими инстанциями, за двоечников в департаменте образования по голове никого не гладят), администрация школы, во главе с классным руководителем ученика, просят педагога — предметника спасти ситуацию, позаниматься с отстающим учеником летом, а точнее принять у него в зачетной форме знания по своему предмету.
Учитель соглашается. Правда, никаких индивидуальных планов для ученика не разрабатывает, провинившийся сдает все параграфы подряд, решает задачи (если надо). Длится пересдача или вернее досдача один летний месяц. Ну, чем не экстернат? Он самый, только в очень примитивной форме. Вряд ли чиновники не знают о существовании такого спасительного экстерната. Знают. Приветствуют. Но официально не разрешают.
В Министерстве образования и науки РК (в частности в департаменте среднего образования у его директора господина Караева) лежит предостаточно писем, просьб и факсов, как от учителей, родителей, так и чиновников высокого ранга — по поводу экстерната. Одни просят внедрить, другие просветить — что это такое, третьи объяснить — почему нельзя, почему нет распоряжений?
Министерство предпочитает отмалчиваться. Видимо, система образования в целом не готова к мобильным и гибким формам получения знаний. Вы только представьте экстернат повсеместно. Учителя же взвоют. Сейчас они спешат на индивидуальные занятия только к детям, которые освобождены от традиционных занятий по состоянию здоровья. И надо сказать, они не в восторге от этих индивидуальных уроков. А потом все захотят учиться так: по одним предметам быстро, по другим основательно и медленно. Разве наша школа готова к дифференциации? Нет и еще раз нет. Ни школы, ни педагоги, ни государство в целом (хотя педагогические технологии давно позволяют внедрить эту форму обучения). У государства на экстернат нет денег. А на его внедрение понадобится дополнительное финансирование. У нас же средства на образование урезаются, перекладываются на плечи родителей. И вдруг экстернат?! Пока вопли общества по поводу его отсутствия игнорируются. Но это пока.
Социальный заказ на экстернат есть, более того, спрос на него становится все более массовым. К детям-вундеркиндам подключаются родители, которых не устраивают единообразные темпы и качество обучения в условиях обычной школы. Появились родители, которые отказываются вести своих детей в первый класс, всерьез подумывая о домашнем обучении и экстернате. Зачеркнуть все эти факты как несуществующие, не так-то просто. Сейчас их пытаются представить как аномальные. Но на самом деле все они благополучно ложатся под экстернат. Как долго смогут не замечать этого чиновники? Скорее всего, если к новому учебному году экстернат опять не утвердят, и новое поколение учеников будет обречено упаковаться, ужаться, урезаться в прокрустово ложе системы образования, общество как всегда выдавит из себя энтузиастов, которые наконец-то заглянут в конституцию, в закон «Об образовании», и, угрожая ответственностью перед законом (если другие доводы не действуют), добьются внедрения экстерната.