Ликвидация духовной безграмотности - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ликвидация духовной безграмотности

Ликвидация духовной безграмотности

Татьяна Зотова знает, как научить детей учиться и сделать это в самые кратчайшие сроки.

  • 7 Июля 2006
  • 5116
Фото - Caravan.kz

Методика обучения Зотовой внесена в книгу рекордов Гиннеса. Татьяна Владимировна хочет предложить свою систему обучения казахстанским малокомплектным школам, удаленным от городов и районных центров.
Считает такой вариант обучения идеальным для тех детей, которые по разным причинам не могут ходить в школу весь год.
Итак. Это не фантастика. В России появились уникальные учебные заведения, в которых курс девятилетней средней общеобразовательной школы можно пройти за пять лет. И еще — в них нет отстающих учеников. Вчера — двоечник, сегодня — «Ломоносов».
Татьяна Владимировна Зотова, доктор педагогических наук, академик, автор и создатель не имеющей аналогов в мире научно-методической учебно-оздоровительной системы «Ликвидатор безграмотности» утверждает, что такая метаморфоза возможна.
На ее осуществление уходит максимум 10 дней. При этом не наблюдается-не ведется никакого нейро-лингвистического программирования, гипноза и эффекта 25-го кадра! Разработанная ею программа «Ликбез» позволяет изменить алгоритм познавательной деятельности мозга, то есть умения учиться.
Про двойку, дырку и поощрение от папы
История создания педагогической системы, которую сегодня в России называют наукой Зотовой, очень простая и житейская. Со слов автора, она началась в третьем классе.
«Я — полька, училась в украинской школе. Русский стала изучать в четвертом классе. Училась только на «отлично». И вдруг по языку получила двойку. Я была настолько расстроена, что машинально начала стирать оценку пальчиком, предварительно послюнив его. Однако мой сосед по парте не растерялся, поднял руку и сказал: «Анна Павловна, а она вашу двойку стерла». В тетради была огромная дыра. Тогда учительница поставила рядом на всю оставшуюся страницу красивую элегантную единицу. Ярко-красную. После уроков она вызвала меня в учительскую, сказав: «Стульчик видишь, переписывай». Я думала, что на этом стуле буду сидеть, но оказалось, надо сесть на пол, чтобы стул заменил маленький стол. Она практически поставила меня на колени».
Конечно, это был стресс. Пройдет много лет, а она каждый раз будет возвращаться к этой истории и твердить: «Я тогда поняла, как трудно быть двоечником, как страшно нести единицу домой и как сложно рассказать родителям правду».
Ей в тот день повезло. Дома был папа, который, узнав про «хорошие отметки», тут же заявил, что она только тогда сможет называться настоящей ученицей, если ко всем своим пятеркам, а теперь еще двойке и единице, получит четверку и тройку. «Он не ругал меня. Оставлял за мной право выбора, я так ему благодарна», — говорит Татьяна Владимировна, посвятившая свою жизнь поиску новых схем обучения детей.
В ее школе нет оценок. Есть оценочная система в виде вопросов и звездочек, но оценок как таковых — нет.
Про счастье, весну и алгоритм
Собственный опыт ученицы однажды заставил ее задуматься: почему существительные «весна» и «счастье» в начальной школе не называются предметом. К какой категории относятся эти нестандартные существительные, и самое главное, как это объяснить маленьким ученикам?
В результате, когда она стала учителем, в системе «Ликбез» дополнительно к существующим стандартам по русскому языку появилось 500 тем. В них нет исключений. Система устроена от простого — к сложному, от частного — к общему. Татьяна Зотова говорит: «Если ты знаешь, что надо сделать, чтобы открыть бутылку с минеральной водой — а именно, поднять крышку вверх, то уже неважно, как ты это сделаешь: открывашкой, вилкой или чем-то другим. Но только не надо отбивать дно и пить оттуда: надо знать алгоритм. К сожалению, дети в современных школах не знают, как учиться. Они вынуждены разбивать бутылки, резать свою душу и погибать».
Она считает себя педагогом-практиком, хотя все вокруг уже лет десять говорят о зарождении новой науки. У «Ликбеза» есть свои учебники — на счету школы 38 патентов. Но до сих пор очень сложно описать, что происходит на ее уроках. Дети с дислексией, которую годами не могут победить дефектологи, излечиваются за несколько уроков. Дисграфия — нарушение письма, связанное с патологией мозга или речи, которое по общепринятым меркам невозможно исправить, проходит за 15 дней. Писчий спазм снимается за доли минут. Нет терминов, которые могли бы передать смысл происходящего. Ученые говорят, что в основе методики «Ликбез» лежит положение о возможностях человека. Отсюда и чудеса.
Про правое и левое полушария мозга
Ее уроки начинаются всегда по-разному, но одинаково интересно. То надо орехи в кулачках катать, то ногами топать, то в ладоши выбивать определенный ритм, а то и вовсе петь, прыгать, лежать на парте. Еще она рассказывает, как надо просыпаться утром, правильно дышать, снимать усталость, лечить глаза и многое другое, без чего, как выясняется, нельзя жить счастливо.
Она делит знания на методики обучения, развития памяти, мышления, конспектирования, заучивания, на коррекцию правшества и левшества. Говорит: «Люди создают друг другу проблемы, а надо научиться жить».
Она не медик, никогда ни о каких полушариях мозга понятия не имела, просто видела, что дети после ее уроков выздоравливают. Уже на второй — третий день коррекционного блока средненькие ученики начинают получать пятерки по физике и математике. Вот тогда она задумалась: что происходит? Поняла, что не имеет права делать выводы, пока специалисты, профессионалы не изучат этот феномен.
По собственной инициативе заключила договор с учеными института коррекционной педагогики Российской Академии Образования. Более трех лет шли обследования детей. После чего ученые выдали госпоже Зотовой заключение, в котором черным по-белому было написано: педагогическая система гармонизирует работу мозга. Нормализуется мозговая деятельность, развивается желание учиться. «Я это называю по-своему, — резюмирует научные выводы Татьяна Владимировна. — Ремонтирую брак в работе учителей. Причем, такой брак, который меняет жизнь ребенка. Ведь, одно дело, когда он не знает, как пишутся слова с «чк-чн», и совсем другое, когда он выходит из школы с заниженной самооценкой. Если учитель авторитарен, ребенок стоит в унизительной позиции, начинает болеть, не может учиться. В будущем у него могут возникнуть сложности с отцовством, он не сможет состояться как мужчина и это — страшно».
Нет, далеко не каждый учитель может учить детей. Система «Ликбез» предполагает жесткий отбор педагогов. В прошлом году Татьяна Зотова протестировала 1500 человек, из них 30 — были преподавателями МГУ. Только двоих пригласила на работу, но через месяц они уволились. Оказывается, люди современной системы не годятся в учителя! Они — «косноязыки и мыслекостны». Внушают детям, что повторение — мать учения, тогда как мозг устроен так, что повторение — мать забывания. Они не могут научить детей ничему новому.
Про сангвиников и школу будущего
Дети должны хотеть идти в школу, хотеть учиться. Для этого учителя
должны быть высоко-нравственными, духовными людьми. Обязательно — спокойными, доброжелательными. «Педагог не может быть холериком по психотипу, — убеждена Татьяна Владимировна, — только сангвиником». Только такой человек может пройти по методике «Ликбез» всю программу русского языка (с первого по девятый классы) за один месяц и передать знания детям!
Сейчас, когда в Москве есть лицей, работающий по авторской программе Зотовой, в нем весь курс средней школы проходят за пять лет. На учебу приезжают ребята из разных городов России. Узнав о чудо-школе, родители отправляют в нее своих «запущенных» детей, от которых отказываются обычные учебные заведения. «Ликбез» принимает всех без исключения, потому что ее директор — госпожа Зотова убеждена, дети все равно ничего не знают, неважно, какой класс они окончили. Семиклассники вынуждены заново проходить школьную программу.
Если дети приходят в школу с первого класса, их обучают нескольким иностранным языкам с изучением предметов на этих языках. «Это — принципиально, — уверена Зотова, — иначе бесполезно изучать языки в первом классе: мозг, перегруженный «мертвой» невостребованной информацией, начнет мстить ребенку, вызывая те или иные заболевания».
В Российской Федерации ученые установили, что после введения изучения инязов в первом классе на 50% повысилась заболеваемость школьников. Сейчас по данным управления здравоохранения города Москвы — 100% выпускников школ — психически и физически не здоровы. Что происходит? «Человек — самодостаточная система. Я во время учебы в нашей школе запрещаю использовать медикаменты. Дети перестают болеть. Вместо лекарств предлагаю знания: как жить, как просыпаться, как питаться. Дети легко усваивают азбуку жизни, — рассказывает Татьяна Владимировна. — Кстати, телевизор и компьютер тоже запрещено смотреть до поры до времени. Позже, когда ученики будут знать, как это делать правильно, телевизор и компьютер вернутся в их жизнь».
Картинка, нарисованная Зотовой, очень сильно смахивает на школу идеального типа. Это как раз та проблема, над решением которой сейчас работают казахстанские учителя. Они ищут ответ на вопрос: чем должна заниматься школа — учить или воспитывать? Некоторые считают, что школа должна давать академические знания, а воспитание остается за семьей. Другие уверены, что невозможно чему-либо научить, без воспитания. Нельзя разрывать тонкую связь между жизнью и образованием. Ведь образование, как говорит Зотова, — это знания об образе жизни.
Новая наука Зотовой имеет запатентованное название «ЛИК» — личность, интеллект, культура. Ее коллеги называют систему прикладной педологией.
В Ташкенте по ее системе 10 лет существовала МАГДИ — малая академия гуманизма, добра, интеллекта. Автор уверена, что беда современных школ в том, что в них делается малый акцент на нравственные аспекты.
Большая часть людей существуют на уровне биологических потребностей: употребляю, перерабатываю, выделяю, плюс секс. А любовь — это нравственно-духовная категория.
В нашей школе ею давно не пахнет…