Антитеррористические операции за рубежом - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+19 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Антитеррористические операции за рубежом

Антитеррористические операции за рубежом

По мнению экспертов, Азербайджан вслед за Россией должен узаконить это право. Судя по всему, Азербайджану также придется принять закон в борьбе с международным терроризмом за пределами страны.

  • 10 Июля 2006
  • 1501
Фото - Caravan.kz

Об этом заявил Эхо эксперт по вопросам безопасности Ильхам Исмайлов.
По его словам, после известных событий 11 сентября в США, большинство стран мира пересмотрели законы, связанные с борьбой против международного терроризма и приняли новые законы в этой области. Он упомянул, что в числе таких государств есть Россия и США.
В Турции парламентарии хотят пересмотреть подобный закон. «Это касается и Азербайджана. Не имеет значения, является ли Азербайджан супердержавой или средним государством. Если наша страна активно участвует в международной антитеррористической коалиции и безопасности страны угрожает соседняя страна, это означает, что необходимо принять закон, разрешающий правительству использовать вооруженные силы и спецслужбы не только внутри, но и за пределами страны», — подчеркнул он. Эксперт утверждает, что такая форма борьбы не противоречит международным правовым нормам. «Напротив, подобный шаг регулируется международным правом», — говорит Исмайлов.
Напомним, что 5 июля Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях закон, разрешающий президенту использовать Вооруженные силы РФ и спецслужбы для борьбы с международным терроризмом за пределами страны (РИА «Новости»).
Поправки в антитеррористическое законодательство подготовлены группой депутатов и сенаторов. Они вносят изменения и дополнения в законы «О противодействии терроризму», «О СМИ», «О связи», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О ФСБ», а также в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
Документ подготовлен в связи с недавней ратификацией Россией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и принятием Госдумой закона «О противодействии терроризму».
Закон также восстанавливает институт конфискации имущества. Имущество и средства могут быть отчуждены у лиц, обвиняемых в причастности к террористической деятельности, или совершению тяжких и особо тяжких преступлений.
Институт конфискации имущества восстанавливается в уголовном законодательстве в качестве «иных мер уголовно-правового характера». Законопроект предусматривает возможность «принудительного безвозмездного обращения в собственность государства» денег, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения преступления, связанного с террористической деятельностью.
Также положение о конфискации имущества распространяется на лиц, причастных к финансированию терроризма, организации преступной группы и незаконного вооруженного формирования.
Под конфискацию имущества также подпадают преступления, связанные с похищениями человека при отягчающих обстоятельствах, захватом заложников, торговлей людьми, грабежом, совершенном организованной группой лиц в особо крупном размере, а также вымогательством.
Статья о конфискации будет применяться и в отношении лиц, обвиняемых в изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг, незаконном экспорте сырья, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.
Конфискации подлежит и имущество лиц, обвиняемых в незаконном производстве наркотиков, организации наркопритонов.
Кроме того, под статью о конфискации имущества подпадают государственная измена, шпионаж, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия.
В соответствии с поправками, в законопроекте ограничивается деятельность представителей СМИ в зоне проведения контртеррористической операции. Вся информация о ходе операции будет предоставляться журналистам руководителем такой операции.
Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко считает, что принятые поправки в антитеррористическое законодательство позволят более подробно прописать правила освещения в СМИ контртеррористических операций.
Катренко полагает, что ограничения в деятельности журналистов «разумны», поскольку без установления неких правил работы в зоне проведения операции, ее ход, тактика могут стать известными не только читателям, телезрителям, но и террористам или их пособникам.
«Это, в свою очередь, создаст угрозу жизни и здоровью населения и бойцов спецподразделений, — считает вице-спикер. — Теперь обнародование таких сведений запрещено».
Он также считает необходимым восстановление института конфискации имущества. «Терроризм давно уже превратился в преступный бизнес, приносящий ее «бизнесменам» — организаторам и исполнителям терактов — огромные кровавые доходы. Теперь же деньги, ценности, иное имущество, полученное в результате преступления или предназначенное для финансирования терроризма, по решению суда должно быть конфисковано и перейти в собственность государства», — сказал парламентарий.
УПК РФ также дополнен важнейшей нормой, в соответствии с которой в исключительных случаях судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может производиться и в отсутствии подсудимого, — уточнил вице-спикер. «Если он решил скрыться от правосудия за пределами России или уклоняется от явки в суд, судебное заседание все равно состоится, приговор будет вынесен», — подчеркнул депутат. Вместе с тем он отметил, что участие адвоката со стороны подсудимого в ходе судебного разбирательства является обязательным. По мнению Катренко, такого рода заочные приговоры значительно облегчат процедуру выдачи подсудимого России теми странами, на территории которых он решил спрятаться от закона. Он также уточнил, что норма о конфискации имущества и доходов, полученных в результате преступления террористического характера, будет применяться после 1 января 2007 года.
Кстати, Исмайлов не разделяет мнение о том, что подобный шаг РФ может привести к аннексии территорий других стран. « Ведь вооруженные силы США вошли в Афганистан, однако никто не считает это аннексией и не говорит, что США оккупировали Афганистан.
Все говорят, что в Афганистане существовало правительство, поддерживающее международный терроризм, а США ведут борьбу против этого явления. А Россия приняла этот закон после убийства российских дипломатов в Ираке»,
— подчеркнул он.
Он напомнил, что в 1972 году такому методу прибегнул Израиль, после того, как арабские террористы убили израильских спортсменов во время олимпиады в Мюнхене.
Правительство Израиля дало указание о задержании и уничтожении этих террористов на территории любой стране мира. За исключением одного террориста, они уничтожили всех участников этого чудовищного теракта.
«А теперь и россияне идут на это. Но это не означает, что РФ будет вводить свои войска во все страны. В борьбе с терроризмом используют обычно мобильные группы, костяк которых составляет спецназ».
Вместе с тем, эксперт считает, что азербайджанские спецслужбы пока не готовы выполнять такие миссии за рубежом, т.к. нет такого закона, да и опыта не хватает.
«Я не помню, чтобы после обретения независимости, наши спецслужбы выполняли подобные акции хотя бы в Армении и других странах, которые выбрали нашу страну в качестве мишени. Но этот опыт обязательно надо набирать». По его мнению, спецслужбы Азербайджана могут выполнять такие операции двумя способами — открыто и тайно. Это означает, что в первом случае они проводят операции со спецслужбами тех стран, где скрываются террористы, а во втором случае поступают незаметно. Поскольку, существуют такие страны, которые не заинтересованы в аресте тех или иных террористов.
Эксперт считает, что Азербайджан не может столкнуться с упреком со стороны международных структур, осуществляя подобные операции, если сможет привести неоспоримые доказательства вины террористов.
Частично разделяет это мнение и депутат Милли меджлиса Захид Орудж. Он также утверждает, что парламент Азербайджана в силах принять подобный закон в стране. При этом он указал, что в Конституции Азербайджана существует пункт, согласно которому парламентарии могут разрешить президенту использовать вооруженные силы внутри или за пределами страны в ходе кризисных ситуаций.
Однако, Орудж согласен, что для принятия такого закона есть правовая база, и если на международной арене существует такие примеры, безусловно, азербайджанский парламент тоже может принять аналогичный документ.
К тому же, по его словам, уже давно в обществе бытует мнение о необходимости применения принципов борьбы международного терроризма против армянских террористов, скрывающихся в Нагорном Карабахе и Армении.
Однако, по его мнению, лишь такие страны, как США, которые обладают крупной международной поддержкой могут быстро заниматься подобной деятельностью.
И нужно признаться, что активные шаги Азербайджана в борьбе с терроризмом зависят и от позиции страны на международной арене. Но в принципе, парламентарий уверен, что азербайджанские спецслужбы могли бы проводить такие операции за пределами страны. При этом он считает, этот вопрос недостаточно ясно определен в международном праве.
«Если мы хотим обезвредить террористическую организацию, скрывающую в Дагестане, то мы должны это осуществлять совместно с российскими спецслужбами. Поскольку, между нашими странами существуют взаимные обязательства».
В свою очередь юрист-международник Эркин Кадыров считает, что международное право допускает принятие этого закона и в Азербайджане.
По его мнению, если будут соблюдены принципы пропорциональности, то принятие такого закона в Азербайджане возможно. Потому что в статье 51 Устава ООН предусматривается право государств использовать индивидуальные и коллективные самообороны. В некоторых толкованиях этого принципа имеется в виду и превентивные удары.
Т.е. государство может начать защищаться еще до того, как по нему ударят. Эксперт считает, что это можно отнести и к борьбе с международным терроризмом. Он указал, что США весьма активно используют эту доктрину, хотя она в принципе не новая.
«В доктрине США указывается, что нападение на граждан США означает нападение на само государства. Это логично, потому что юридическая концепция государства включает в себе 3 признака — территорию, население и власть.
Нападение на государство считается свершившимся, если нападают на ее территорию, на власть (сюда входит и в т.ч. нападение на представителей дипмиссий зарубежом) и на граждан. Поэтому американцы этот метод применяют по всему миру.
И судя по всему, Россия тоже собирается это применять. Так, что с юридической точки зрения ничего не мешает Азербайджану сделать этот ход»
, — заключил он.

Х.ГАСЫМОВА, Н.АЛИЕВ