Родня или выгода? - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+24 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Родня или выгода?

Родня или выгода?

Уже давно всем известно, что менталитет - мощнейшая сила в человеческих взаимоотношениях.

  • 22 Июня 2006
  • 828
Фото - Caravan.kz

Сильное влияние оказывает он и на социальные отношения. А порой «перешибает» даже естественные экономические законы.
Во всяком случае, у нас в Казахстане противоречие между обычным расчетом и проявлениями менталитета бывает порой очень резким и труднопреодолимым.
А ведь нам предстоит в очень скором будущем трудиться и конкурировать в условиях и по законам ВТО. Так что рассмотреть то, что нам мешает на пути к счастливому будущему на сегодня весьма актуально.
Сестренки и братишки, а также их родители
Товары по качеству, сильно отстающие от импортных аналогов, похожие на них услуги, слабый креатив во всем, являющийся, по сути, ухудшенной копией российского и даже «или иностранного» тут неуместно — это, увы, наша казахстанская действительность. Отчего так происходит?
От командно-административной системы СССР освободились уже …надцать лет как, и вроде бы период накопления капитала миновали, а все еще до западного уровня производства и качества в сфере услуг не допрыгнули. А причина-то рядом, можно сказать — под носом…
Стоит зайти в офис любой алматинской или иной казахстанской фирмы, даже мимолетом, непременно наткнешься на двух или более родственников, работающих, так сказать, бок о бок.
На первый взгляд — ну что тут особенного? Выбрали две сестры или дядя с племянником одну профессию, что же в этом криминального? Вспоминаются сразу расхожие штампы про преемственность поколений, семейный подряд или «по стопам отца, матери» и т.д. Но на самом деле все происходит не по штампам, а согласно возможностям того или иного казахстанца устроить на работу члена своей семьи или ближайшего родственника. Можно и дальнего. Но это уже за отдельную плату, за ответную услугу, или, как минимум, за подарок и званый ужин с роскошно накрытым столом.
В конце концов форма устройства и вид оплаты за него не имеют значения. Главное в такой ситуаци то, что принимаемые родственники, как правило, занимают рабочие места, не будучи полноценными претендентами на вакансии в профессиональном отношении.
И всякому ясно, что в идеале было бы правильно устроить кастинг, и в ходе честного конкурса принять на вакантное место действительно достойного. Но ведь нет, у нас многие должности автоматически заполняются братишками, сестренками и другими родственниками. При этом на их компетентность внимания не обращают. Мол, это же братишка или племянник нашего уважаемого сотрудника — как он может плохо работать? Но зачастую, родственники ни опытом работы в данной сфере похвастать не могут и талантами блистают крайне редко. Не говоря уже о том, что сначала на их обучение на новом месте уходит от полугода до полутора и более лет. На западе такое явление — нонсенс. Там ни на одной фирме долго терпеть бестолкового родственника не станут.
В советское время также довольно серьезно боролись с семейственностью и неспроста. Идеологи социализма учитывали неопровержимый факт — когда в любом деле речь заходит о семье и родных, то своим дражайшим всегда делаются уступки и поблажки.
Это по-человечески понятно. Но с точки зрения здравого смысла и выгоды для производства — просто губительно. Нет, конечно, бывают и здесь исключения. Но исключение — не правило.
Сердцу, но не производству
Кроме родных на фирмах работают еще и многочисленные любимчики и любимицы. Опять же ну что дурного в том, что коллектив представляет собой спаянную привязанностями, бодрую массу трудящихся?
Да все то же самое. К тому, к которому или которой, испытываешь сердечную привязанность, не будешь так строг, как к иному сотруднику, являющемуся пусть и профессионалом высшей пробы, но «ну, не нравится он мне и все тут». А там, где начинается «нравится — не нравится», что в простонародье называется вкусовщина — хороших результатов не жди. Не будет их — как дождя в Сахаре.
Рынок внутренний и внешний требует продукта высокого качества, основанного на точном (его рынка) просчете, а не на приоритетах по симпатиям. Вот и получается, что куда ни обратишься — всюду работают специалисты по знакомству, по родству или по иной — сердечной принадлежности, а совсем не лучшие в своей профессии.
Что же тогда удивляться некачественным услугам и товарам? Тем не менее, дальше — больше. Впереди нас ждет вступление в ВТО и предстоит конкурентная схватка за покупателя. Как же наши междусобойчики-коллективчики станут бороться за клиента, если места профи занимают друзья сердечные? Так и будут — в полсилы. Правда, в последнее время вырисовалась положительная тенденция. Владельцы некоторых компаний обожглись на некомпетентности своих родных или, сами понимаете кого, причем этот «ожог», как правило, влетал в копеечку, и додумались до того, что чужой, но профессионал принесет бизнесу больше пользы, чем свой родной, но некомпетентный работник.
Успешные бизнесмены, на собственном опыте, «проколовшиеся» на родных, предпочитают отстегивать им на содержание небольшой процент от прибыли, нежели подпускать к бизнесу.
Только вот очень медленно идет этот процесс прозрения. Разводя междусобойчики, наши фирмачи рискуют проиграть иностранцам даже собственные, родные просторы внутреннего рынка. А проигрыш в этой игре означает, как минимум потерю присутствия на том или ином сегменте рынка вплоть до банкротства и разорения.
А на первый взгляд все так безобидно начинается — принимаю на работу, кого вздумается, кто нравится или моего родственника, мол, я же хозяин, что хочу, то и ворочу.
Это так, но последствия не замедлят сказаться. Уж не лучше ли как в той поговорке «семь раз отмерь — один раз отрежь» поступать?
В наиболее успешных компаниях страны уже давно поняли актуальность старого советского лозунга «Кадры решают все!».
А остальные работают пока, как на душу легло. И вряд ли к вступлению в ВТО эти предприятия успеют перестроиться настолько, чтобы суметь переиграть иностранных конкурентов.