Проблемное звено образовательной системы - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Проблемное звено образовательной системы

Проблемное звено образовательной системы

В начале недели в Астане эксперты в области образования подвели итоги проекта мониторинга эффективности государственных расходов на образование "Доступ к качественному образованию: возможности и ограничения для детей из сельских школ".

  • 29 Января 2009
  • 1336
Фото - Caravan.kz

Он проводился на протяжении всего 2008 года. Итоги показали — образование детей в сельских школах обходится в 3,5 раза дороже, чем в городских. При этом из-за недофинансирования 11 млрд. тенге или 4 % от общего бюджета среднего образования сельские педагоги платят за служебные нужды из своего кармана, «во имя качественного учебного процесса» в школах. Но качество образования на селе от этого не улучшается.
По последним оценкам независимых экспертов, в Казахстане с каждым годом увеличивается число малокомплектных школ (МКШ). Школы, где одновременно и в одном классе обучаются разновозрастные дети, по большому счету характеризуются менее профессиональными кадрами, более слабой материально-технической базой, недостаточным финансированием, и, как следствие, худшим уровнем знаний. При этом в Национальном отчете по образованию за 2006 год, малокомплектные школы названы наиболее проблемным звеном в сфере образования республики.
Сегодня рост «проблемного звена» на селе происходит за счет миграции жителей села, отправившихся в города за «большим рублем» и большими возможностями, в городе МКШ появляются в результате сноса частных секторов. Так, в докладе за 2007 год Министерства образования и науки (МОН) «Сведения о малокомплектных школах», отмечено, что с 2001 по 2007 годы количество МКШ увеличилось на 177 единиц, а «контингент учащихся возрос на 19,6 тысяч человек».
В рамках проекта, реализованного Исследовательским центром «Сандж», рядом независимых экспертов в сфере среднего образования при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан, было проведено исследование с участием директоров школ, работников системы образования, представителей родительской общественности Алматинской, Карагандинской, Актюбинской и Павлодарской областей. Отправной точкой для исследования стал тот факт, что за последние семь лет объем финансирования образования увеличился почти в семь раз. Но при этом никаких изменений в качестве образования не произошло, согласно результатам ЕНТ показатели в сельских школах на протяжении последних лет остаются неизменными — на 15 % ниже городских.
«Основная часть финансирования школ осуществляется за счет местных бюджетов. Причем его доля составляет до 80%. Как правило, средств в местных бюджетах всегда недостаточно, так как налоговых поступлений, из чего и формируется местный бюджет, на селе не так много, а трансфертов с центрального уровня не всегда хватает», — отметила Жанар Джандосова, директор Центра исследований «Сандж», в своем докладе. Кроме того, согласно статистическим данным МОН РК, в сравнении с городскими школами, где доступ к Интернету имеют 94,2% школ, среди сельских школ эта цифра едва достигает 87%, а МКШ — 76%, что дополнительно доказывает правдивость мнения о неравных условиях по информатизации и компьютеризации учеников, как составляющих понятия «качественное образование».
По мнению Ардак Садыковой, начальника управления департамента общего среднего образования Министерства образования и науки РК, этот вопрос решаем. В ближайшем будущем. «Сейчас по всей республике идет стратегическое планирование бюджета на 2009-2011 годы. Министерство образования и науки подготовило свою стратегическую программу, и хоть в ней особого внимания не уделено МКШ, равный доступ к образованию будет обеспечен. Прежде всего, за счет улучшения состояния материально-технической базы школ», — уверила она.
Пока же, по словам экспертов, объективная картина состояния МКШ выглядит следующим образом: помещения барачного типа, где в прошлом располагались бывшие лагеря труда или отдыха студентов. Эти здания практически полностью лишены какой-либо инфраструктуры, нет спортивных залов и отдельных тематических кабинетов. При этом, по подсчетам экспертов «Сандж», 33% МКШ находится в аварийном состоянии, а 82% — требуют немедленного капитального ремонта. Доля школ, не требующих ремонта, составляет лишь 3,3% от всех типов исследованных школ.
По мнению же Александра Семченко, заместителя председателя Республиканского института повышения квалификации научно-педагогических кадров системы образования РК, плохое состояние помещений МКШ — не единственная и не главная проблема. «Из выпускников педагогических вузов меньше 25% выпускников приходят работать в школу. Еще меньшее число этих выпускников идет работать в сельскую школу», — заявил он.
Причин тому тоже немало, и первая из них — мизерная заработная плата. По данным Агентства РК по статистике номинальная средняя заработная плата по республике в июне 2008 года составила 62 998 тенге. Одной из самых низких средних показателей по стране оказалась заработная плата работникам сферы образования — 40 459 тенге. В результате исследования выяснилось, что учителя, в зависимости от нагрузки и квалификации получают в среднем 30 тысяч тенге, минимум при этом составляет 12 тысяч тенге. «От 0,5 ставки до полной ставки — обычная нагрузка для учителей сельских школ, и в связи с этим их зарплата еще меньше оговоренной», — отмечено в докладе.
«В Казахстане на сегодняшний день 74% сельских школ, из которых 54% — МКШ. В книге образования имеется огромная страница, посвященная состоянию МКШ, но она не может существовать изолировано от других. В парламенте сегодня действует огромная система правового регулирования образовательного воспитания РК. Немаловажное значение при этом имеет принятие изменений и дополнений к действующим законам по развитию сельских регионов. Так, с января 2009 года стала действовать программа, согласно которой каждому желающему переехать работать в сельскую местность раздаются специальные пособия в количестве 70 расчетных показателей», — сообщила Светлана Ферхо, депутат Мажилиса Парламента РК, член комитета по социально-культурному развитию.
«В 2010 году в рамках такой программы будут решаться жилищные проблемы в качестве выделения средств на строительство или покупку жилья в сельской местности вне зависимости от профессии». По мнению депутата, это должно положительно сказаться на развитии жизни на селе в целом, и развитии МКШ в частности.