Великая зачистка формирований неучей… - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+17 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Великая зачистка формирований неучей…

Великая зачистка формирований неучей…

Министерство образование опять и снова ожидают великие реформы, в которых "погибнет" ни один десяток светлых умов. Однако чиновники считают, что цель оправдывает средства, но при этом никто, кроме них, этой цели не видит.

  • 6 Октября 2003
  • 969
Фото - Caravan.kz

Последнее выступление на парламентском часе перед депутатами министра образования господина Жаксыбека Кулекеева было насыщено предложениями, которые, по его мнению, в обозримом будущем заметно улучшат систему образования. Однако у трезвомыслящих граждан есть подозрение, что все озвученные ноу-хау окончательно развалят и без того «больную от новаций» систему. Странно, что эту угрозу не заметили депутаты. По каким же вопросам было достигнуто столь «приятное» единодушие?
Двоечники — не проблема
Итак, министр подтвердил, что страна уже в этом учебном году перейдет на единый государственный экзамен в школах. Рабочая группа, которая заседала в министерстве по данному вопросу три дня, смогла определиться, что экзамен будет проходить по четырем предметам.
Каким? Будет известно чуть позже, но в школах каждый из педагогов уже объявил, что именно его предмет будет включен в экзамен, поэтому надо запасаться тестами для абитуриентов и штудировать их от корки до корки. Как звучала аргументация принятия столь важного решения? Просто. Оказывается, государство очень хочет получить объективную оценку знаний наших учащихся именно на выходе из школы. Уже известно, что все выпускники этого года получат на руки два документа об окончании школы: сертификат и аттестат. В первом будут выставлены оценки, полученные на экзамене, во втором, годовые отметки. Для поступления в вуз нужен будет сертификат. Аттестат же может сослужить службу только в случае спорных вопросов, если абитуриенты наберут одинаковое количество баллов, предпочтение будет отдано тому, у кого аттестат лучше.
Свежо и громко прозвучало предложение министра ввести тестирование не только в 11 классах, но и в десятых. Однако каковы будут последствия столь смелого заявления? Дело в том, что министр предлагает избавляться от двоечников гуманно и цивилизованно. А именно: тот, кто сдаст тест на «двойку», не будут оставаться на второй год. Их, по предложению министра, должны будут забрать к себе профессиональные технические школы. Хотя до сегодняшнего дня ни одна профшкола не принимала ни одного ученика после десятого класса. Завучи этих учебных заведений говорят: «Мы принимаем ребят только после девятого класса. После десятого мы этого сделать не можем, так как у нас разнятся программы обучения со школами».
Как это можно будет уладить, никто не знает. К тому же не секрет, что в старших классах обычных государственных школ учится действительно много слабых учеников. Но учатся они там не от любви к знаниям, а от того, что в профшколах надо за обучение платить. А в школе худо-бедно можно дотянуть до выпуска с наименьшими затратами. Если таких учеников будут переадресовывать в профшколы, а они окажутся неплатежеспособными, не исключено что многие из них так и останутся с десятилетним образованием. Они просто не смогут продолжить учебу. Что от этого выиграет государство? Оптимизирует парочку опустевших школ и получит огромную армию беспризорников: людей — без работы, без знаний, и без шанса все исправить…
В школу их принимать не будут, а учиться в профшколе у них не будет денег. Кроме того, не исключено, что количество существующих профшкол не сможет выдержать натиска вновь прибывших. После реформы образования этих учебных заведений осталось не так много, что тоже может стать проблемой для тех, кто неудачно сдаст тест после десятого класса.
Также министр заверил общество, что система образования в стране будет двенадцатилетней. Она должна быть таковой: хотим мы этого или нет. А все потому, что в 97 году Казахстан подписал Лиссабонскую конвенцию, тем самым взяв на себя обязательство соответствовать по содержанию и по продолжительности обучения европейским странам. Так что впереди нас ожидает узаконивание 12-летки.
Студенты — второгодники
Тестирование будет внедрено не только в школах, но и в вузах. Аккурат после второго курса все-все-все, даже грандообладатели и те, что учатся на кредитах, должны будут подтвердить свои знания с помощью тестирования. Студенты платных отделений также будут подвержены экзекуции. «Двоечники будут оставлены на второй год, даже если им за повторный год обучения снова придется платить собственные деньги, — казал министр, — и если таковых будет много, придется повысить плату за обучение, чтобы именно деньги стали стимулом повышения качества образования». Вроде бы все правильно, студенты должны выходить из вузов не с просиженными штанами и пустыми головами, но зато с дипломами.
Но! Как министр может инициировать повышение платы за обучение в вузе? Абсолютно все знают, что вузы сами формируют свою финансовую политику, и никто не имеет права диктовать им повышение цен на образования с целью воспитания в студентах большей ответственности. Кстати, именно это заявление о повышении цен на образование больше всего возмутило простых граждан, которые по сей день в кулуарах обсуждают сказанное, откровенно возмущаются недальновидностью, а также откровенной некомпетентностью заявителя.
Уже этой весной второкурсники экономических, юридических и педагогических специальностей будут пропущены через тесты. Будущие медики тоже будут сдавать новый экзамен, но после третьего курса. Министр образования высказал предположение, что подобное новшество вряд ли понравится родителям завалившихся студентов.
Он не исключает лавину исков и жалоб, которые потекут в ректораты вузов сразу же после тестирования. Но считает, что тесты — мера вынужденная и оправданная. Страна хочет знать рейтинг каждого вуза, выявить его по-другому нет никакой возможности…
И еще одно нововведение ожидает вузы в этом году. Теперь студенты будут сами определять лучшего учителя. Господин Кулекеев заявил, что мы должны избавиться от старых вариантов обучения, когда студенты ходят к тем или иным преподавателям, согласно составленному в деканате расписанию. Теперь студенты получат право выбора и будут посещать лекции тех педагогов, которые, по их мнению, смогут им дать наибольшие знания. Чисто западный вариант. Однако как его внедрить на нашей почве, с нашим менталитетом и прочими национальными особенностями, министр не сказал, чем явно озадачил ректоров вузов.
Слабое звено — докторантура
И здесь ожидается глобальная зачистка. По данными министерства образования, в стране растет число кандидатов и докторов наук, но звания и регалии на деле оказываются не более чем фикция. Среди докторов наук полно людей, не имеющих никакого отношения к науке. Чтобы вывести липовых докторов наук на чистую виду, минобраза предложил всем доучиваться в магистратуре, которая станет следующей обязательной ступенькой для всех, кто окончит докторантуру. Научные советы канут в лету. Туда им и дорога?
И единственное, пожалуй, полезное намерение нынешней команды министерства образования заключено в том, что в стране собираются восстановить пять педагогических вузов. На самом высшем уровне решено поднять «облико-морале» современного учителя. Ожидается, что вновь будут открыты Семипалатинский университет, Павлодарский, Таразский, Костанайский, Актюбинский пединституты. Казахский пединститут должен будет перейти в руки государства и именоваться национальным педагогическим университетом. Что изменится в вузе кроме вывески? Пока сказать сложно. Но решение об этом уже принято.
Не будем мелочиться!
Вопрос о сборах денег в школах также обсуждался в парламенте. Однако если бывший министр образования издала приказ о запрете каких бы то ни было денег с родителей, то нынешний министр — господин Жаксыбек Кулекеев заявил, что он не против поборов в школах. «Если родители в состоянии жертвовать часть своих доходов в пользу школы и своих детей, то я за это двумя руками. Пусть родители помогают по-крупному!», — предложил он. Все были «за»…
Однако рядовым исполнителям всех «накиданных» идей не совсем понятно, как воплощать их в жизнь? Насколько они оправданы, и каков будет ближайший результат? Почему-то у всех есть неприятное ощущение, что каждый министр приходит в систему образования самоутверждаться с помощью «больших и ярких» дел, сетуя на то, что министерство ему досталось никудышнее, запущенное. Нынешний министр — не исключение. Он тоже входит в историческую коллекцию со своим «оправданным» абсурдом, не понимая, что в необдуманные эксперименты, как в топку, закидываются все новые и новые дети. Одни были кинуты на баррикады новых учебников, другие пострадали на новых стандартах, третьи будут испытывать на своей шкуре тесты, третьи — введение новых предметов… И нет этому безумию конца… в недрах самого «умного» из министерств, в министерстве образования.