Шоу-транспарентность - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Шоу-транспарентность

Шоу-транспарентность

Участие во многих стипендиальных программах, направленных на обучение за рубежом лишает иллюзий. Как для журналиста, такая попытка стала для меня ценным жизненным опытом. Многие иностранные фонды активно пиарят себя как совершенно непредвзятые организации, однако на деле к отборочной комиссии появляется немало вопросов.

  • 25 Декабря 2009
  • 1789
Фото - Caravan.kz

Главный из которых: «А действительно ли вы выбираете людей, которые будут служить на благо нашей родины?» Я сомневаюсь. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Конечно, стоит отдать должное тем же американцам. Кто еще за свой счет и немалые деньги обучает казахстанцев, чтобы вернуть их потом на родину, чтобы те работали на пользу отечества? Такое начинание стоит уважать. Однако результаты отбора порой весьма занятны.
Вот, скажем, возьмем одну из многих очень популярных у нас стипендиальных программ — имени усопшего сенатора Эдмунда Маски. После бесплатного обучения в магистратуре студенты должны разработать «проект, направленный на поддержку местного сообщества». Иными словами, исследование новоиспеченного магистра должно будет служить казахстанцам и жителям СНГ. Но краткие послужные списки победителей предыдущего года наводят на мысль, что отбирают далеко не самых простых ребят — бизнесменов, финансистов, пиарщиков.
Так, девушка из Центробанка Армении будет изучать в Америке бизнес-администрирование. На то же направление поступил молодой человек, возглавлявший отдел продаж одной из крупных телекоммуникационных компаний. На благо родины в поте лица будет учиться и девушка из Тбилиси, окончившая Европейскую школу менеджмента и уже отучившаяся по американской программе будущих лидеров. Долгое время девушка «из народа» трудилась в крупном банке и международной аудиторской компании Deloitte. Еще одна «банковская дама» из Таджикистана — со схожим послужным списком… Вот молодой человек, маркетолог из южнокорейской корпорации, производящей электронику, бытовую технику и продукты нефтехимии. А следующий «скромный экономист» металлургического завода, бывший глава инвестфонда, уже год отучился по лидерской программе в США. Аналитик-исследователь из коммерческой структуры, финансовый менеджер крупного фармакологического предприятия, старший консультант некой украинской компании J’son & Partners, финансовый менеджер, год учившийся в США, аудитор из Нацбанка Украины… Это лишь неполный список тех, кто будет поддерживать демократию в родном государстве.
Наверное, я со своим десятилетним стажем в журналистике ничего не понимаю в демократии, развитии и реформировании, но по логике подобных стипендиальных программ, обучать стоит как минимум известных своей социальной активностью сотрудников неправительственных организаций. Или сотрудников государственного аппарата, которые разрабатывают различные госпрограммы. Однако ни одного «энпэошника», ни одного «социальщика» из Казахстана в списках замечено не было. Кстати, среди будущих магистров журналистики по большей части присутствуют… пиарщики. Жизненная необходимость таких магистров для демократического светлого будущего Евразии мне представляется сомнительной. Грызть гранит журналистики будет девушка-переводчик, консультант из администрации президента Грузии, которая также успела поработать в грузинском Минюсте. Еще одна дама, которая решила взяться за проблемы масс-медиа, уже отучилась по грантам от НАТО.
А если ввести в поисковик имя и фамилию победителей-«журналистов», на кого-то, оказывается, вообще ссылок нет, а кого-то упоминают от силы на 200 страницах, в то время как минимум для средней руки пишущего профессионала — несколько тысяч ссылок, а еще лучше несколько десятков или сотен тысяч. Это один из показателей профпригодности — цитируемость журналиста и обсуждение его материалов в сети.
— На европейские гранты попасть все же проще, если сам выбиваешь деньги и не имеешь личных связей там, куда хочешь поехать, — рассказывает коллега-россиянка, которая уехала учиться в Германию по стипендии DAAD. — Ты говоришь про «деток» — меня это ничуть не удивляет. Штаты тоже помешаны на связях и рекомендациях. Из простых там наверх пробиваются единицы, и, мне кажется, оно не стоит тех усилий, которые для этого надо приложить. В Европе ситуация более уравновешенная. Да, если есть связи и рекомендации тут тоже можно получить желаемое проще, чем без них. Но не имея на старте абсолютно ничего, кроме собственных мозгов и пробивной силы, в Европе пробиться проще, чем в Штатах.
— И ты только сейчас это понял? — смеется второй знакомый. — Я узнал об этом (хотя и не журналист) лет 10 назад, когда тоже наводил справки про американское образование. На тот момент много информации через меня проходило. И я обнаружил, что шансов победить нет, если некому там за меня «замолвить» слово. Вот почему большинство прошедших отбор абитуриентов где-то у кормушки были замечены.
Впрочем, это право зарубежных грантодателей — выбирать тех, кто будет удобен для взращивания в Евразии демократии. Ведь, как известно, кто платит, тот ее и устанавливает. К сожалению, очень часто используется тактика и стратегия современных масонских орденов, которые вербуют себе членов исходя из следующих принципов: лояльность, внушаемость, обучаемость, наивность.
Печально, что пока наши студенты грезят зарубежными магистратурами и докторантурами, мало кто стремится остаться в Казахстане. Со всего СНГ на зарубежную грантовую программу ежегодно может подаваться до 4000 анкет, как минимум четверть из них — из Казахстана. Низкий уровень образования в Казахстане, его невероятная дороговизна и практически полное отсутствие грантов заставляют лучших наших ребят отправляться за границу. Точно так же и я не вижу смысла отдать миллион тенге за два года сомнительного качества магистратуры в отечественном вузе.
К сожалению, большинство наивных студентов (и я таким же был) все еще верит, что отбор может быть прозрачным. При том, что неизвестно, кто смотрел мою анкету, кто оценивал мою тему, и кто решил, насколько она актуальна для Казахстана. А судьи кто? Видать, далеким анонимным экспертам виднее, что нужно нашей стране, что нужно казахстанцам. Если бы каждому из 3670 не прошедших отбор ответили, почему именно он не выбран, вот это была бы транспарентность!
Кстати, один прославившийся на весь мир выпускник программы обучения студентов за рубежом все-таки есть. Профессор экономики Мухаммед Юнус, обучавшийся в США по гранту, получил Нобелевскую премию за внедрение в своей стране системы микрокредитования. Этим самым он обеспечил займами самые бедные слои населения своей родины — Бангладеша, что позволило многим значительно поднять свой уровень жизни.
Помимо микрокредитного банка Юнус реализовал проект, который наладил телефонную связь между деревнями страны, а сейчас банкир планирует возвести сеть недорогих лечебных учреждений и офтальмологических центров, в которых будет установлено современное оборудование. Помимо прочего предусмотрена возможность проведения видеоконференций между столичными врачами и медиками из отдаленных провинций. Побольше бы и нам таких финансистов. Глядишь, сами бы начали учить бакалавров всего мира демократии и процветанию.
Я обращаюсь к тем казахстанским руководителям, кто все-таки радеет за будущее нашей страны. Если мы не поднимем из руин свое высшее образование, если не дадим ребятам широкие возможности учиться в доступной, высококлассной магистратуре и после применять свои знания на практике, другие заинтересованные силы будут продолжать внедряться в сознание казахстанцев, преследуя свои собственные интересы.