До тех пор пока поправки не будут внесены в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединений», председатели карагандинских культурных центров собираются собственными силами противоборствовать враждебной и чрезмерно энергичной миссионерской деятельности.
По их мнению, чересчур настойчивая и необдуманная работа в сфере просвещения и обращения в свою религию подстегивает исключительно к противодействию и агрессии. Поэтому необходимо выработать совместный план действий по недопущению подобных проявлений на территории области.
Инициатором обсуждения такого неожиданного вопроса стал руководитель белорусского культурного центра Виталий Майсюк, который озвучил предложение в Департаменте юстиции.
— Может, изначально миссионеры и с благими намерениями, но результат получается полностью противоположный, — говорит Виталий Майсюк. — Они как рассуждают: «Казахстанский народ хороший, добрый, гостеприимный, но религия у них не та. Надо обращать в «правильную» веру». Это же скрытая угроза! Никто не имеет права вмешиваться в частную жизнь людей. Мы здесь мирно живем, а миссионеры своей непродуманной деятельностью могут привести к дисбалансу.
Кстати
В декабре 2004 года суд №2 района имени Казыбек би оштрафовал последовательницу учения «Фархат-ата» Валентину Лысенко за незаконное занятие медициной. «Целительница» заявляла страждущим, что не только действует согласно учению, но и сама лично общается с учителем. Лысенко обещала вылечить все заболевания, от остеохондроза до рака и СПИДа. Просто нужно строго следовать методикам учителя: во-первых, лечится «Лучом Солнца» — по 15 минут в день смотреть на светило, а во-вторых, злоупотреблять, в смысле поглощать огромное количество «Эткен-чая» — черный чай, заваренный молоком и щедро приправленный солью. Ну, и главным составляющим лечения является чтение молитвы — «Формулы жизни» приблизительно следующего содержания: «Элля Нина ана Фархат-ата Элля аят 37406810 Элля Ляззат Селенной уйгур аят элля». Эта молитва представляет собой ничто иное, как перечисление собственного имени «Создателя» и его жены, а так же даты рождения супругов, количество их детей, и многократно повторяющееся слово «младенец» — элля. Но главная фишка заключается в следующем: чем серьезнее заболевание, тем чаще нужно приходить к последовательнице на собрания. И, разумеется, платить за каждое посещение взнос, а так же покупать периодический журнал учителя «Звезда Селенной». Ну, а если пациенту стало хуже, значит он «не состоянии выдержать энергию Солнца из-за скопившейся в нем негативной энергии».
Бурная деятельность последовательницы Фархат-аты привлекла в свои ряды столько поклонников учения, что в Караганде пришлось открывать несколько филиалов.
Для справки
Духовными лидерами учения являются Фархат Абдуллаев и его жена Нина, проживающие в поселке Чунджа Уйгурского района Алматинской области. Создатель всего сущего, в миру колхозный шофер, Фархат-ата появился 55 миллионов лет назад и вместе со своей женой Ниной вылепил наших предков из глины.
Инициативу культурных центров власти поддержали с удовольствием. Ведь они уже давно обеспокоены стремительным ростом количества религиозных сект разного толка. А это значит, что все больше и больше людей уходит под крылышки нетрадиционных верований, и, как правило, ставят крест на мирском, отдавая секте свое имущество, бросая близких людей, и в том числе детей.
Так в прошлом году в Карагандинской области пять матерей отказались от своих детей, всецело посвятив себя служению Богу. Все отказные детишки, к счастью, остались на попечении своих родственников.
— Еще апостол Павел в Священном писании сказал: «Кто о своих домашних не печется — тот хуже неверного», — говорит благочинный Карагандинского округа отец Михаил. — Да, с одной стороны, попав в секту, человек, казалось бы, получает благо. Он бросает пить, курить, он окружен любовью и заботой своих братьев и сестер по вере, они помогают ему. Но с другой стороны, эта забота в конечном итоге оборачивается для него рабством. В традиционных религиях отношения между прихожанами более прохладные. Не пришел человек на службу, ну и не пришел. Это его личное дело, и ответ он должен держать не перед церковью, а перед Богом. В маленьких общинах все по-другому. Пропустил службу, сразу вопросы — почему пропустил? Если уехал куда-то — куда и почему уехал? Надо постоянно держать ответ. И еще там много общественной работы. Мол, вчера мы тебе помогли, сегодня пошли с нами, будем помогать нашему брату или сестре. Человек оказывается постоянно чем-то занят, его все время нагружают работой. На близких просто не остается времени. А ведь разницы никакой: губить свою душу водкой или пренебрежением к близким.
Но более всего подвержены влиянию сект неокрепшие мозги молодых людей, как правило, страдающих в этом нежном возрасте «философской интоксикацией».
— Да, к нам в последнее время присоединяется много людей, особенно из числа молодежи, — говорит старейшина собрания «Свидетелей Иеговы» Берик Оспанов. — Наверное, потому что традиционные конфессии не дают молодым людям ответа на многие интересующие вопросы, хотя в Библии они есть. А мы предлагаем им ознакомиться со специальной литературой, в которой можно найти любые ответы.
У властей же на сей счет другое мнение.
— Просто в отличие от традиционных, устоявшихся религий, новоявленные конфессии, вербуя адептов, действуют агрессивно, — говорит и. о. заведующего отделом внутренней политики акимата района имени Казыбек би Шахмарал Кабулова. — А некоторые, такие, как «Дианетика» или «Свидетели Иеговы», еще и деньги платят. За распространение листовок и пропагандистской литературы можно в день заработать от 500 тенге и больше. Работают они по следующей схеме: молодому человеку дается задание разнести листовки по многоквартирному дому. А чтобы он не выкинул их где-нибудь за углом, по его следу идет проверяющий. За которым, в свою очередь, тоже следят. По окончании «работы» все получают наличные. Я не один раз разговаривала с молодежью, подрабатывающей в сектах. Обыкновенные ребята, считающие, что не делают ничего плохого. Просто зарабатывают деньги, чтобы в кино сходить. Мы, мол, сами в это не верим. Наверное так и есть по началу, а потом их начнут приглашать на собрания, промывать мозги… Вытащить обратно удается лишь единицы. Секты если захотят забрать человека, заберут.
Кстати
В середине февраля сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью УВД г. Караганды обнаружили и изъяли 140 листовок религиозного содержания на арабской графике партии «Хизб-ут-Тахрир» и самодельное взрывное устройство с запалом. Текст листовок призывал к слиянию всех среднеазиатских республик в единый халифат, установлению единой религии, уничтожению «неверных» и вступлению в партию. Взрывоопасные в прямом и переносном смысле вещи были обнаружены в частном доме в центре Караганды. Хозяин дома Гафар Халибуллин полностью отрицал свою причастность к разжиганию межнациональной розни, ссылаясь на то, что все это «добро» оставили у него квартиранты — узбеки, исчезнувшие в неизвестном направлении.
Все материалы по делу были переданы в ДКНБ по Карагандинской области, который и занялся поиском нелегалов.
Это был уже второй случай появления организации Хизб-ут-Тахрир в Караганде. Осенью прошлого года на рынке «Шыгыс» полицейские арестовали 35-летнего жителя Кентау, у которого изъяли более двухсот листовок антиконституционного содержания. В его квартире, при обыске было обнаружено еще более двух тысяч листовок.
— «Хизб-ут-Тахрир ал-Ислами» очень развита в Узбекистане, — говорит руководитель пресс-службы ГУВД Карагандинской области Базарбек Култаев. — Именно эта партия готовила покушение на президента Ислама Каримова. Еще пару лет назад сторонники «Хизб-ут-Тахрир» активно пропагандировали религиозно-экстремистские идеи на юге нашей страны, теперь видно, они продвигаются вглубь, прощупывают почву. Слава богу, наши карагандинцы оказались бдительными, к листовкам отнеслись с недоверием, и как в первом, так и во втором случае поспешили доложить о распространителях в полицию.
Для справки
Деятельность Партии освобождения ислама запрещена в республиках Средней Азии, в том числе Казахстане. Россия внесла ее в список 14 террористических организаций, наряду с «Аль-Кайедой».