Какие уж тут отпуска. Трудно ныне с отпусками и у персонала крупных отечественных (и не только) бизнес-структур. Сегодня тысячи и тысячи менеджеров все еще подводят итоги Первого полугодия. И в этой кропотливой работе интересы госаппарата и коммерсантов, как ни странно, совпадают.
Потому что обеим этим сторонам очень хочется выглядеть, как можно лучше. Одним — перед президентом страны и собственным министром. Другим — перед акционерами и инвесторами. Простым же людям остается лишь наблюдать за этими подсчетами и отчетами…
Удивительно, но факт: различные политические и даже военные катаклизмы, случившиеся в мире в первые шесть месяцев 2003 года, не оказали серьезного влияния на казахстанскую экономику. Выводов из этого факта можно сделать два.
Первый, — мы так глубоко продвинулись по пути рыночных реформ, что теперь нам не страшны никакие зарубежные субъективные факторы. Второй — наша экономика (кроме углеводородных отраслей, конечно) настолько замкнута на себя, настолько не интегрирована в мировое хозяйство, что ей, в общем-то, все равно, каковы тенденции его развития.
Хорош или плох последний вариант? Пока, он не так уж и ужасен. И все из-за того, что большинство отраслей казахстанской экономики находятся в «подростковом» состоянии. Не говоря уже о местном рынке ценных бумаг.
Лихо проведенная в 90-х годах прошлого столетия приватизация промышленности республики, разделила не только наше общество, но и саму экономику. Какие-то отрасли вдруг оказались «непрофильным»; и банкротство предприятий там стало обычным делом.
С другой стороны, некоторые из этих отраслей сегодня уже проходят реанимацию, — оказалось, что одевать и предоставлять населению услуги, тоже выгодно. Правда, государство этот процесс поддерживает пока больше на словах…
Оценивая некоторые экономические итоги полугодия, нельзя не отметить и отчаянную борьбу, т.н. «младореформаторов» за пересмотр положений уже действующих контрактов с иностранными инвесторами. Итоги этой борьбы вы уже знаете. Они весьма обидны для молодых казахстанских олигархов. И их можно понять, — они-то требовали для себя равных с иностранными бизнесменами условий. Хотя, надо признать, что озвучивали эту проблему доморощенные «дюпоны» и «ротшильды» в достаточно непродуманной и даже глупой форме.
Намного спокойней ныне выглядит конкуренция на бывшем постсоветском рынке. Конечно, продолжает существовать пресловутый «фактор Чубайса». Но в принципе, территориальные и экономические резоны в СНГ оказались намного серьезней политических претензий. И экономическое взаимопроникновение здесь в этом году происходит уже под сенью межгосударственных институтов…
Говоря о кратких итогах экономического развития Казахстана за первые шесть месяцев 2003 года, надо отметить что главный из них неизменен на протяжении уже нескольких лет. И заключается он в том, что, несмотря на либерализацию экономики, государство уверенно продолжает удерживать все рычаги управления отраслями, быстро приносящими прибыль.
Самые яркие примеры: углеводородный бизнес и финансово-кредитная сфера. Остальные же отрасли, — перебиваются, как могут, — в ожидании манны государственных программ. О том, что подобная ситуация может в ближайшем будущем привести к серьезным экономическим и политическим проблемам, — власти пока предпочитают громко не говорить.
А жаль.