Казахстано-китайские отношения: проблемы и перспективы сотрудничества - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстано-китайские отношения: проблемы и перспективы сотрудничества

Казахстано-китайские отношения: проблемы и перспективы сотрудничества

Год 2005 для всех республик Центральной Азии по многим параметрам является судьбоносным.

  • 20 Сентября 2005
  • 3527
Фото - Caravan.kz

Ведь именно в этот год определяется их дальнейшее внутриполитическое развитие, способное нарушить хрупкий мир в регионе.
Это осознают как республики Центральной Азии, так и их ближайший сосед — Китайская Народная Республика.
Понимая, что политические процессы, происходящие в центрально-азиатских республиках, могут повлиять на расстановку сил в регионе Пекин намерен на сравнительно близком расстоянии более пристально наблюдать за происходящими событиями.
Столь трепетное внимание КНР по отношению к своим соседям находит свое объяснение в тесных экономических связях между Пекином и центрально-азиатскими республиками.
В данном случае наиболее близким деловым партнером Китая является Казахстан. Это вполне объяснимо, так как две страны, имеющие общую границу, не могут просто соседствовать между собой только в рамках культурных программ. В то же время совместные проекты, реализуемые с участием двух сторон, вносят значительный вклад в экономику обеих стран.
Интересы Китая и Казахстана по многим параметрам совпадают. Ключевыми аспектами рассмотрения обоюдовыгодного сотрудничества являются топливно-энергетические проекты и проекты, связанные с использованием гидроресурсов.
В этом случае нужно отметить, что если в 2000 г. товарооборот между двумя странами составил 1,5 млрд. долларов США, то в 2002 г. — 1,7 млрд. долларов США.
Объем товарооборота между двумя странами в 2004 году достиг 4,5 млрд. долларов, только за период январь-март 2005 года товарооборот составил 826 910,1 тыс. долл. США.
В то же время по объему торговли с Китаем Казахстан занимает лишь второе место среди стран СНГ. На первом месте по-прежнему стоит Россия.
Экономическое сотрудничество между Россией и Китаем растет и ширится с каждым годом. Так, за первые 8 месяцев 2004 года рост составил более 35% по сравнению с соответствующим периодом 2003 года. При этом в 2004 году объем товарооборота между Россией и Китаем составил $21,23 млрд. долл. США.
Но Китайская Народная Республика и далее намерена развивать связи с Республикой Казахстан. Так особый интерес Пекин испытывает к казахстанской нефти. Это обусловлено экономическим ростом Китая, который по многим параметрам сопряжен с растущей потребностью в энергоносителях и в первую очередь — нефти.
Интерес Пекина к казахстанской нефти подтверждают и экспертные заключения Мирового банка, по определению которых Китайская Народная Республика, как и в целом, бурно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион, в XXI веке столкнется с растущими запросами по части нефти и газа.
По некоторым прогнозам, импорт только нефти в странах Азиатско-тихоокеанского региона в 2010 году возрастет до 1,5 млрд. тонн, а Китая — до 200 млн. тонн.
Уже сегодня можно с уверенностью говорить, что Китай выходит на ведущие позиции в процессе наступления на нефтяные и газовые месторождения в Центральной Азии и в регионе Каспийского моря. Так, возросшая потребность в энергоносителях, проявившаяся в процессе высокого экономического роста, вынуждает Пекин активизировать свою деятельность во всех наиболее выгодных направлениях, в том числе и центрально-азиатском.
Эти выводы стали возможными после исследований, проведенных китайским проектным институтом CPPEI, а также на основе результатов прогноза спроса и предложения на нефть (без учета импорта нефтепродуктов), где предполагаемый объем чистого импорта нефти в Китай в 2005 году составит примерно 88 млн. т. (33,46% от общего объема спроса), в 2010 году — 127 млн. т (41,37% от общего объема спроса).
Становится очевидным, что Пекин разработал и приступил к реализации широкомасштабной программы по получению доступа к зарубежным месторождениям нефти и газа, расположенным в Центральной Азии и не только в ней.
Так, по данным экспертов, Китай уже с 1993 года вышел, по крайней мере, на заключение свыше пятнадцати крупных нефтегазовых контрактов в таких странах, как Венесуэла, Ирак, Иран, Индия, Индонезия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Россия.
При этом общая сумма заключенных или прорабатываемых Китаем контрактов составила порядка 20,7 млрд. долларов США.
Но и сегодня Пекин активно участвует во всех энергетических проектах, которые могут быть выгодны Китаю. Так, например, в сентябре 2004 года началось строительство нефтепровода «Атасу-Алашанькоу». Нужно отметить, что трасса данного нефтепровода проходит по трем областям республики: Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Алматинской, далее она уходит на территорию КНР через приграничную зону «Достык» до Алашанькоу.
Завершение работ по линейной части намечено на 16 декабря 2005 года. К концу декабря 2005 года запланировано начало заполнения трубопровода нефтью, и в начале мая 2006 года планируется начать транспортировку нефти в КНР.
В тоже время Пекин осознает, что успешность реализации торгово-экономических и энергетических проектов напрямую связана со стабильной ситуацией как внутри стран-партнеров Китая, так и в регионе в целом.
Вследствие чего КНР не может оставаться сторонним наблюдателем процессов, которые происходят по другую сторону его гигантской по протяженности границы.
Пекин осознает, что все негативные явления, происходящие сегодня за пределами Китая, завтра могут перейти границу, и тогда бороться с ними будет намного сложнее, чем сейчас. Поэтому вполне вероятно, что в краткосрочной перспективе Китай активизирует свою внешнеполитическую деятельность по отношению к центрально-азиатским республикам.
Сейчас становится очевидным, что Китай уже в ближайшем будущем составит серьезную конкуренцию США, России, Ирану и другим странам в борьбе за энергоресурсы центрально-азиатского региона.
Уже сегодня можно наблюдать усиление позиций Пекина в Центральной Азии, а также укрепление двусторонних отношений с каждой из пяти республик Центральной Азии.
Вполне вероятно, что для обеспечения реализации своих проектов, Китай будет более активно участвовать в процессах сохранения безопасности в регионе, а также будет постепенно усиливать свое влияние в межгосударственных объединениях, членом которых он в настоящее время является.