Ребята нашего двора - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ребята нашего двора

Ребята нашего двора

Дню защиты Детей, посвящается…

  • 30 Мая 2005
  • 1365
Фото - Caravan.kz

Валеолог карагандинского центра здорового образа жизни Лейла Ивадилинова на презентации антиникотиновой брошюры «Правда и только правда о табаке. Хроника наших дней и ночей», озвучила шокирующие цифры.
Они были получены в результате глобального опроса школьников в 2003 году: Карагандинская область на первом в республике месте среди курящих подростков.
В опросе принимали участие ребята из более 150 стран. В Казахстане о своих взаимоотношениях с табаком рассказали почти 13,5 тысяч подростков в возрасте 13-15 лет.
Среднестатистический показатель подросткового курения в республике составляет 12,7%. В Караганде с населением в 400 тысяч эта цифра равна 20%. Тогда как в полуторамиллионном Алматы этот показатель не превышает 14%.
30% опрошенных школьников заявили, что хотя бы раз в жизни пробовали курить. В Караганде то же самое указали уже 50% опрошенных.
79% опрошенных детей признались, что уже делали попытки расстаться с пагубной привычкой, в Караганде этот показатель равен 81%.
Но в то же время половина из опрошенных твердо заявили, что не собираются отказываться от курения. А на вопрос: «Почему вы начали курить?», — многие школьники честно ответили, что, по их мнению, сигарета поможет приобрести новых друзей.
— Эти цифры были озвучены перед педагогами, — говорит Лейла Ивадилинова. — Слезы радости и умиления у них, разумеется, не выступили. Директора школ были несколько обескуражены. В общем, знали, догадывались о том, что происходит, но когда узнали реальные цифры… Это грустно и печально. Это говорит о том, что может быть, недостаточно правильно ведется профилактическая работа.
Чему не учат в школе
Нередко в алкогольной коме — крайней степени опьянения, в областную детскую клиническую больницу попадают дети.
— Чаще всего к нам поступают дети из благополучных семей, в основном в возрасте 12-13 лет, — рассказывает заведующая реанимационным отделением Елизавета Куртбах. — Самое ужасное, что подростки стали мешать спиртные напитки с таблетками. Например, очень модно среди молодежи стало пиво с димедролом. В среднем за год в нам поступает 30-35 человек. Попадала в алкогольной коме даже девятилетняя девочка. Но все же девочек поступает меньше, чем мальчиков.
По мнению психотерапевта Дмитрия Чеканова, употребление алкоголя подростками — это чаще всего стремление показать мужественность, силу, желание выделиться среди сверстников.
— Также дети начинают рано пить под влиянием родителей-алкоголиков, — говорит Дмитрий Чеканов. — Если семья неблагополучная в этом плане, существует большая вероятность, что отпрыски тоже начнут «принимать на грудь» в довольно раннем возрасте. Кроме того, есть так называемый «синдром благополучных семей».
Случается, что дети, обеспеченные всеми материальными благами, совсем не нужны своим родителям. У них — модная одежда, современный компьютер, сотовый телефон… и ни капельки внимания и любви. Такие подростки группируются, алкоголь для них — словно допинг. Они предоставлены сами себе. А вообще, причин того, почему в двенадцать лет ребенок начинает употреблять спиртное — очень много, и найти истинную причину вряд ли кому-то представится возможным.
Яблоко от яблони… груша получается
В прошлом году преступность несовершеннолетних возросла в области на 11,1 % — с 803 до 906 преступлений.
Причем в Темиртау, Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше регистрировались убийства, тяжкие телесные повреждения, грабежи с разбоем.
Всплеск преступности наблюдается среди подростков 13-15 лет: с 484 человек в 2003 году до 629 в 2004.
А в первом квартале 2005 года в отношении уже 249 несовершеннолетних органами прокуратуры было отказано в возбуждении уголовных дел. В том числе и нашумевшие преступления: поножовщина в двух школах, одна из которых закончилась смертью раненого подростка.
Ученые доказали, что 50% характера, манеры поведения, способностей передается генетически. Остальные 50% формирует социум.
И, прежде всего это семья, где растет и воспитывается ребенок. Психологи констатируют: на психику и характер подростков, детей влияет обстановка в семье, конфликты, ссоры, драки, крики, пьянки, нецензурная брань, рукоприкладство. Все это действует отрицательно, накладывая отпечаток в душе. Где в семьях плохой пример являют родители, там многие дети копируют поведение своих родителей. И такие дети предрасположены к совершению преступлений.
По сведениям прокуратуры Карагандинской области за последние пять лет 1011 человек были лишены родительских прав, 210 — ограничены в правах на ребенка. По мнению сотрудников прокуратуры, основной причиной роста преступности среди несовершеннолетних является именно безответственность родителей.
По информации областной прокуратуры, на учете в органах здравоохранения состоят 23 тысячи человек, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками. Из них 4 тысячи — женщины. Так же на учете полиции состоят 4156 семейных дебоширов и 279 женщин, занимающихся проституцией. Все перечисленные лица имеют малолетних детей.
— Неблагополучие в семье выталкивает детей на улицу, — говорит старший помощник прокурора области Роза Ашимова. — В нашем регионе свыше 1660 детей систематически уходят из дома. Так же зарегистрировано более 3 тысяч детей, которые остались без попечения родителей.
За 2004 год в Центр временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних было доставлено 217 детей. Они уходят из семей, потому что оставаться там для них невыносимо. Нередки случаи, когда подростков устраивают в частные приюты по запискам бабушек, следователей, медработников и просто посторонних лиц. Например, такие факты были установлены два года назад в Новодолинском детском доме, который содержит пенсионерка Вера Сергеева.
Аналогичная ситуация сложилась в Темиртау, где существует христианский благотворительный фонд «Сион». 19 несовершеннолетних были помещены туда без решения опекунского совета.
В кризисном Центре для женщин — жертв насилия в семье «Гиацинт» в апреле проживала пятнадцатилетняя Вика Шнайдер, которая сбежала из дома в поселке Уштобе.
Мать не пускала девочку в школу, била по голове хлопушкой и сковородой, не регулярно кормила. Все это мать Людмила Шнайдер делала ради того, чтобы доказать, что ее дочь — умственно-отсталая и ей полагается пособие. Сейчас женщина лишена родительских прав.
В законе есть постоянное напоминание об общих обязанностях органов опеки и попечительства. Только на деле эти органы весьма аморфны и не осязаемы. Вроде бы и есть ответственные лица, а правомочия и методика их работы даже не расписаны.
В итоге все заботы о детях из неблагополучных семей ложатся на плечи подразделений полиции по делам несовершеннолетних. А еще школы, ведь в законодательстве прописано, что школа должны заниматься профилактикой правонарушений среди детей и подростков. Но не разграничена степень ответственности с полицией.
В последнее время отмечена печальная тенденция: все больше регистрируется преступлений, совершенных подростками из благополучных семей.
— Что может толкнуть воспитанного и бесконфликтного ребенка из благополучной семьи на преступление? Наше мнение — в первую очередь отсутствие должного внимания со стороны родителей, — говорит начальник воспитательного отдела департамента образования по Карагандинской области Альфия Гатавлина. — Сейчас в каждой второй семье есть компьютер. Диски с жесточайшими кровавыми играми стоят во много раз дешевле хорошей книжки. А посмотрите, какие фильмы смотрят сейчас дети? Боевики, ужастики… Подобный неконтролируемый поток информации чудовищным образом влияет на неокрепшую психику детей, которые в иных ситуациях попросту теряют взаимосвязь между реальным миром и виртуальным. Отсюда и результат.
По словам Альфии Гатавлиной в областном акимате планируется расширенное заседание с участием заместителя акима области по социальным вопросам Ералы Тугжанова, где обсудят проблему преступности среди «благополучных» подростков.
— В правительстве сейчас находится проект государственной программы «Дети Казахстана», — говорит Альфия Гатавлина. — В ней предусматриваются создание департамента по защите детей, есть расчеты по введению штатов специалистов по охране детства.
Финансирование предполагается в пределах 15 миллиардов тенге. Отмечено, что ныне вопросами охраны несовершеннолетних занимается девять министерств. Но мы-то знаем, что конкретно — никто.