Кому на родине жить хорошо - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кому на родине жить хорошо

Кому на родине жить хорошо

Оралманы в растерянности. Им предлагают условия, в которых даже коренные казахстанцы не могут выжить. Для них покупают жилье в отдаленных сельских аулах, где нет работы, питьевой воды и других элементарных условий.

  • 26 Июня 2003
  • 1258
Фото - Caravan.kz

«Мы лучше уедем обратно, чем будем умирать там. Не о такой жизни на исторической родине мы мечтали»,- в один голос заявляют репатрианты, которых отправляют в глухие сельские аулы.
С одной стороны глава государства делает все усилия, чтобы вернуть на историческую родину казахов по разным причинам, оказавшихся за пределами Казахстана. Потомки тех, кто когда-то вынужден был бежать из страны в силу разных исторических причин, сегодня желают вернуться обратно. Президент требует создать для них все условия. В первую очередь своими указами он ежегодно увеличивает квоты для оралманов. Средства на их размещение выделяются из республиканского бюджета.
Казалось, все условия созданы, осталось сделать малое, на выделенные деньги купить жилье и отдать их репатриантам. На деле чиновники от управлений по миграции и демографии на местах придумывают разные причины и поводы для того, чтобы ущемить права приехавших. Вообще нужно сказать, что это очень хлебное место, можно очень многие личные проблемы решить, в том числе обеспечить родственников жильем. Какая разница, сколько квартир и кому закупаются, одной квартирой больше, одной меньше. А если сестра или брат очень просят, как же им отказать. Вот и приходится их тоже в отряд оралманов записывать. Два года назад в Уральске руководитель миграционного ведомства как раз и погорел на этом.
Его преемник пошел по стопам своего предшественника. Правда, для собственных родственников он квартир не покупал, но зато присвоил себе полномочия целой комиссии и единолично решал, сколько квартир оралманам на выделенные деньги покупать. В результате такой «заботы» семь оралманов, прибывших по квоте в Западно-Казахстанскую область остались вообще на улице. Без квартир. Теперь им жилье никто не обещает. Начальника, конечно, уволили, но от этого оралманам не легче. Власти говорят, что по существующим положениям и нормам, раз им не дали жилье по квоте в 2002 году, то теперь им ничего не положено. Ставить их опять в очередь на квоту никто не будет, следовательно, вопрос, где жить, они должны решать самостоятельно.
Постановлением правительства от 11.10.2002 года №1111 о приобретении жилищ для семей оралманов, республиканскому агентству по миграции и демографии и его органам разрешено провести государственную закупку жилья для семей оралманов, прибывших по квоте на 2002 год, способом закупа из одного источника в установленном законом порядке. На местах специальная комиссия, призванная заниматься этим вопросом сталкивается с очень щепетильной проблемой, особенно это касается закупа жилья в сельской местности. Для закупа жилья нужно объявить тендер, на тендер должны быть выставлены как минимум три объекта, из которых комиссия выберет тот, что подешевле. Но на селе, зачастую, продается всего один дом, купив его комиссия нарушает закон, не купить тоже нельзя, так как оралманов нужно где-то размещать. В общем получается палка о двух концах. Или того хуже, людям, всю жизнь, прожившим в сельской местности миграционные службы предоставляют жилье в городе. В результате, сельчанам очень трудно привыкнуть к городской жизни.
Миграционные службы предлагают отдать в руки оралманам, выделенные им средства, чтобы последние добавили к ним собственные сбережения и купили приличное жилье. Но ни один оралман на такое не идет, репатрианты уверены, что историческая родина должна сама полностью о них побеспокоиться.
Прокуратура выявила еще одно нарушение со стороны представителей Агентства по миграции и демографии. В марте нынешнего года республиканское агентство издало инструктивное письмо, которое распространило в нижестоящие органы. В нем дается указание, кому можно давать статус оралмана, с вытекающими льготами. Руководителям территориальных управлении рекомендуется присваивать статус «оралман» лицам, из числа интеллигенции, заслуженным специалистам в определенной отрасли, профессионалам специальностей остро необходимых в местных учреждениях, предприятиях, куда переселяется данное лицо, молодым семьям, имеющим высшее образование по необходимым для данного региона специальностям. С некоторых пор местные органы руководствуются этим письмом при присвоении статуса оралмана. Статус присваивают выборочно, в результате отказывают в статусе одиноким гражданам, приехавшим из России. Последним отказывают только потому, что они в одном единственном числе, а для отчетности нужно, чтобы семья была как можно большей.
В прокуратуре уверены, что данное обстоятельство не соответствует требованиям Конституции, в части того, что никто не может подвергаться дискриминации по мотивам происхождения, социального или должностного статуса и иным обстоятельствам. Хотя, как отмечают некоторые специалисты, эти лица, покуда им не присвоен статус «оралман», не являются гражданами нашей страны, а каждое государство исходит из собственных интересов. На сегодня республика нуждается в высококлассных специалистах, а потому готова создать для них условия. Этим людям статус дается сразу, без промедления, нежели безработным, не имеющим специальности.
Экономическое благополучие в республике притягивает очень многих наших соотечественников обратно. Желающих вернуться на историческую родину с каждым годом увеличивается. Хотя среди них есть и те, кто всего несколько лет назад уехал из страны, испугавшись экономических трудностей, в которых оказалась страна в конце 90-х.
Государство, несмотря на выделяемые из бюджета средства, оказывается не в состоянии удовлетворить все требования оралманов. И кажутся справедливыми сетования многих оралманов по поводу того, что там за кордоном условия их жизни были значительно лучше, а здесь на исторической родине, им грозит оказаться за чертой бедности. Во многом происходит это по вине местных чиновников, от воли которых зависит судьба переселенцев. А потому нередко люди уезжают обратно, где их также никто не ждет.