Аватар: мы наш, мы новый мир построим - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
0 °C
Алматы
2024 Год
6 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Аватар: мы наш, мы новый мир построим

Аватар: мы наш, мы новый мир построим

Свершилось! Мир увидел "Аватара" Джеймса Кэмерона и тут же облегченно и восторженно выдохнул, ибо представленное полотно являло собой потрясающее зрелище.

  • 20 Декабря 2009
  • 3758
Фото - Caravan.kz

«Титаник» я Кэмерону, конечно, не прощу, но среди его работ есть и культовые в настоящее время: оба первых «Терминатора» и «Чужие». За них памятник ему нужно ставить при жизни. Станет ли таким же культовым «Аватар», особенно если учесть, что Джеймс уже заикнулся про трилогию на его основе, в случае успешности первого фильма, — говорить рано.
У фильма есть сюжет, и сюжет классический. Он классический не только потому что достаточно внятен, но и потому что достаточно примитивен, построен на штампах, без которых масскульт жить не способен. Кэмерон и не претендовал на авангард с андеграундом, его целью было дать нам то зрелище, ради которого мы будем рваться на премьеру, и, что важнее, выкладывать свои кровные. Бизнес, ничего больше.
Сюжет многие сравнивают с политикой США на Ближнем Востоке, а также поведением нефтедобывающих компаний в сельве Амазонки. Кое-кто заметил аллюзии с древним мультиком «Долина папоротников». Вообще, тематика экологической катастрофы мало того, что достаточно популярна, так еще и способна вышибить слезу. Неведомых зверушек, сидя в кинозале в индустриально развитой стране — жалко. Деревья — тоже. И ничего, что животных мы едим, на дереве мы сидим, и, вообще, потребительски относимся к живой природе. Два с половиной часа в кинотеатре мы можем почувствовать себя гуманистами и защитниками природы.
Набор главных героев тоже стандартный. Ставленник крупной корпорации Патрик Сэлфридж ( Джованни Рибизи), который, само собой — злодей; его подчиненный полковник Майлс Куорич (Стивен Лэнг), которому вверено управление всей военной структурой — тоже душегуб. Корпорации не любит никто, а военную машину — только гуманисты. Но, так как мы помним, что в эти два с половиной часа гуманисты — все сидящие в зале, — то военную машину тоже не любит никто.
Далее, имеется отставной капрал Джейк Салли (Сэм Уортингтон), к тому же — с ограниченными возможностями. Он — главный герой. Развитие его характера и мозгов подчинено романной структуре, то есть таковое развитие имеет место быть, к тому же шквалообразное. Радует, что поумнение капрала не вызывает удивления. Все спасает только одна фраза главной героини: «Ты — как младенец!». Собственно, младенчик быстро учится быть гуманистом и встает на сторону угнетенных.
Главная героиня Нейтири (Зои Салдана) стопроцентно компьютерная. Впрочем, как и главный герой в режиме «аватара». И тут, забегая вперед по сюжету, следует сказать, что прорыв в области передачи мимики лица — потрясающ. Главная героиня запоминается не только большими глазами, хвостом и плоской грудью (инопланетянка, все-таки), но и эмоциональностью. Лично я по окончании фильма почти почувствовал себя ксенофилом.
Плюс, в фильме есть набор второстепенных, но тоже героев. Это доктор Грейс Августин (Сигурни Уивер) и солдат Труди Чакон (Мишель Родригес). Характер у обеих стервозный, и, скорее, мужской. Огрубение второстепенных женских персонажей идет в ногу со временем, радует мужскую часть аудитории, льет бальзам на сердце феминисток. А трогательная одержимость доктором Августин наукой — вызывает взрыв смеха, несмотря на гибель одного из самых ярких персонажей на экране.
Теперь о яркости и насыщенности, то есть, собственно, о мире планеты Пандора. Люди, знакомые с творчеством братьев Стругацких, не могут не заметить параллелей с произведениями мира Полудня, где Пандора — дикая планета, покрытая джунглями, в которых водятся тахорги. Один из цветастых носорогов на экране в фильме «Аватар» — вполне себе вылитый тахорг. Уж и не знаю плагиат это, и кто — у кого?
То есть, вовсе не обязательно, что Кэмерон знаком с творчеством Стругацких, несмотря на издания их книг на английском языке. Есть вероятность, что название и атмосфера почерпнута каким-нибудь автором у Стругацких, и вот уже у этого автора ее увидел Кэмерон. Впрочем, это всего лишь догадки.
Мир Пандоры. Волшебен, ярок, цветаст. Биосфера продумана достаточно четко, правда, в финале никаких новых созданий мы не видим, хотя уже показанных на экране до того — хоть отбавляй. Хотя, при подобном уровне растительного разнообразия, джунгли кишмя кишеть должны всеми ползающими, бегающими, летающими и прочепередвигающимися тварями.
Непосредственно к биосфере примыкает мифология. К сожалению, чужой этикой и мифологической системой не пахнет. Представления на’ви о мире и своем месте в нем прекрасно вписываются во все, известное нам. Но, если, согласно одной из теорий, развитие разумного вида на отдельно взятой планете идет схожими путями, и внешний вид хоть и отличается, но всем нужен крупный головной мозг и прямохождение (потому-то, мол, и невозможно разумное насекомое), то вот с этикой наблюдаются проблемы. Даже на Земле известны культуры, разительно отличающиеся от общепринятых на Западе морально-этических принципов, основанных на христианстве. Что уж говорить о другой планете? Увы, аборигены практически стопроцентно повторяют социальную структуру любого земного племени в стадии общинно-родового строя.
Еще одним минусом является то, что главный герой встречает и влюбляется именно в дочку вождя. Господа и дамы, это даже не штамп. Это — хуже. Это затертые скрижали слезливо-сопливых историй, рассказываемых Голливудом на протяжении последних лет ста. Что, других девок, столь же ловких, умных и прекрасных — нет? Оказывается — есть, про них упоминает главная героиня, но, увы, мы их не видим.
Концепция Мирового Древа раскрыта более чем полностью. Их целых три. Одно — Дом-племени, и оно рушится, что символизирует изменения; второе — Древо Предков, накопляющее память ушедших поколений; и, наконец — Древо Жизни, твердо руководящее всем сущим на планете.
Мировое Древо рушится, но, что удивительно, автор не показывает, что жизнь племени и союза племен меняется. Это — катастрофическое упущение. В мир приходит Герой, который меняет его, и жизнь не может остаться прежней, она обязательно изменится, причем качественно. Вольные племена не станут строить города, у них биологическая цивилизация, но изменения неминуемы, причем в огромном количестве сфер и деталей. И про «Джейксалли» будут сложены легенды, потому что он — изменил этот мир. И люди, шедшие в бой с превосходящими силами противника, оснащенного шатллами, вертолетами и прочими убойными механизмами — будут меняться, и не через поколение, а немедленно.
В целом же — добротный фильм, на который не жалко сходить и второй раз в кинотеатр. Красиво, громко, если выключить мозг — весьма интересно. Я не буду раскрывать все детали сюжета, и описывать самые запоминающиеся места на Пандоре — дело это неблагодарное, рекомендую сходить в кино.
Джеймс Кэмерон в очередной раз доказал, что он — не последний режиссер на этой планете. И теперь на «Аватар», бесспорно, начнут равняться многие. Но второго «Аватара» не будет никогда, потому что первым это сделал он — Джеймс Кэмерон.
И господи упаси его от трилогии!