Кавказские пленники-2 - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+9 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кавказские пленники-2

Кавказские пленники-2

Начало см.здесь

  • 12 Августа 2008
  • 1386
Фото - Caravan.kz

В настоящее время Южная Осетия и Абхазия являются невольными «кавказскими пленниками» сложившейся ситуации в регионе. Ясно, что две самопровозглашенные республики, непризнанные мировым сообществом, но поддерживаемые Россией, играют в данном конфликте не самые ведущие партии. Но без их непосредственного участия «кавказская игра» бы не состоялась.
Итак, два островка, две из трех оставшихся непризнанными республики на территории Грузии в целом согласованно отстаивают свои интересы. Напомним, что на территории Грузии после парада суверенитетов, состоявшегося вследствие развала СССР, образовалось три республики Южная Осетия, Абхазия и Аджария.
Последняя, вследствие договоренностей между Тбилиси и Москвой, перестала быть независимой в мае 2004 года. Экс-глава Аджарии Аслан Абашидзе подал в отставку, покинул Аджарию и переехал в Москву. Комментируя возвращение Аджарии под контроль Тбилиси, президент Грузии Михаил Саакашвили назвал отставку Абашидзе первым случаем успешной борьбы с сепаратизмом на постсоветском пространстве. Хотя передача состоялась с участием и на оговоренных условиях с Москвой, это не помешало Тбилиси дать сигнал грузинской прокуратуре, которая завела на бывшего аджарского лидера уголовное дело.
Вместе с тем существует большая вероятность повтора аджарского сценария. Это понимали и в Цхинвали, и в Сухуми. Руководство и народ республик не радовала участь Аджарии, которая, перестав быть относительно независимой, стала одной из провинций Грузии, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде ограниченности в финансировании, решении социальных вопросов и т.д.
Поэтому на сегодня, участвуя в противостоянии, власти Сухуми и Цхинвали исходят из расчета, что:
Во-первых, значительная часть граждан Южной Осетии и Абхазии имеет гражданство России. А в соответствии с национальным законодательством, Москва должна защищать своих соотечественников, если они находятся за пределами России. Это понимают власти двух республик, поэтому они сразу обратились к России не за помощью, а с призывом защитить своих граждан, проживающих на территории Абхазии и Южной Осетии.
Во-вторых, руководство двух непризнанных республик предусмотрительно заняло лояльную позицию по отношению к Москве. В данном случае объективно только Россия могла стать гарантом стабильности в регионе и поддержании существующего положения в Грузии. Впоследствии (в начавшихся августовских событиях 2008 года) ставка Сухуми и Цхинвали на Москву полностью оправдала себя.
В-третьих, южные осетины, как и абхазы, хорошо помнят свою историю, которая указывает на имеющиеся факты этнических чисток по разным источникам, имевшие место с начала XX века. Тогда была отмечена политика вытеснения малых народов правительством Ноя Жордания в 1918-1921 годах еще до прихода в Грузию советской власти. Время прошло, но идеи Жордания оказались живы и получили дополнительный импульс.
В результате Сухуми и Цхинвали, борясь за свой суверенитет, практически пытаются сохранить жизни юго-осетинского и абхазского народов.
В-четвертых, получая действенную поддержку как в политической так в военной и гуманитарной сфере со стороны России, Южная Осетия и Абхазия надеются обратить на себя внимание всего мирового сообщества с целью поднятия в очередной раз вопроса о статусе двух непризнанных республик.
Расчеты двух республик оправданы и на сегодня носят реальный характер.
В целом Сухуми и Цхинвали добиваются достижения следующих целей:
Цель-максимум — это признание международным сообществом их независимости от Грузии, с приданием Южной Осетии и Абхазии статуса суверенных государств. Задача непростая, если не сказать — трудновыполнимая. Европа понимает, что признание двух кавказских республик суверенными является фактически второй ступенью после Косова в отношении определения статуса новых государственных образований и появлению на карте новых государств со своими проблемами и возможно — амбициями.
США, которые не приемлют развития событий по такому сценарию, на сегодняшний день не могут фактически повлиять на ход событий на Кавказе в силу того, что они «увязли» в Ираке и Афганистане, а Вашингтон сейчас находится перед началом активных действий против Ирана. Действия Вашингтона на несколько фронтов являются малоэффективными, это понимают как в США, так и в Европе, и в России. Поэтому основное слово в решении вопроса по приданию статуса суверенных государств принадлежит Европе. Тем более, что прецедент (в виде Косово) уже имеется и находится в самой Европе. Поэтому попытки Цхинвали и Сухуми в данном направлении нельзя считать маловероятными.
Цель-минимум, которой хотят достигнуть Южная Осетия и Абхазия — это выход (де-юре, так как де-факто он уже состоялся) из-под юрисдикции Грузии и вступление их в состав России. Планы более реальные, чем программа-максимум. Но и здесь требуется, во-первых, признание суверенитета двух республик Россией и Европой. А уже второй фазой станет вопрос о присоединении двух республик к России.
Конечно, этот процесс немного сложнее, чем предыдущий. Вместе с тем у Южной Осетии есть веский аргумент в виде объединения осетинского народа, который волею судьбы оказался разделенным на две республики, одна из которых является частью России, а вторая — Грузии.
Стоит отметить, что заявления об объединении уже имели место быть. Так, в мае 2008 года, выступая в Москве перед иностранными инвесторами и представителями дипломатического корпуса на презентации Республики Северная Осетия-Алания, глава республики Таймураз Мамсуров высказался за объединение Северной и Южной Осетии. Инициативу Мамсурова поддержал президент Южной Осетии Эдуард Кокойты.
Становится очевидным, что политическое решение о переходе Южной Осетии и Абхазии в состав России является фактически единственным препятствием на пути объединения двух республик. Так как уже сейчас большинство населения двух непризнанных республик имеют российские паспорта, а денежной единицей на их территории является российский рубль. Экономически обе республики зависят от России.
Вместе с тем не исключено, что ни программа максимум, ни программа минимум не будут реализованы. Однако, оставив Южную Осетию и Абхазию в составе Грузии, и отодвинув решение по статусу этих двух самопровозглашенных республик на неопределенный срок, международное сообщество рискует через некоторое время опять столкнуться с очередным очагом напряженности на Южном Кавказе.
А пока известно, что руководство Абхазии и Южной Осетии намерены в ближайшее время обратиться к России с просьбой признать их независимость. И в данном случае позиция Москвы будет являться своеобразным указателем того, куда могут дальше двигаться кавказские процессы.

Продолжение следует

Фото с сайта ttp://img.lenta.ru