Жестокое искусство Ким Ки Дука - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+18 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Жестокое искусство Ким Ки Дука

Жестокое искусство Ким Ки Дука

На Международном кинофестивале "Евразия", который пройдет в Алматы в конце сентября, заявлено много интересных программ.

  • 19 Августа 2005
  • 1991
Фото - Caravan.kz

Однако самым заметным событием станет, несомненно, презентация творчества одного из самых известных и противоречивых режиссеров, который как метеор ворвался в мировую кинематографическую элиту — южнокорейца Ким Ки Дука.
Выбор его организаторами кинофестиваля для одной из программ авторского кино (вторым режиссером станет Эмир Кустурица), явно не случаен — Ким работает с потрясающей работоспособностью, каждым своим фильмом внося сумятицу в ряды кинокритиков, разрушая извечные эстетические каноны и стереотипы.
Уже первый фильм «Крокодил», снятый буквально на «медные деньги», отличался нарочито психоделическим сюжетом ( нелюдимый немолодой мужчина зарабатывает на жизнь тем, что находит и скрывает тела утопленников, чтобы получить потом деньги с родственников покойного).
Этот творческий прием — выбор оригинального сюжетного ходя, станет и в дальнейшем отличительной чертой фильмографии Кима. Но не только он. Этот человек ломает привычные представления о кинорежиссуре — вслед за Хайнеке, Трюффо, Тарантино и другими представителями арт-хауса, обращающими свои взоры к грубой и жестокой стороне жизни.
Ким Ки Дук никогда не учился режиссуре, да и вообще не получал систематического образования. Он родился в горной деревне, рос и мужал в атмосфере уличных банд, любил порой пустить в ход кулаки. Потом семья сменила место жительства, и Кима отдали учиться в сельскохозяйственную школу, из которой он сбежал. Ему не хотелось учиться выращивать рис — он хотел вырастить самого себя.
Затем — обычный путь полубеспризорного подростка: работа на разных фабриках, 20-летним парнем Ким идет во флот и служит там 5 лет. Жизненные странствия чуть не сделали его проповедником в церкви, а жажда творческой реализации заставила начать рисовать, но все это также было ненадолго. Скитания привели Кима в Париж, где этот бедняк и бродяга впервые посмотрел фильм (по легенде, это были «Любовники с Нового моста» Лео Каракаса). Он понял, что нашел свое призвание и поклялся стать лучшим кинорежиссером мира. Что ж, ему на этом пути уже удалось достичь многого.
В 1995 году Ким Ки Дук получил Гран-При Гильдии сценаристов Кореи. В 1996 году снял по собственному сценарию первый фильм «Крокодил». Основал движение «Противоречивое и уникальное», обновившее корейский кинематограф.
Ким Ки Дук — уникальная фигура в истории корейского кино. В Южной Корее режиссурой занимаются после длительной подготовки и только выходцы из привилегированных слоев общества. Ким Ки Дук привносит в эту рафинированную среду яростную энергию изгоев и отщепенцев, снимая на свой страх и риск без всякой предварительной подготовки. Он называет себя «партизаном», во время съемок пренебрегает правилами кинематографии, предпочитая полностью положиться на интуицию.
Ким Ки Дука называют певцом насилия и жестокости — и это правда, в том смысле, что он открывает перед зрителями изнанку благополучного мира, который, по его глубокому убеждению, и не может быть иным. Суровый жизненный опыт режиссера воплотился в его произведениях с неизбежностью судьбы, с той лишь разницей, что в фильмах южнокорейского режиссера жестокость выступает плодотворной формой человеческих взаимоотношений, движущей силой истории. Герои его картин — проститутки, сутенеры, полицейские, неприкаянные дети современных мегаполисов, все, в конечном итоге, жаждут счастья, но все они уверены, что путь к нему лежит через страдание — свое или чужое. Таков мир — и они готовы принять его законы и правила.
За свою девятилетнюю карьеру Ким Ки Дук снял немало выдающихся фильмов и зарекомендовал себя как очень оригинальный режиссер, чьи работы сочетают в себе интересный замысел и высокохудожественное исполнение.
В своих картинах он переводит внутренние желания одиноких людей в образы, где сосуществуют лихорадочное саморазрушение и возвышенный лиризм. Сюжеты могут быть разными, но их все объединяет эстетика жесткой, «на грани фола», человеческой искренности, для которой нет запретных кадров и тем.
В одном из своих интервью Ким сказал, что его кредо — открывать для людей ту сторону жизни, которая существует всегда, но которую люди избегают из-за страха нарушить свой душевный покой. Причем сделано это с изощренным профессионализмом.
«Адрес неизвестен» — рассказ о небольшой деревушке, вынужденной жить рядом с американской военной базой, начавшись, как пасторальная история, постепенно перерождается в жестокий триллер.
В «Береговой охране» психический недуг, шаг за шагом, охватывает весь пограничный отряд, выливаясь затем в кровавый кошмар.
«Плохой парень» — история большой любви, заканчивающейся кварталом «красных фонарей».
Можно с большой долей уверенности сказать, что в некоторых своих картинах Ким пытается строить «вольные фантазии» на тему собственной биографии.
Так в «Реальном вымысле» некий художник, резко конфликтующий с окружающим миром, встречает неожиданно девушку с видеокамерой. Она пробуждает в нем вдохновение, но одновременно — выпускает на волю всех демонов ада, которые таились в его изломанной душе. Дикие, неконтролируемые инстинкты, несущие смерть и разрушение — вот горькая плата за творческие порывы. Южнокорейские критики называют его творческим наследником одного из величайших мастеров корейского кинематографа Ким Ки Янга, который демонстрировал изощренные формы страсти и насилия на раннем этапе развития корейского кино в 50-60 годах.
Ким Ки Дук разрушает сложившиеся стереотипы восприятия зрителя. Певец страсти и жестокости может быть тончайшим лириком.
Один из лучших фильмов Кима — «Весна, лето, осень, зима и снова весна». Ничего не напоминает о сюжетах прежнего Ким Ки Дука. Действие охватывает четыре сезона года и соответствующие ему периоды жизни человека.
Герои — монах, живущий в пагоде, и мальчик, его воспитанник, который потом превращается в мужчину, а в конце концов — в умудренного жизнью старца. Однако если не с первого, то со второго кадра можно утверждать: перед нами фильм Ким Ки Дука, и, возможно, лучший его фильм.
Все события картины происходят на озере, и это сразу вызывает в памяти «Остров» — первую ленту, которая принесла корейскому режиссеру скандальный успех. «Остров» впервые обратил внимание публики и критиков на бунтарского корейского парня, и этот интерес только крепнул год от года, от фильма к фильму.
Ким Ки Дук занимает особое место в корейском кинематографе, список его картин растет с небывалой быстротой. Его «партизанский» подход к постановке картин, с крайне низким бюджетом и высокой скоростью съемки, вызывает противоречивые толки. Но что удивительно, он по-прежнему продолжает снимать фильмы, хотя никогда не пользовался коммерческим успехом в Корее.
В отличие от большинства корейских режиссеров, выходцев либо из высшего, либо среднего класса, и получивших блестящее образование, Ким Ки Дук почти всю свою жизнь «не имел ничего общего с культурой». Это позволяет ему написать непостижимый портрет тех, кто лишен достойных условий существования. Ни один корейский режиссер не знает простого народа так хорошо, как Ким Ки Дук: тех слоев общества, которые до того привыкли к отчаянию и деградации, что уже и не помышляют об избавлении.
При этом в его фильмах так много образных завораживающих графических зарисовок, что они представляются нам снопом огненных искр, пронзающих темноту ночи.
«Остров» («Isle») и «Адрес неизвестен» («Address Unknown») были включены в конкурсную программу Международного Венецианского кинофестиваля.
Ким Ки Дук как «подлинный представитель корейского кинематографа, чьи фильмы одновременно оригинальны и интересны с коммерческой точки зрения», несмотря на свою арт-хаусность, получил известность во многих странах мира. Презентация его картин на фестивале «Евразия», несомненно, станет настоящим подарком для всех казахстанских киноманов.