Отныне мало иметь юридическое образование, сдать квалификационный и аттестационный экзамены на получение должности судьи. Теперь каждый потенциальный претендент в судьи с высшим юридическим образованием должен проучиться полтора года в судейской академии и только после этого можно будет вести разговор о его дальнейшей судьбе в качестве судьи.
Председатель Верховного суда Кайрат Мами считает, что только таким образом можно подготовить настоящих судей. Ситуация с подбором судейских кадров в стране только в последнее время стала выправляться. Нынче кандидат в судьи проходит шестимесячную стажировку в районном суде. После чего его работу обсуждают судьи данного суда, и они же дают заключение: может ли этот человек в дальнейшем быть судьей и от имени государства отправлять правосудие.
На деле, как отметил недавно Мами, выступая перед судьями Западно-Казахстанской области, зачастую все это происходит формально. Формально будущий судья проходит стажировку, ибо она не оплачивается, а посему он вынужден приходить в суд после работы. Впоследствии идет формальное обсуждение. А потом сами же судьи удивляются, почему это неквалифицированного юриста назначили судьей. Впрочем, совсем недавно даже такой стажировки не было. Окончив с горем пополам юрфак, молодой человек не без мохнатой руки своих родственников и знакомых спешил сдать экзамены и надеть мантию. Порой в суд приходили люди, которым место торговать на рынке, а не вершить правосудие. Разговора об этике и быть не могло. Отныне все должно измениться, — отмечает председатель верховного суда. К кандидатам в судьи будут предъявляться высокие требования. В конечном итоге авторитет судебной системы зависит от соблюдения судейской этики и дисциплины. Уже в ближайшее время предполагается принять постановление о преобразовании института повышения квалификации судей в судейскую академию, где как раз и будут учить не только тому, как отправлять правосудие, но и как подобает вести себя судье в суде и вообще на улице, обществе.
Еще одно нововведение касается введения института суда присяжных. Суд присяжных один из наиболее демократических институтов судебной системы, воплощающий принцип непосредственного участия народа в процессе. Зародившись в Англии в 12-15 веках, он успешно действует во многих демократических странах. В Казахстане разговор о введении суда присяжных ведется уже давно. На сегодня законопроект находится на рассмотрении парламента, и если до конца года вопрос будет решен положительно, то Верховный суд готов начать работу с присяжными с 1 января следующего года.
Институт Суда присяжных будет вводиться поэтапно. На первых порах с участием присяжных будут рассматриваться уголовные дела подсудные только областному суду. А это в основном особо тяжкие преступления, предусматривающие в качестве меры наказания — смертную казнь. Предполагается разработать систему отбора присяжных заседателей, чтобы в отправлении правосудия участвовали наиболее достойные и грамотные. По словам председателя верховного суда, список их будет утверждаться акиматом, либо маслихатом области. Причем, при каждом суде должно быть до 40-50 заседателей. В процессе по рассмотрению одного уголовного дела должны принимать участие не более 9 присяжных заседателей. В России во многих субъектах федерации суд присяжных успешно действует. Там Конституция 1993 года предоставляет обвиняемому право на суд с участием присяжных заседателей в случае угрозы назначения ему наказания в виде смертной казни. Руководство Верховного суда нашей страны уже сейчас предлагает судьям познакомиться с работой российских коллег и даже съездить туда. Предполагается, что с введением института общественного контроля, будет меньше критики по поводу корпоративности судов.
Казахстану рано полностью отказываться от смертной казни, общество к этому еще не готово. Верховный суд в лице его председателя предлагает разумную гуманизацию. Это значит, что количество приговоров, где в качестве меры наказания применяется смертная казнь будет снижаться. «Смертную казнь в качестве меры наказания нужно оставить за совершение особо жестокого убийства и за терроризм, за остальные преступления от смертной казни можно отказаться»,- считает Мами. Расстрел не стоит применять к несовершеннолетним, женщинам, лицам, совершившим преступление впервые. И в то же время за рецидивные преступления, за совершение нескольких преступлении должны быть введены строгие наказания.
Также Верховный суд предлагает дальше областного суда не рассматривать уголовные дела, не связанные с лишением свободы. А дела, связанные с лицами, совершившими преступление в невменяемом состоянии, должны быть подсудны районным судам.
Немаловажным является недавнее заявление президента страны о передаче ареста как меры пресечения от прокуратуры к судам. Прокуратура сие решение восприняло очень болезненно, несмотря на то, что ей оставили санкцию на арест на короткий срок. С одной стороны прокуроров понять можно, до этого они решали судьбу человека — быть ему за решеткой или идти домой под подписку о невыезде. Прокурорам кланялись в ноги. Полномочие это считается очень высоким. Теперь несмотря на то, что прокуратура продолжает надзирать на ходом расследования уголовных дел, санкции на арест не дает. Более того, прокурор должен обосновать в суде свою позицию по санкции на арест. А это разные вещи: то ли дело самому подписывать и вершить, и совсем другое — стоять перед судьей и аргументировать свою позицию. В России с некоторых пор данная санкция также передана от прокуратуры суду. Там уже отмечают, что значительно сократилось количество арестов. Слишком длинная вереница и, следователь, прежде чем идти за санкцией сто раз проверит и обдумает свои действия, нежели будет надеяться на авось.
И еще. В ближайшее время буду созданы специализированные суды. Начало уже положено. Чуть больше года в республике действуют экономические суды, рассматривающие только хозяйственные споры между юридическими лицами. И как показала практика, качество судебных решений значительно улучшилось. Судьи быстрее реагируют на изменения законодательства. Другое дело, что судьи экономических судов, также как и другие перезагружены.
На сегодня в Западно-Казахстанской области на одного судью экономического суда приходится 250 дел. И тем не менее это лучше, нежели один судья будет рассматривать и общеуголовные, и гражданские, и хозяйственные дела. От такой работы качества сложно ожидать. А посему предполагается, что уже в скором времени будут созданы еще и специализированные административные суды. И может быть когда-нибудь создадут специализированные суды по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних и т.д.