Два - в одном, а выгода - потом? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+19 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Два - в одном, а выгода - потом?

Два - в одном, а выгода - потом?

Последняя новость от Министерства образования России: в стране отменяется единое комплексное тестирование. Последняя новость от Министерства образования и науки РК: в стране вводится единое комплексное тестирование.

  • 15 Сентября 2003
  • 1326
Фото - Caravan.kz

Мы пойдем своим путем? Интересно, каким, если у нас в системе образования сплошное бездорожье?
Не успели улечься страсти по поводу качества ныне существующих тестов для экзаменов в вузы, как августовский педсовет «подлил масла в огонь». Министр образования и науки РК официально заявил, что выпускники этого года будут сдавать единое комплексное тестирование.
Нам бы радоваться, что выходим на европейские стандарты, что приближаемся к совершенной модели проверки знаний! Только почему-то не радостно. Зато гложут сомнения, возникают опасения, еще полно страхов и, конечно же, мрачных прогнозов.
В чем суть нововведения? Единое комплексное тестирование — это экзамен, который будут сдавать учащиеся на выходе из школы, но его результаты будут главными показателями при поступлении в вузы (а само поступление будет выглядеть как рассылка по вузам страны уже набранных на тестировании в школе баллов).
То есть с этого учебного года ученики будут сдавать только один экзамен: единый и комплексный. Правда, в него будет входить несколько предметов. Но об этом чуть позже. Чиновники от образования говорят, что у такого тестирования есть немало плюсов. Ребятам не надо будет ехать за тридевять земель, чтобы сдавать вступительные экзамены в вуз, тратиться на дорогу. Для сельских жителей такие путешествия дорого стоили. Теперь возможность дотянуться до высшего образования будет у каждого ученика, что, безусловно, выгодно и справедливо. Это поставит всех выпускников школ в равные условия. Да и в психологическом плане будет полегче: ребята «отстреляются» один раз и все. Наберут определенное количество баллов (прямо как в Америке), а потом посмотрят, в какое из высших учебных заведений с таким результатом их могут принять. Логично. Тем более что вузы будут оглашать свои проходные баллы задолго до экзаменов, то есть каждый из желающих попасть в выбранный вуз, должен будет подтягивать тот или иной предмет в течение учебного года. Не исключено, что с «нашими» баллами можно будет поступать в «их» вузы, то есть претендовать на обучение за границей без вступительных экзаменов. В общем, у комплексного единого тестирования — далеко идущие планы. Что же смущает?
Директора школ, предпочитая оставаться неназванными, говоря о прогнозах реформы, предлагают такое сравнение: представьте, что у вас есть шикарное платье, в котором можно поехать на бал (и само по себе тестирование, как модель проверки знаний, действительно уникальна и универсальна). Однако, чтобы нам в наших условиях добраться до бала, надо пройти не одну пыльную дорогу, преодолеть канвы и колдобины, придется и грязь помесить, и где-то вынужденно остановиться, потоптаться на месте. Что станет с роскошным платьем за это время? От него останутся одни воспоминания и лохмотья. Вот и комплексное тестирование, оставаясь по сути, решением многих проблем, на самом деле спровоцирует новые неприятности. Скорее всего, оно будет искажено сугубо местными условиями исполнения. Так говорят, и приводят очень даже неслабые аргументы.
Во-первых, в школах Алматы запущен слух, что выпускникам придется сдавать не четыре экзамена, как сегодня, а все шесть! Пока никто не знает: какие это будут предметы, сколько часов будет длиться такой экзамен, сколько вопросов будет включено в опросники по каждому предмету? Рабочей группе в Министерстве образования и науки РК еще только предстоит обсудить все эти вопросы и дать вразумительные ответы. Пока же учителя практики вполне резонно замечают, что от единого комплексного тестирования ничего хорошего можно не ждать. Тесты, которые уже пять лет крутятся на вступительных экзаменах в вузы, до сих пор несовершенны, сильным ученикам достаются абсурдные вопросы и это определяет их будущее?! Чего можно ожидать от качества тестов по новым предметам, скажем по тому же казахскому языку, если этих тестов еще в природе не существует? Немаловажен тот факт, что в школе сегодня не учат сдавать тесты. Чтобы ориентироваться в тестовых заданиях (а не в вопросах билета), надо развивать логику, структурированное мышление, информационную память. Кто и когда это будет делать в школе? Отдельные учителя, из жалости к своим ученикам, обреченно итожат, что они будут пытаться натаскивать своих ребят, но что значит инициатива снизу, когда это должно стать программным обеспечением реформы в целом?
Кроме того директора школ говорят, что когда учащиеся на экзаменах в школе сдавали экзамены «живьем», тет-а-тет с педагогами, всегда была возможность докопаться до истинной картины знаний у ребенка: ученик мог все правильно решить, демонстрировать понимание вопроса, но ошибаться в ответе. Тем не менее, его знания были видны и понятны. Тестирование лишит некоторых ребят (склонных к торопливости, рассеянности, невнимательности) возможности быть понятыми. А это значит, при наличии знаний, они не смогут показать результат, для них закроются двери вуза.
Ну, и самое главное: для проведения комплексного тестирования будут определены базовые школы. Сведущие люди уже подсчитали, что их понадобится на всей территории страны не менее 60. При этом у базовой школы должна будет иметься солидная база с компьютерным обеспечением, хорошей телефонной связью, деньгами на приглашение учителей-экспертов, охраной. Ничего этого у наших школ, существующих на родительские деньги, нет. И в ближайшее время не будет.
Хотя в бюджет могут быть заложены средства для организации проведения масштабного мероприятия республиканского значения, но каждой отдельно взятой школе потребуются дополнительные деньги! Отсутствие нормальной базы и качественных тестов могут стать тем самым бездорожьем, которое испортит жизнь выпускникам этого года. Кстати, многие из них, узнав о нововведении, сильно пожалели, что им придется стать первыми в этом эксперименте: даже дети понимают, что многие решения, принимаемые наверху, страдают необдуманностью и скоропалительностью. Впрочем, что по этому поводу думает наша широкая общественность?
Мнения уже разделились на категоричное «за» и не менее категоричное «против». Кто — «за»?
Прежде всего, методисты, научные сотрудники, чиновники от образования — те самые люди, которые двигают науку, систему, разрабатывают и обсасывают всевозможные новации, модели, идеи. Комплексное тестирование, как модель, в их глазах — явление прогрессивное и полезное. Люди фанатично верят в идеальность этой инициативы, и их горячим убеждениям можно только позавидовать. У учителей практиков оно не вызывает столь большого оптимизма. Учителя считают, что тестирование в школе отчасти может помочь ученикам чисто психологически: проведение экзамена в родных стенах снимает фактор неизвестности, зажатости, которым страдает каждый второй абитуриент. Но на этом плюсы комплексного тестирования заканчиваются. Учителя знают наверняка, что если будет принята программа сдачи шести предметов сразу (тестирование-то комплексное), дети будут испытывать колоссальную физическую и умственную перегрузку: ни о каком качестве знаний тогда нельзя будет вести даже речи.
Ну а директора школ настроены и вовсе мрачно. Среди них бытует мнение, что опускание тестов на уровень школ, это чисто коммерческая уловка чиновников. И если раньше департаменты (в областях — управления) образования были отлучены от «кормушки» поступления в вузы, теперь они станут прямыми соучастниками процесса. А это значит, люди, которые «жировали» на экзаменах раньше, сегодня уступят место другим. Делиться надо!
Среди чиновников от образования есть и такие, которые называют себя махровыми пессимистами. Они уверены, что комплекс обязательно завалится по одной простой причине: мы ничего не можем сделать как надо, в особенности, если это надо делать масштабно и во времени сжато. Кроме того, они уверены, что чиновники не смогут в кратчайшие сроки договориться о единых критериях оценки знаний. Сегодня в разных школах пятерка может ставится и за знания, и за красивые глаза, и за деньги, и за полузнания.
Между тем, придется прийти к едином мнению и четко определиться: что считать высшим баллом при тестировании в школе, каков будет порог «двойки» и т.д.?