Власть услышала бизнесменов - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+23 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Власть услышала бизнесменов

Власть услышала бизнесменов

Предпринимательская общественность Казахстана празднует победу.

  • 2 Сентября 2007
  • 1014
Фото - Caravan.kz

После официального обращения Форума предпринимателей Казахстана и Алматинской Ассоциации Предпринимателей в Генеральную прокуратуру республики были приостановлены две инициативы Министерства индустрии и торговли и Министерства охраны окружающей среды.
Речь идет о введении в действие программы поидентификации марками с изображением знака соответствия товаров и получения разрешений на выбросы автотранспортными средствами.
Эти инициативы, обнародованные в первой половине этого года, сразу вызвали резкую реакцию общественных организаций казахстанских бизнесменов, проявивших на этот раз эффективную способность консолидироваться для отстаивания своих прав.
И не только своих: по данным экспертов Форума и Ассоциации, реализация данных нововведений заметно повысила бы себестоимость товаров на внутреннем рынке, и снизила конкурентоспособность казахстанской продукции в целом.
Особенно резко критиковалась программа поидентификации марками с изображением знака соответствия товаров.
— Основную цель программы можно выразить как контроль и надзор за оборотом продукции, товаров и услуг. Вся она направлена на создание базы данных, которая позволит систематизировать контроль со стороны фискальных органов и территориальных подразделений комитета по техническому регулированию и метрологии. Но напрашивается вопрос — причем здесь фискальные органы? Акцизную продукцию маркируют акцизными марками и контролируют. А причем тут другие товары? А как собираются маркировать услуги? Особенно беспокоит то, что все функции по исполнению программы, в том числе производство марок, переданы частной структуре ТОО «Национальный центр аккредитации» (ТОО «НЦА»), то есть, со стороны государственных органов в качестве организатора программы определена частная компания, — так комментировала Мунавара Палташева, Исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана инициативу министерства.
Эксперты бизнес-ассоциаций отмечали и такой факт: согласно инструкции, маркирование товаров должно осуществляться фирмой-заявителем под контролем органов по подтверждению соответствия (ОПС). «Соответственно данной инструкции сотрудников ОПС должно быть как минимум не менее, чем количество зарегистрированных субъектов предпринимательства, учитывая, что в Казахстане в среднем зарегистрировано свыше 600 тысяч субъектов предпринимательства, как же должны быть увеличены штаты ОПС, чтобы ни предприниматели, ни ОПС не нарушали инструкцию, утвержденную Комитетом по техническому регулированию и метрологии?» — этот вопрос задавали госорганам через СМИ предприниматели в ходе своих выступлений против планировавшихся нововведений.
Вообще эта кампания, предпринятая Форумом предпринимателей Казахстана и Алматинской Ассоциацией Предпринимателей, показала, что предпринимательская общественность заметно выросла в умении отстаивать свои интересы.
Грамотная апелляция к общественности и понимание пиара, систематическая и корректная работа со СМИ дают свои результаты. Хотя теперь заявления предпринимателей же о том, что власти их не слышат, как это часто заявляется на общественных дискуссиях, уже не будут столь однозначны — власть, приостановив эти инициативы, продемонстрировала умение и готовность прислушиваться к бизнес-сообществу и идти ему навстречу. Кстати, фактически, тем самым, и к потребителю: если бы идея с маркированием товаров «прошла» бы в повседневную коммерческую практику, всем бы пришлось платить намного дороже. Виктор Ямбаев, президент Алматинской Ассоциации предпринимателей, отмечал в пору самых ярких битв с этими инициативами:
— Немаловажный факт, что марка будет иметь определенную стоимость — 5 тенге, работа по маркировке также, услуги сотрудников ОПС тоже и все это автоматически ляжет на стоимость продукции, соответственно встает вопрос о конкурентоспособности нашей продукции на внутреннем рынке. Пример: одна пластинка с аспирином стоит 5 тенге, а с маркой и с работой по маркировке станет в два — три раза дороже.
Подсчитать, в какой рост цен все это выразилось бы в масштабах всего фармацевтического или какого-либо иного товарного рынка страны, теперь сложно. Но введи госорганы в действие идею с маркировкой, и все бы это прочувствовали.
Нужно отметить, что бизнесмены сделали очень удачный политический ход: накануне выборов в парламент обратились к будущим депутатом с призывом-наказом обратить внимание как в целом на практику бюрократизации и выстраивания административных барьеров в бизнесе, так и с рядом конкретных примеров этого.
В том числе, по маркировке. Теперь один из наказов уже услышан. Стоит надеяться, что это лишь первый такой пример.

Фото с сайта http://www.transparencykazakhstan.org