Сейчас лето, и она, как и многие другие абитуриенты с ограниченными возможностями, думает куда обратиться за информацией, чтобы узнать в каких ВУЗах наиболее подходящие условия для обучения студентов с ограниченными возможностями.
По данным общества инвалидов «Намыз», в Алматы получают высшее образование не более 50 человек, а тех, которые могли бы учиться — примерно 500. В целом в республике не более 2 000 студентов-инвалидов, хотя каждый год коррекционные учреждения (спец. школы, интернаты) оканчивают около 5 000 выпускников.
С юридической точки зрения в Казахстане есть все условия для обучения инвалидов в ВУЗах. Судите сами, государственная политика в области высшего образования для инвалидов проводится на основе доступности и равных прав, наряду с другими гражданами, и свободного выбора рода деятельности. Дети с ограниченными возможностями имеют право на бесплатное, на конкурсной основе, профессиональное образование в государственных учебных заведениях в пределах государственных образовательных программ. При поступлении в организации среднего профессионального и высшего образования, предусматривается квота в 0,5% для инвалидов I, II групп, детства, детей-инвалидов. В случае одинакового уровня знаний при проведении конкурса на получение образовательных грантов преимущественное право имеют лица с ограниченными возможностями, правда, которым, согласно медицинской экспертизе, не противопоказано обучение. Студентам-инвалидам доплачивается стипендия. Слепым или глухонемым, учащимся средних профессиональных учебных заведений — 75%. Получившим инвалидность вследствие ранений, контузий, при выполнении воинской службы и т.д. стипендия увеличивается на 50%. Учащимся, находящимся в академическом отпуске государственная стипендия устанавливается в размере 50%.
На первый взгляд кажется, что все предусмотрено и учтено, но это далеко не так. На практике многое формирует неравный доступ к образованию. Инвалиды вынуждены учиться отдельно, да и качество доступности среднего образования для лиц с ограниченными возможностями можно поставить под сомнение. Вот что мне рассказала из своего опыта Лена: «Сначала меня не хотели принимать в обычную среднюю школу. Уговаривали родителей отдать в интернат. Потом заставили пройти комиссию, как потом выяснилось, она была для умственно отсталых детей. Там я с легкостью доказала всем, что интеллектуальное развитие нормальное. Родители добились, чтобы меня зачислили в нормальную школу. Но, училась я на дому. Два раза в неделю приходили учителя. Первые 4 года все шло замечательно. Потом начались проблемы с преподавателями. Одна спала на уроках, пока я что-то писала по ее заданию, другие приходили редко, не вдаваясь в подробности нового материала, оставляли кучу заданий и уходили до следующего раза. Одна учительница появилась лишь однажды — в самом начале года и на следующий год пришлось учиться за два класса. Сестра, конечно, бегала, добивалась, но толку было мало. Кульминацией моего среднего образования стал выпускной бал, на который меня забыли пригласить. Было очень обидно! Из чувства гордости не пошла без приглашения.
Я не ограничивала себя только школьной программой, поэтому в 15 лет, когда надоело читать «шаблонные» романы, стала писать сама. Сразу не получалось, но сейчас есть награды в номинации «литературное творчество». По просьбе отца ко мне ходила заниматься рисованием художница Лопатюк Вера Анатольевна. С помощью дистанционного образования изучаю итальянский язык. Недавно создала сайт http://edelweiss.org.ru/, он посвящен проблемам людей с ограниченными физическими возможностями. Теперь мечтаю об очном обучении в университете.
За годы «школьной жизни» появилось неприятное ощущение изолированности, а ведь я не психически неуравновешенная, я нормальная, общительная, с чувством юмора в полном порядке. Все упирается в деньги и отсутствие помощников. Но это лишь вопрос времени».
Это далеко не все проблемы, которые появляются перед абитуриентами-инвалидами на пути к высшему образованию. По мнению Кайрата Иманалиева, председателя общества инвалидов «Намыз», на пути к высшему образованию стоит ЕНТ. Все инвалиды обязаны сдать единый экзамен на общих основаниях. Но, учитывая их заболевания, они не могут находиться со всеми в обычной аудитории. Им трудно сосредоточиться, потому что на них смотрят здоровые подростки. У некоторых заторможенная моторика, они делают непроизвольные резкие движения, привлекая чужие взгляды, которые мешают сосредоточиться. К тому же, им нужно чуть больше времени, чтобы вникнуть в вопрос, ответить. А за отведенное время они не в состоянии выполнить задание.
Сейчас общество инвалидов «Намыз» работает над тем, чтобы убедить Министерство образования, что инвалиды не должны сдавать тестирование на общих основаниях. Лучше проводить ЕНТ в специальных условиях, или в тех же интернатах, и соответственно нужно скорректировать время, отведенное на тестирование.
Идеальным решением проблемы доступности высшего образования можно назвать развитие дистанционного обучения. В Казахстане оно находиться в зачаточном состоянии. Система выглядит следующим образом: студент-инвалид приходит учиться в ВУЗ, ему дают юнит (электронная база по различным предметам), который он читает дома. Но, несмотря на это, ученик должен раз в неделю приходить и работать в аудитории. А она не приспособлена к тому чтобы, например, студент-колясочник мог заехать в помещение самостоятельно. Нет пандусов, подъездов для колясочников, специально оборудованных туалетов. К тому же студент должен переходить из одной аудитории в другую, а это не удобно для человека с поражением опорно-двигательного аппарата, а для слепых вообще не реально. И это еще не все. Зачастую инвалид относится к уязвимым слоям населения с низкой заработной платой, поэтому у него нет возможности купить компьютер и подключиться к Интернету, считает Кайрат.
Однако эта система очень хорошо используется в Европе. 86% инвалидов могут беспрепятственно посещать компьютерные центры, в Украине работает система электронного обучения, в Китае открыт институт в режиме on-line. Занятия и рассылка домашних заданий для студентов осуществляется через всемирную сеть. Если студенты сталкивались с трудностями в учебе, преподаватели оказывают консультации на дому. К тому же, городская администрация выплачивает пособие, чтобы online-студенты могли оплачивать образование. Возможно, причина такого внимательного отношения к проблеме высшего образования заключается в том, что численность людей с ограниченными возможностями в Китае составляет около 60 миллионов человек.
К сожалению, казахстанские инвалиды пока не имеют такой возможности, но зачатки развития IT-образования уже существуют. Например, общество инвалидов оборудовало помещение, и все необходимое для проведение занятий с инвалидами компьютерной грамотностью, и это уже радует, ведь начало уже положено.
Фото сайта calend.ru