Но все эти мощные — и безусловно, правильные — тенденции подобно пенящимся потокам обходят, не замечая и стремясь к идеальным горизонтам, маленький забытый островок — деревню.
Здесь, где еще живут люди, не перекочевавшие в город, хватает проблем, конфликтов. Случаются и правонарушения. В патриархальные царские времена дело решалось просто — сельским сходом или решением старейшин. Ведь все друг друга знали, жизнь была и впрямь как на ладони. Нынче — демократия, а стало быть — суд. И здесь судьба сельчанина может в буквальном смысле зависнуть на волоске.
О бесплатном защитнике он может и не мечтать. Право на бесплатную адвокатскую помощь, конечно, гарантировано отечественной конституцией, но и только. По данным министерства юстиции РК, из 2000 зарегистрированных в Казахстане адвокатов только 600 работают в сельской местности. Выходит, каждый из них должен обслужить приблизительно 10000 человек. Государство по сути дела устранилось от решения проблем сельского защитника — их должны решать коллегии адвокатов. Но как решать? В условиях тотальной миграции в города людей любых специальностей и квалификации?
Парадокс, но по результатам последней переписи населения, основной прирост населения в Казахстане произошел именно благодаря селу. В начале 90-х — на 30 процентов, в конце — на 100 процентов, а в некоторых регионах — аж на 400. Но при этом соотношение городских и сельских жителей за это время практически не изменилось. Может быть, статистика ошиблась в подсчетах? Нет, просто именно в этот период резко усилилась внутренняя миграция — сегодня ее показатель является одним из самых высоких в СНГ.
С каждым годом молодежь все активнее переезжала в город, осваивая непривычное пространство. За последние 10 лет предпочли крепкий асфальт непонятным перспективам 2,5 миллиона человек, треть из которых — молодые люди. По официальным данным, во внутренней миграции поток «село-город» составляет 70 процентов всех мигрантов. Бывшие деревенские жители составляют сегодня 20,9 процентов современного городского населения Казахстана.
Обратного процесса как-то не наблюдается. В пятнадцати сельских районах сегодня нет адвокатов вообще, а в остальных, если еще не сбежал, то — примерно один на четырех судей. Может быть, стоит сделать ставку на молодых, честолюбивых выпускников многочисленных юридических академий, мечтающих стать для односельчан современными Кони и Плевако? Вряд ли. Даже если каким-то чудом отыщется такой защитник прав полуграмотных людей, то коллегия адвокатов не в состоянии обеспечить его зарплатой и жильем. Разве что снимет угол и будет брать за услуги «натурой» — помидорами, картошкой да самогоном.
С остальным на деревне нынче тоже негусто. Так что говорить сегодня о вероятном привлечении образованной молодежи к работе на селе просто смешно.
В ходе правовой реформы была поставлена цель: создание специализированных судов — экономических, ювенальных и т.д. Это значительно упростило бы отправление правосудия — далеко не всякий судья разберется, к примеру, в запутанном земельном споре. Хорошая идея так и осталась лишь идеей — внедрение ее в жизнь тормознулось из-за отсутствия средств и соответствующих кадров. И это снова свидетельствует о крайне низком уровне подготовки в вузах и «купленных» сессиях и дипломах. Об этом же говорилось на недавнем пленарном заседании Верховного суда РК. В числе основных причин недостатков в работе судов назывались: несовершенство законодательства, ненадлежащее выполнение судьями, адвокатами и прокурорами своих обязанностей по отправлению правосудия, корпоративная солидарность (видимо, в негативном значении этого, в общем-то, неплохого понятия) и — опять-таки — низкая профессиональная квалификация.
Взятки — дело привычное, само собой разумеющееся. И это понятно: ну не смогут прокуроры, адвокаты и судьи, дружно взявшись за руки, объявить полный бойкот взятке, потому что они — дети единой системы, пропитанной коррупцией. Борьба с ней, как известно, не ослабевает в стране ни на минуту, но в один миг и в отдельно взятой сфере победить эдакую гидру тяжело
Что и говорить, адвокаты в нашей стране живут очень по-разному. И специализация — вернее, клиенты — у них разные. Кто-то легко платит за час работы 300 баксов, а кому-то не на что поехать в город, чтобы добиться назначения государственного защитника. Кстати, для оплаты их трудов предусмотрены две бюджетные программы.
Работу во время следствия и дознания финансирует МВД, а на этапе, когда гражданин переходит в разряд подсудимого, зарплату адвокату должно выдавать министерство юстиции. Один час усилий госзащитника оценивается в 234 тенге. Но и их получить не так-то просто — вначале составляются многочисленные отчеты и справки чуть ли не с секундомером (ведь дел ведется несколько), затем они кочуют из министерства в министерство, и лишь месяца через два адвокат может со скрипом получить свои 15-18 тысяч тенге. И при этом не учитывается время, которое он проводит за доскональным изучением дел (вернее, должен проводить, если говорить о грамотном построении защиты).
На съезде судей Президент Казахстана поручил максимально упростить процедуры и сократить сроки рассмотрения дел по очевидным правонарушениям.
К примеру, на Западе по некоторым преступлениям приговоры выносятся чуть ли не сразу же, потому что участники процесса очень хорошо знакомы с предметом. Не напоминает ли это вышеупомянутый автором сельский сход, только более «подкованный» в законах? Если бы поручение президента стало реально воплощаться в жизнь, как нельзя вовремя понадобился бы грамотный сельский адвокат. Не униженный нищенским существованием. А солидный, уважаемый человек.
Сытый, извините, и оттого презирающий взятки. Исчезли бы долгие бюрократические процедуры, затраты на длительное бессмысленное порой содержание подсудимого в изоляторе. Всем было бы удобно — и судье, и прокурору, и адвокату. И народу… Дело за малым — возвращении адвоката на село и придании ему соответствующего статуса.
В Послании президента страны народу Казахстана достаточно критически оценивается судебная система, которая еще не стала для граждан «инструментом защиты их прав и восстановления справедливости». Реформирование судебной системы — дело необычайно
сложное, прежде всего потому, что не может идти в отрыве от жизни всего общества. Здесь участвует множество факторов — это и его нравственное состояние, и уровень жизни, и реальная действенность законов. Государственный защитник — частица огромной замкнутой системы, и чтобы прежде всего обучить его, а затем предоставить достойное существование независимо от региона, требуются кардинальные изменения в этой системе.