Куда течет минеральная река? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+19 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Куда течет минеральная река?

Куда течет минеральная река?

В Уйгурском районе в местечке Албан - Арасан (350 километров от Алматы) из земли самопроизвольно изливается минеральная вода со скоростью 3, 5 литра в секунду(!)

  • 22 Августа 2003
  • 3487
Фото - Caravan.kz

Абсолютно все термы ( так называются скважины) — горячие: температура воды в разных источниках от плюс 18 до плюс 56 градусов. Скважин много — 21. Одна из них приравнивается по качеству к курортной воде в Карловых Варах. Но курортом в тех, забытых Богом местах, конечно же, не пахнет. Почему? Все давно оздоровились и целебная вода никому не нужна? Нужна и даже очень. Но строительство курортов нынче дело добровольное: если у вас есть пара миллионов долларов, вы запросто можете построить личную здравницу. А если нет?
Лет восемь назад аким уйгурского района обратился в Государственный медицинский институт (ныне Национальный университет имени Асфендиярова) с просьбой — досконально изучить химический состав питьевой воды. Столько лет льется бесценная вода, а проку от нее никакого! Впрочем, местные жители извлекали из воды пользу всегда. Поближе к прохладным источникам огороды сажают: выращивают картошку, подсолнухи, помидоры, бахчевые. К источнику «Ива» (название условное, так говорят, потому что рядом с водой растут ивы) приезжают целыми семьями. Люди моются, бреются, шоркают тело с мылом и мочалками, здесь же просто купаются, окунаются, спасаются от жары. А к источнику «гусак» (там фонтан, идущий в небо, напоминает задранную шею гуся) подкатывают большегрузы. Стоят подолгу, моют машины. У почечного источника (вода помогает при заболеваниях почек), бойко идет стирка. Оно и понятно: там вода плюс 48. В общем, население извлекает пользу и выгоду, как может. Но на самом деле оно может немного.
У местной жительницы Фатимы Арасан (и еще пяти жителей местечка) дома стоят как раз на горячем источнике. Люди туда едут нескончаемым потоком! Все — с флягами, бутылками. Те, кто наслышан про горячие ванны, и то, что курс лечения доложен длиться минимум три дня, просятся к хозяйкам на ночлег. Они всех привечают. Плату берут символическую — 50 тенге с человека за сутки, а то и вовсе не берут. Так местные власти им говорят — оформляй ТОО, платите налоги, у вас — бизнес. А то, что люди социально никак не обеспечены, местные власти не видят. Но это отдельный разговор. Чтобы открыть ТОО, надо выкупить источник. Сколько он может стоить?
В народе поговаривают, что в акимате могут запросить за скважину 10 тысяч долларов, а можно и за пять тысяч договориться. Потом с этой водой можно делать все, что угодно. При этом местные жители абсолютно не разбираются: что же им на самом деле продадут — воду или землю? Вода, по идее не должна стоить ни копейки, так как ни на одну скважину у акимата нет технического паспорта. А вот земля… много ли может стоит клочок земли: метр на метр, из которого фонтанирует вода? Наверное, 10 тысяч долларов такой квадратик вряд ли стоит?! В общем, местное население, мало что понимает в водном бизнесе, оттого с акиматом и не связывается. А что ж сам акимат?
В 1995 году аким района обратился к медикам южной столицы с просьбой изучить воду. Те заинтересовались лечебным местечком. А когда съездили на место и увидели эту благодать собственными глазами, да еще в минеральной воде поплавали, с энтузиазмом взялись за дело. Год ушел на то, чтобы досконально изучить четыре скважины. Исследованиями занимались руководитель отделения курортологии института кардиологии, кандидат медицинских наук — Б. Абдукаримов, доктор медицинских наук А.Седунов, и заведующий кафедрой фармакологии медуниверситета, доктор меднаук — Г. Пичхадзе. Был проделан огромный объем работы. На каждый источник составлен технический паспорт с полным раскладом воды на химические элементы (вредные и полезные). К работе подключили санэпидуправление, которое сделало свое заключение. В результате родились рекомендации медицинских светил, в которых черным по белому было написано: «Скважина № 1478. В воде имеются хлориды, гидрокорбанаты, хлор-ионы, судьфат-ионы, щелочность, ионы натрия, кремневая кислота. Медицинские показания для лечения органов пищеварения: хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, хронические колиты и энетероколиты, заболевания печени, дискенезия желчных путей, гепатиты, холециститы. Болезни мочеполовой системы: хронический цистит, мочекаменная болезнь, хронический пилониефрит. Заболевания обмена веществ, эндокринной системы: сахарный диабет легкой формы, нарушение минерального обмена, профессиональное отравление тяжелыми металлами. Заболевания нервной системы: невриты, радикулиты. Сердечно-сосудистые заболевания: гипертоническая болезнь, миокардит, пороки сердца, остаточные явления флебита и тромбофлебита. Гинекологические болезни матки, яичников, маточных труб. Кожные заболевания: дерматиты, нейродермиты, аллергические экземы, псориаз. Для лечения рекомендуется употреблять воду внутрь и наружно. Для наружного применения использовать ванны, орошения, душ, примочки, купание».
Ученые медики были потрясены, что близ Алматы имеются нескончаемые «залежи» воды, которые во всем мире используется для оздоровления людей. Подобные по составу воды известны в Болгарии, Венгрии, Румынии, Италии, Франции, Австрии.
Через год на четыре скважины были готовы медицинские карты. Но к тому времени сменился аким уйгурского района. И вода опять «уплыла» из поля зрения местных властей.
Получалось, что затраченные время и средства (исследования велись исключительно на пожертвования исследователей) должны были раствориться в воде? Между тем предварительная договоренность с местными властями была такая: как только вода будет иметь статус целебной, можно будет планировать строительство завода по розливу воды и санатория для оздоровления населения. Правда, бизнес- плана на такое великое дело у ученых не было. «Да и не коммерсанты мы, понимаете», — объясняют они сегодня свою тогдашнюю пассивность. Самое многое что они сделали, это связались в Алматы с представителями Уйгурского культурного центра и управления финансов. И та и другая инстанция обещали помочь и довести воду «до ума». Но ничего из этого не вышло. Связь с центром потерялась (человек погиб), а человек из управления, обещавший поддержку, перевелся на работу в Астану, хотя на тот момент уже были найдены коммерсанты из Саудовской Аравии, которые готовы были вложить большие деньги в беспроигрышное дело на территории Казахстана.
И тут ученые сообразили, что и им бы надо как-то войти в долю с денежными людьми, вернуть свои затраты. Они попытались зарегистрировать ТОО, но власти уйгурского района отказали им в регистрации. Правда, буквально два месяца назад медики узнали, что их ТОО все равно зарегистрировали, документы столько лет провалялись где-то в архиве уйгурского района. Но теперь они не имеют никакой юридической силы, и никому не нужны. Продолжать ходить кругами вокруг воды и кричать, какая это уникальная вода — ученые не могут. Они не менеджеры по продажам и не пиар-журналисты. Они — солидные ученые. А им предлагают спонсоров найти, тогда сбудется их мечта о строительстве курорта. Но! Странное дело, пока ученые будут искать тех, кто захочет выложить деньги на благо людей, скважины потихонечку продадутся и продаются! Их растаскивают по частным рукам.
Два источника уже проданы. С одного новый хозяин спокойненько воду качает, разливает в бутылки, слегка газирует и продает как минеральную питьевую, лечебную — в Чундже! Другой хозяин развернул строительство немалого оздоровительного комплекса. И вот что странно — если бы источники проходили как государственное богатство, и государство действительно было бы заинтересовано в оздоровлении населения, скважины бы не уходили с молотка. Наверняка был бы объявлен тендер на лучший проект по использованию скважин в интересах людей. Пусть даже если бы они попали в частные руки, какой-то процент оздоровительных услуг перепадал бы инвалидам, малообеспеченным. Теперь — никаких процентов! Владения — частные.
И что интересно, ученые удивляются, как можно было продать воду и что-то с ней делать (разливать в бутылки, продавать людям) если у хозяев нет на руках медицинских заключений?
А если бумаги на воду в порядке, то кто решился сделать научное заключение не будучи ученым? Кто в стране еще уполномочен давать медрекомендации, кроме ведущих ученых страны? Кстати, на каждом их заключении, сделанном ими много дет назад, стоит предупреждающая надпись, защищающая их труд от плагиата: копии делать с документов запрещено.
Каковы прогнозы на целебную воду? Сейчас врачи Алматы, которые знают про источники, посылают туда людей лечиться дикарями. Говорят, чем таблетки кушать, на уколах сидеть, пейте воду! Вода действительно лучше. Но насколько она в будущем будет доступна для лечения? С таким «хозяйским» отношением к дарам природы и с такой «горячей» заботой о населении вряд ли казахстанцы когда-нибудь смогут гордиться курортом международного значения.