Воровство невест: традиция или преступление? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Воровство невест: традиция  или преступление?

Воровство невест: традиция или преступление?

Вот уже несколько месяцев общественностью обсуждается один восточный обычай. Мнения разделились: одни считают, что это уголовно наказуемое преступление, другие уверены - красивый старинный обычай.

  • 6 Октября 2008
  • 7191
Фото - Caravan.kz

Да, речь сегодня пойдет о воровстве невест. С одной стороны, факт отрадный, потому что наконец-то вопрос правомерности воровства девушек стал подниматься в Казахстане, ведь еще год назад о проблеме почти не говорили.
Большинство случаев похищения женщин с целью заключения брака происходит в Южном Казахстане. К такому выводу можно прийти, проанализировав причины обращений женщин, пострадавших от насилия в кризисные центры.
По данным правового центра «Сана сезим» примерно 40% обратившихся женщин были украдены с целью замужества. Учитывая, что многие почти сразу или спустя время все же обращаются за юридической помощью и говорят о случаях насилия, то можно сделать вывод, что традиция не приносит никакой пользы, и никак не может укреплять брачные отношения, разве что экономит средства на организацию свадьбы.
Все это весьма печально, но взять и изменить ситуацию раз и навсегда нельзя, сказав: «Уважаемые мужчины, вы ущемляете права женщин. А украденная девушка не сделает семью счастливой».
Существует проблема самого отношения: люди просто не знают, что нужно по-другому строить семейные отношения. По данным опроса, проведенного в городе Шымкенте несколькими общественными организациями, среди молодых людей две трети опрошенных молодых людей не считают данный обычай чем-то криминальным. Самое страшное, что 80% (из них 70% мужчин) опрошенных в возрасте 18-25 лет признают данный механизм начала семейной жизни правомерным (!)
Вообще во все времена существовало наказание за кражу невест, поэтому удивляет, почему сейчас толкование обычая воровать женщин приобрело иное значение.
Давайте по порядку, с самого первого свода правил — Корана. Сейчас он не имеет юридической силы, но раньше к нему не только прислушивались, но и старались не нарушать. Итак: «О, муслимы! Вам считается неправильным насильно брать женщин» (сура 4, аят 19). Позднее у казахов до 1918 года, действовало казахское обычное право, согласно которому за воровство женщины, джигит мог лишиться жизни. В советское время на эту тему даже был снят фильм «Кавказская пленница», где обычай в финале заканчивался словами: «Встать, суд идет!».
Идем дальше. Уже после принятия Казахстаном независимости, до 1998 года действовала статья 106 Уголовного Кодекса, предусматривавшая наказание лишением свободы сроком до 1 года за принуждение к вступлению в брак.
К сожалению, статья за похищение женщин вопреки их воле, прописывающая лишение свободы до 3 лет, не вошла в Уголовный Кодекс, вступивший в силу с 1 января 1998 года.
Отечественные феминисты этот факт объясняют двумя причинами. Во-первых, незначительное количество дел по этой статье закона. Во-вторых, тогда Казахстан еще не ратифицировал Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Поэтому сейчас женские правовые организации республики предлагают чиновникам вновь внести данную статью в Уголовный Кодекс. На момент написания материала, я обращалась к инициаторам данной поправки, но, к сожалению, узнать о том, что Уголовный Кодекс может стать больше на одну статью.
Однако, пока решается вопрос быть или не быть наказанию за воровство невест в ныне действующем Уголовном Кодексе, никто не отменял статьи 125 , «Похищение человека», которая предусматривает серьезное наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой, либо на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или без таковой.
Если бы об этом знали сами похитители девиц, и существовали наглядные примеры фактов наказания за похищение, то, конечно, случаи подобных деяний просто бы исчезли. Но здесь уже встает вопрос правовой грамотности юношей и девушек.
В итоге можно прийти к выводу, что наказание за кражу будущих невест существовало всегда. Лишь остается не понятным: почему сейчас, когда мир так стремительно двигается вперед, до сих пор существуют первобытные методы создания семьи?
Учитывая, что в Казахстане только начинают принимать хоть какие-то действия в отношении решения проблемы с кражей невест, хочется немного рассказать о Кыргызстане, где кража невест всегда имела куда более широкое распространение и не изжита до сих пор.
Начнем с законодательного механизма. Уголовный Кодекс Кыргызской республики предусматривает наказание за принуждение девушек к браку статьей 155 в виде штрафа в размере от 100 до 200 МРП, или лишением свободы от 3 до 5 лет.
По данным исследования НПО «Бинго» в Кыргызстане, «количество привлекаемых лиц к ответственности за подобные противоправные действия практически равны нулю. В кыргызском обществе подобная практика процветает, а правоохранительные органы заявляют об отсутствии подобных эксцессов. И даже не проводятся элементарные профилактические и разъяснительные меры среди населения».
Исходя из исследования «Кража девушек: традиция или преступление», можно понять, что воровство женщин приобретает массовый характер.
«Волонтеры «Бинго» в течение 6 дней наблюдали ситуацию, с целью выявления количества краж девушек в г. Кербен. Итак, за 6 дней в маленьком городе с населением 25 тыс. человек, было выявлено 7 случаев кражи девушек. Один и тот же парень украл трех девушек в один день, двое ушли, одна осталась, но впоследствии она также с ним развелась. В других случаях жертвами оказались несовершеннолетние, впоследствии также развелись. Необходимо учесть, что это лишь те факты, которые удалось зафиксировать, и только в Кербене. Таким образом, можно сделать вывод, что преобладающее большинство семей создается путем краж девушек».
К сожалению, похожие расследования не проводились в Казахстане, поэтому у нас невозможно проанализировать ситуацию. В то же время такой вариант создания семьи опять же наглядно, негативно на ней сказывается. Пример: «в городе Кербен в Кыргызстане, незнакомый парень украл студентку, а мать девушки, несмотря на сильное сопротивление девушки (у нее был любимый парень, она училась только на I курсе), получив злополучные 5000 сомов (приблизительно 130 долларов США) оставила дочь в незнакомой семье. Через 3 месяца девушка развелась».
На встречах с молодежью Аксыйского района НПО «Бинго» по этой проблеме сделало вывод: «худшие последствия кражи преобладают над выгодами от нее же. Сельская молодежь утверждает экономическую выгоду кражи невесты, указывая, что в данном случае расходы, связанные с женитьбой значительно сокращаются. Также отметили, что девушку похищают в случаях, когда она не соглашается выходить замуж, что похищение невесты очень удобно, если необходимо срочно жениться. Утверждения о том, что любовь появится после первой брачной ночи, безосновательны: какая может быть любовь, если девушку насильно удерживают в чужом доме, совершая при этом физическое насилие?».
Поэтому остается открытым вопрос: насколько законно, этично и социально эффективно, прикрывая финансовую несостоятельность старинными обычаями, создавать семью насильственными, принудительными методами, которые во все времена осуждались и не приводили к счастливому финалу?