Везде ходят, всех спасают - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+15 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Везде ходят, всех спасают

Везде ходят, всех спасают

Не так давно в Каспийском море морскими бандитами был обстрелян катер, на борту которого находились инспекторы рыбоохраны. Браконьеры стреляли "на поражение", и этот факт заставляет серьезно анализировать ситуацию в акватории.

  • 10 Ноября 2009
  • 5494
Фото - Caravan.kz

Стали более агрессивными морские пираты: стрельба из пушек, захват заложников и прочие жестокие и нецивилизованные варианты борьбы за выживание — давно известны миру.
И что делать? Ждать, когда прольется кровь тех, кто выполняет свой профессиональный долг? А может быть следует в срочном порядке переоснащаться?
В эпоху глобального потепления нередко случаются и катастрофические наводнения, когда тонут не только люди, но и скот, автомобили; сносит по бурному течению рек мосты, затопляет дома и целые улицы, поселки, аулы. Такое не происходит каждый день, но ведь происходит! Если даже в Европе в начале XX века тонули слоны в зоопарке (такой случай зафиксирован в Чехии), то в Алматы, крупнейшем сейсмоопасном и селеопасном городе, рационально иметь в техническом парке ЧС технику для работы в условиях схода сели (или после, для спасения людей из селевых потоков). А в таких условиях поможет лишь тяжелая, бронированная техника.
Весомую роль в ратном труде армейцев, как и в спасательных работах бойцов МЧС, способны исполнять машины особенного типа: речь о вездеходах на гусеницах и без, проходимость которых полезна в разных ЧП.
Учитывая то обстоятельство, что в Вооруженных силах техника все-таки обновляется, а в нашей армии имеются бронетранспортеры, их можно передавать бойцам МЧС, либо выставлять на аукцион. А вырученные средства тратить на благотворительные цели. Почему нет? Чем мы хуже иных альтруистов?
Заглянем в технические словари.
Бронетранспортер — боевая бронированная гусеничная или колесная машина повышенной проходимости для перевозки мотострелковых войск к полю боя, для их огневой поддержки, буксировки орудий, транспортировки боеприпасов, эвакуации раненых. Бронетранспортеры имеют герметизированный корпус, оборудованный фильтровентиляционными установками, для защиты от радиационного поражения, биологического и химического оружия, приборы дневного и ночного видения. Машины вооружены 7,62 мм — 12,7 мм пулеметами или 20-мм пушкой и пулеметами, гранатами и противотанковыми управляемыми ракетами. Вместимость бронетранспортера обычно не превышает 20 человек. Имеются авиатранспортабельные и плавающие виды бронетранспортеров (амфибии).
Наибольшая скорость движения гусеничных бронетранспортеров до 75 (запас хода 350 — 400 км), колесных 90 -100 км/час (запас хода — до 1000 км).
Бронекатер — боевой корабль небольшого водоизмещения с бронированными орудиями, бронированной рубкой, двигательным отсеком. Предназначен для действий в шхерных районах и на реках. Вооружение бронекатера — пулеметы и одно-два орудия калибра 37-85 мм.
Бронеавтомобиль — боевая бронированная вооруженная колесная машина для разведки, охранения и связи, поражения огневых средств и живой силы противника. После Второй мировой войны получили развитие бронеавтомобили узкого направления, например, разведывательно-дозорные. Вооружение — пушки, пулеметы и противотанковые управляемые ракеты. Наибольшая скорость движения 90 — 100 км/час. Современные бронеавтомобили — либо плавающие, либо приспособленные к преодолению бродов глубиной до 1,4 м.
Броня — средство защиты людей, военной техники, вооружения и оборонительных сооружений от действия пуль, артиллерийских снарядов, авиационных бомб, торпед и поражающих факторов ядерного взрыва. В военной технике используется, главным образом, броня из стали. Стальная броня бывает гомогенная, — с однородными механическими свойствами по сечению и гетерогенная, — с различными механическими свойствами и химическим составом (цементированная, двухслойная, многослойная).
Кроме стальной брони, существует броня из алюминиевых сплавов, пластмасс, а также керамических и композиционных материалов.
«Плавающие» вездеходы
Для передвижения по сильнопересеченной местности с вертикальными, высокими препятствиями (и крутыми холмами) обычные внедорожники не подходят. Однако, и вездеходы с «классической» компоновкой колесно-гусеничного движителя оказываются порой бессильны. Необычное решение проблемы создания «супервездеходов» выдвинули в далеких 20-х годах прошлого века. Были предложены варианты подобных машин с конструкцией «ломающейся» рамы, подобной железной «гусенице», вползающей в гору. Это были «прадеды» так называемых «сочлененных вездеходов». Их отличительная конструкционная особенность — несколько связанных между собой частей, которые свободно могут перемещаться относительно друг друга либо в одной, либо сразу в нескольких плоскостях. Такой вездеход переползает через любое препятствие, как гусеница.
Ноу-хау «сочлененного вездехода» тогда занимало фантазию итальянского инженера Павези. Он построил много подобных машин: транспортеров, тракторов, бронеавтомобилей и даже легких танков. В каждой из его машин сочленялись две части, они прижимались друг к другу стальной балкой, специально укрепленной на секциях. Двигатель и коробка передач располагались спереди. Крутящий момент на заднюю секцию передавался посредством карданного вала. Стальные колеса имели увеличенный диаметр (по сравнению с обычными машинами), массивные шины или высокие металлические «грунтозацепы». Однако, первая четырехколесная машина с шарнирно-сочлененной рамой и всеми ведущими колесами была построена в Англии в 1933 году. В начале 50-х годов в Швейцарии создали трехосную машину «Метрак», состоящую из двух секций, шарнирно связанных между собой. Основанием являлась «средняя ось». На нее навешивались четыре балансира, на концах которых крепились передние и задние колеса. На передней секции, разумеется, была установлена кабина, а также силовой блок, задняя секция предназначалась для перевозки грузов. При помощи системы гидроцилиндров обе секции могли перемещаться относительно друг друга до угла в 30 градусов. Любое из колес было способно приподняться над землей, что давало машине возможность перемещаться по косогору, сохраняя горизонтальное положение. При движении по шоссе средняя ось поднималась, а вездеход двигался только на задних и передних колесах. Крутящий момент передавался на колеса с помощью цепной передачи, находящейся внутри балансира. Уровень виртуозности управления машиной полностью зависел от опыта водителя. В Советском Союзе подобные эксперименты тоже велись — на базе обычной «полуторки». Однако, возникли трудности с конструированием центрального шарнира с приводом на колеса задней секции. Проект закрыли.
В данное время существуют сочлененные вездеходы, на гусеничном ходу и на колесном. Но это — весьма немногочисленные экземпляры.
Шведский гусеничный вездеход «Haegglunds Bv 206s» в странах СНГ имеет прозвище «Лось». В 1974 году шведская фирма «Haegglunds» выиграла государственный тендер на право разработки и серийного производства легкого сочлененного вездехода с прицепом, полезным для нужд армии, для патрульных подразделений и для спасательных служб. Вездеход получился удачным и быстро стал популярным в Скандинавии, а чуть позже и в США, Канаде и даже — в Китае.
Кузов «Лося» — из нержавеющего, морозоустойчивого материала «фиберглас». Головная часть вездехода — четырехдверная, прицеп — с одной «калиткой», со стороны заднего борта. Размеры «Лося» с виду скромные, но в него вмещается до 17 пассажиров, либо 2 тонны груза, он способен ездить по любому типу поверхности, включая так называемые «слабонесущие грунты». Это достигается благодаря широким резиновым гусеницам (620 мм) с кевларовым кордом, снабженным «зубастыми» грунтозацепами и надетым на сдвоенные опорные катки с торсионной подвеской. Благодаря таким «лыжам» машина обладает очень малым удельным давлением на грунт, всего около 0,12кг/м2.
В головной секции продольно установлена бензиновая V-образная «шестерка» Ford объемом 2,8 л и мощностью 136 л.с. Сзади к мотору Ford пристыкован четырехступенчатый «автомат» от «Mersedes» и раздаточная коробка.
Машина проста в управлении. Конструкция тщательно продумана, обладает отличной проходимостью: извивающаяся в двух плоскостях и прокладывающая себе дорогу четырьмя постоянно гребущими гусеницами, совершенно бесстрашно проходит через канавы, ловко и гибко взбирается на вершины холмов. Мало того, «Лось» еще и умеет плавать! При плавании роль движителя на воде выполняют те же гусеницы, а роль руля — поворачивающийся «прицеп». Но перед этим надо повернуть пробки-кингстоны и на всякий случай включить электронасосы для откачивания воды, просачивающейся в «трюм».
«Дьявол» — американская модель двухсекционного вездехода. Плавающий вездеход, у которого каждое колесо крепится на конце балансира и имеет индивидуальный цепной привод. Балансиры могут вращаться вокруг точки крепления к раме — на 360 градусов, а колеса способны занимать самые разные положения, приспосабливаясь к контурам местности. Максимальный просвет у вездехода составляет 1080 мм. Машина способна буквально «перешагивать» через препятствия высотой до 1,5 м и глубиной до 2 м. поочередно перенося при этом свои «лапы-балансиры». Вездеход идет по косогору свободно, не заваливаясь на бок. Для загрузочно-погрузочного процесса машина «садится на лапы», опускаясь на днище. В процессе плавания важную роль выполняет гребной винт. Вездеход «Дьявол» представляет собой некую переходную модель от обычных, колесных конструкций — к «шагающим».
«Атака» — российский вездеход, на шинах сверхнизкого давления. «Атака» — один из самых маленьких, выпускаемых сегодня в России вездеходов. Две секции рамы соединены между собой поворотно-сцепным устройством, позволяющим звеньям вездехода складываться относительно друг друга, причем в разных направлениях. Благодаря гибкому «излому» в горизонтальной плоскости машина поворачивает. Закручивание «винтом» обеспечивает ей постоянный контакт колес с поверхностью грунта. В приводе этого вездехода участвует гидравлика, а команды поступают от рулевого колеса, управляющего перепускными клапанами.
Сегодня в России выпускаются и более крупногабаритные вездеходы такого типа. Так, например, «Мамонтенок». Линия его рамы проходит почти перед глазами, а шины сверхнизкого давления (0,2 — 0,5 атм.) имеют 1 метр 70 см в диаметре. В его кабину надо взбираться почти как на трактор «К-700», поднявшись на пару ступеней вверх.
Специалисты ассоциации «Арктиктранс» начали строить машины такого класса еще в 1998 году. «Мамонтенок» — пятый в этом семействе вездеходов. Агрегатная платформа машины получилась «разношерстной». Однако, здесь соблюден принцип максимальной унификации с серийно выпускаемой техникой. Создатели «снего-болото-хода» — гиганта при сборке шасси использовали узлы полноприводного армейского грузовика «ГАЗ-66».
Подобная техника не выпускается серийно, это, скорее, эксклюзивные модели. Но машины себя уже зарекомендовали: сочлененные вездеходы незаменимы в воинских частях, особенно в условиях тундры, непроходимой тайги. Поэтому для спасательных работ МЧС в экстремальных условиях они могли бы очень пригодиться. Ведь именно сочлененная конструкция имеет незаурядные внедорожные «чемпионские» качества, с помощью которых, в случае экстренной необходимости, можно добраться в любую точку на карте.

При подготовке материала использованы данные журнала «Моделист-Конструктор» и зарубежные СМИ.