Игры на мобильном поле - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+5 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Игры на мобильном поле

Игры на мобильном поле

(часть вторая)

  • 28 Сентября 2006
  • 1243
Фото - Caravan.kz

Эта информация прошла на медийное пространство СНГ еще в конце октября прошлого года.
«Компания «МегаФон» ведет переговоры с американской компанией MCT Corp. о покупке 85% акций третьего по величине узбекского сотового оператора Coscom, пишет газета «Коммерсантъ», ссылаясь на источники, близкие к российскому оператору.
Приобретение этого актива станет для «МегаФона» дебютом на рынке слияний и поглощений за пределами России, пишет издание.
В пресс-службе «МегаФона» 26 октября 2005 года подтвердили заинтересованность в приобретении Coscom, однако отказались сообщить детали предстоящей сделки и ее стоимость.
По мнению участников российского сотового рынка, сейчас компания Coscom может стоить порядка 180-200 миллионов долларов».
Исходя из реалий узбекского сотового рынка, можно предположить, что приобретя львиную долю рынка, российские операторы, первое, объединят свои усилия в свете наращивания капитализации бизнеса, второе, осуществят то, что фактически не удалось ни на российском, ни на украинском рынках.
Началом консолидации усилий можно назвать недавно проведенную компанией «Вымпелком» презентацию новых тарифных планов. Минута исходящей связи будет стоить 10 центов (в данной связи уместно вспомнить, что и в Москве минута исходящей связи на уровне 8-10 центов).
Правда, в вымпелкомовской (торговая марка «Билайн», хотя в Узбекистане еще работает под торговой маркой «Юнител» прим. А.А.) заморочке есть одна особенность, которая дает возможности для люфта абонентам.
Если в день абонент говорит более 5 минут, то последующие минуты тарифицируются по 2 цента. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предположить подобные шаги со стороны «МТС-Узбекистан» и, при удачном завершении переговоров, «МегаФона».
Подозревать тройку самых крупных российских сотовых компаний в желании заработать деньги за счет не самых богатых в СНГ жителей Узбекистана есть основания. В Узбекистане все началось с того, что «МТС-Узбекистан» и «Юнител» с 1 июля 2006 года одновременно отменили пятисекундный бесплатный порог.
Многие в Узбекистане пользовались этим лимитом, чтобы разговаривать с близкими людьми. Вместе с его отменой в сфере сотовой связи начали происходить совсем непонятные вещи.
Абоненты «МТС-Узбекистан» стали получать звонки от абонентов «Юнитела», а последние, как уже многие догадались, от абонентов «МТС-Узбекистан». Трудно предположить, что узбекистанцы вдруг ни с того, ни с сего стали в массовом порядке путать кнопки на клавиатуре своих сотовых телефонов. Конечно, в прямом сговоре двух сотовых операторов поймать нелегко, однако подобные факты наводят на некоторые размышления.
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ: По данным Статкомитета СНГ, в странах Содружества Независимых Государств (без учета России) проживает 136 миллиона человек.
МТС начала экспансию в сопредельные страны в 2001 году, получив 49 процентов в СП «МТС-Беларусь». С 2003 года компания работает на Украине, с 2004 года — в Узбекистане, с 2005 года — в Туркменистане.
«Вымпелком» с 2004 года присутствует в Казахстане, с 2005 года — на Украине и в Таджикистане, а в 2006 году вышел в Узбекистан и Грузию.
«Мегафон», помимо России, присутствует пока лишь в Таджикистане. По оценкам аналитической компании iKS-Consulting, МТС обслуживает 32 процента абонентов в странах СНГ, «Вымпелком» — 7 процентов, «МегаФон» — 0,2 процента.

В России МТС, «Вымпелком» и «МегаФон» стали активно защищать свои деньги с того самого момента, как с 1 июля 2006 года российские абоненты телефонных компаний стали жить по принципу «платит звонящий»: все входящие звонки стали бесплатными.
Нельзя не заметить то, что отмена пятисекундного бесплатного порога в Узбекистане и введение принципа «платит звонящий» в России по времени удивительным образом совпали.
Принцип «платит звонящий» введен в России с 1 июля 2006 года во исполнение принятых поправок в федеральный закон «О связи». Помимо бесплатных входящих звонков это нововведение дает весьма чувствительный в социальном плане побочный эффект: повышается стоимость использования обычного фиксированного телефона. Дело в том, что местные звонки с фиксированного телефона на мобильный становятся платными. Поминутная плата будет взиматься за звонок через «восьмерку» на так называемые непрямые номера, например, с кодами 905 или 916. Звонки на телефоны с прямыми номерами тарифицироваться не будут. Уже в первое время действия нового принципа абоненты фиксированных сетей начнут получать новые телефонные счета, где отдельной строкой будет указываться стоимость звонков на мобильные аппараты.
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ: Как писала газета «Коммерсантъ», Федеральная служба по тарифам (ФСТ) РФ установила цену на местные звонки с фиксированных телефонов на мобильные — 1,5 рубля за минуту. Очевидно, что столь невысокий тариф (около 0,06 доллара за минуту) побудит многих считающих деньги людей звонить на сотовые телефоны с фиксированных, а не с сотовых.
По предварительным подсчетам компании МТС, даже если бы государство установило тариф на звонок с фиксированного телефона на мобильный в размере 2,2 рубля, потери сотовых компаний составили бы 750 миллионов долларов в год. Вообще, в структуре выручки большой тройки сотовых компаний (МТС, «Вымпелком» и «МегаФон») доходы от входящего трафика составляют относительно небольшую долю — около 10 процентов. Но, учитывая, что оборот лидеров российского сотового рынка в 2005 году составил около 10 миллиардов долларов, нетрудно подсчитать, что входящие звонки приносят им до 1 миллиарда долларов в год.

«Большая тройка» сделала все, чтобы защитить свои финансовые интересы. Одним из путей возмещения убытков стало введение 75-центовой платы за соединение. Ситуация стала быстро меняться.
Мининформсвязи РФ обратилось с запросом к Россвязьнадзору с просьбой проверить законность новой платы за соединение, введенной МТС, «Вымпелкомом» и «МегаФоном». Пресс-служба министерства признала, что существующая нормативно-правовая база не позволяет вводить новую плату. В случае если позиция министерства будет поддержана Россвязьнадзором и новая плата будет отменена, это может сказаться на доходах всех мобильных операторов и ограничить их гибкость при составлении тарифных планов.
Такая же ситуация с платой за соединение сложилась и в Украине, где активы российских операторов значительны. Естественно, в Узбекистане они не собираются повторять старые сценарии. Надо понимать, что российские операторы пришли в Узбекистан делать бизнес, то есть зарабатывать деньги.
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ: МТС, покупая лидера узбекского рынка — «Uzdunrobita», заплатила 835 долларов за одного абонента, а «Вымпелком» за выход в Казахстан отдал 692 доллара за одного абонента — в три с лишним раза выше, чем за абонента на Дальнем Востоке.
Тем не менее, дальнейшая экспансия обойдется операторам недешево. В среднеазиатских странах низкий уровень проникновения сотовой связи (2-8 процента), и выход туда может обойтись российским операторам в 600-700 долларов за абонента — в 1,5-3 раза дороже, чем на развитые рынки.
Впрочем, даже по мере развития местных рынков абоненты не будут дешеветь: недавние тендеры по покупке сотовых компаний в ряде развивающихся стран показали, что инвесторы готовы платить за эти активы с хорошей премией, указывает аналитик российского МДМ-банка Елена Баженова.
Так, один сербский абонент обошелся «Telenor» в 900, «Vodafone» согласился отдать по 1000 долларов за абонента в Индии, а в СНГ самой дорогой стала сделка, открывшая МТС путь в Узбекистан. Эксперт прогнозирует, что в ближайшие три года российские сотовые операторы потратят на экспансию в СНГ еще около 1 миллиарда долларов.
Никто в Узбекистане не сомневается в том, что Coscom в конце концов будет продан «МегаФону». Вообще, все эти судебные страсти вокруг компаний с американским участием так резко отдают политической конъюнктурой, что не заметить этого нельзя. Если уже сегодня два российских оператора МТС и «Вымпелком» в Узбекистане смогли каким-то образом договориться, чтобы выудить у узбекских абонентов деньги, то представьте, что будет завтра, когда Coscom станет мегафоновским. А как они могут между собой консолидироваться, и так понятно.
Пока узбекские абоненты ежедневно получают на свои мобильники звонки от людей, о существовании которых и не догадывались (в Узбекистане еще не введен принцип «платит звонящий», поэтому одновременно уменьшаются активы у обоих абонентовприм. А.А.), российским сотовым операторам будет весьма удобно получать сверхдоходы. «МегаФон», который может за счет Coscom прихватить 15 процентов узбекского рынка сотовой связи, как говорится, «каши не испортит».
Правда, за руку «большую тройку» ни в России, ни в Украине, ни тем более в Узбекистане никто так и не поймает. И в нечистоплотности не обвинит.
Хотя, кто знает…

Фото с сайта www.gazeta.ru