Двойная министерская мораль - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Двойная министерская мораль

Двойная министерская мораль

В Шымкенте продолжается выявление новых случаев ВИЧ-зараженных детей. Благодаря своему постоянству, эта новость, несмотря на ее шоковую суть, уже вошла в категорию привычных, а для кого-то, возможно, и поднадоевших.

  • 15 Сентября 2006
  • 1089
Фото - Caravan.kz

На первое место выходят кадровые изменения: директор департамента здравоохранения ЮКО Нурсулу Тасмагамбетова подала в отставку.
На этом настаивал министр здравоохранения Досаев, побывавший в Шымкенте на прошлой неделе. Хотя уголовное расследование по факту заражения еще не закончено, и прямых обвинений никому не предъявлено.
Не найдя ответов на вопрос, как и почему это произошло, в ход пустили типично административный прием реагирования на ЧП — поиск и наказание виноватых.
Вначале уволили трех главных врачей и одного зама облздрава, теперь добились ухода директора департамента.
Заметим, что моральная ответственность этих руководителей за допущенную трагедию не вызывает сомнения. Но если уж дело касается морально-этической стороны вопроса, то как-то странно наблюдать, что больше всего о моральной ответственности южно-казахстанских врачей печется сам министр здравоохранения г-н Досаев.
Вообще наш министр с самого начала, еще на расширенном совещании Минздрава в Астане 20 июня, достаточно ясно заявил свою позицию по отношению к шымкентскому ВИЧ-инциденту. И в первую очередь, он обозначил не моральную, а материальную сторону вопроса.
В частности, министр сразу же заявил, что все потерпевшие родители должны предъявлять претензии по компенсации непосредственно к облздраву ЮКО.
Мол, министерство здравоохранения лишь куратор-администратор, но за деятельность отдельного департамента не отвечает (только и остается министру переименоваться в администратора, чтобы никого не вводить в заблуждение и лучше соответствовать своей должности). Конечно, само желание г-на Досаева «отвести стрелки» от родного министерства понятно. Если министру удастся приучить общественность к мысли, что лишь отдельный департамент в ЮКО такой плохой, а в целом казахстанский Минздрав — белый и пушистый, то лично для министра вопрос с шымкентским ЧП будет практически решен. Останется только делать благородные заявления на тему «во всем остальном, кроме компенсации, мы пострадавшим поможем».
Несколько позже, правда, министр признал, что отчасти и он несет моральную ответственность за случившееся в Шымкенте. Но именно отчасти, что не предполагает, например, отставки министра по тем же моральным соображениям. В целом министр продолжает отводить себе роль не врача, но хозяйственника. И очень по-хозяйски ограждает свой министерский бюджет от возможных исковых посягательств со стороны потерпевших родителей. В этом вопросе г-н Досаев заранее ставит точку, даже в принципе не собираясь обсуждать какие-либо моральные стороны.
Но тогда возникают чисто административные вопросы. Сам министр сообщает, что начавшиеся по всей стране проверки учреждений здравоохранения выявляют десятки, если не сотни грубейших нарушений норм стерилизации, санитарно-гигиенических правил и т.п. практически во всех больницах, донорских пунктах и проч.
Эти нарушения аналогичны тем, которые привели к массовому ВИЧ-инфицированию детей в Шымкенте. Но в них уже вряд ли виноват только облздрав ЮКО. Можно, конечно, уволить или влепить «строгача» руководителям областных департаментов здравоохранения по всей стране. Однако это лишь доказывает, что поражена сама система здравоохранения. Или министр и здесь ни за что не отвечает?
А вот есть и хозяйственный вопрос: аким Южно-Казахстанской области Болат Жылкышиев указал Министерству здравоохранения на неравномерное распределение целевых трансфертов.
По информации акима, в 2005 году Южно-Казахстанская область получила целевой текущий трансферт для центра крови в 4,6 раза меньше, чем Костанайская.
В нынешнем году этот показатель для Южного Казахстана в 2,2 раза меньше, чем для Восточно-Казахстанской области.
«Таким образом, — делает вывод аким, — Министерство здравоохранения при распределении целевых текущих трансфертов на материально-техническое оснащение областных центров крови не учитывает эпидемиологическую ситуацию по ВИЧ-инфекции».
«И это, — по словам Б. Жылкышиева, — не единственный пример неравномерного распределения целевых текущих трансфертов. Не учтены численность населения регионов, количество функционирующих организаций здравоохранения при распределении средств на организацию информационно-аналитических центров».
Будучи в Шымкенте, глава Минздрава заметил, что «мы (Минздрав) кое-что не выполнили по закупу дорогостоящего оборудования». Но тут же еще раз подчеркнул, что сложившаяся в Южном Казахстане ситуация с распространением ВИЧ среди детей — «это вопрос прямого нарушения функциональных обязанностей местных врачей и руководителей».
Вместе с тем, говоря об ответственности медперсонала больниц, министр сказал: «Сегодня вопрос не в том, что мы уберем отдельных врачей, руководителей. Перед нами стоит вопрос системного характера — организация системы безопасности, вопрос налаживания больничных и других служб».
Учитывая, что в ЮКО уже имеется около сотни ВИЧ-инфицированных детей, заразившихся еще весной, и с каждым днем выявляются все новые факты, остается задать последний вопрос министру — не поздновато ли он ставит системные вопросы о безопасности? Или лучше поздно, чем никогда?
И кстати, пока еще никто из родителей, чьи дети «благодаря» врачам, получили смертельную болезнь, не предъявили ни к кому никаких исковых требований по компенсации. Возможно, папы и мамы все еще пребывают в глубоком моральном шоке от трагедии с их детьми, не задумываясь о материальной стороне.
За последнюю неделю еще у шестерых детей подтвердился диагноз ВИЧ-инфекция.
Общее число зараженных достигло 54 малышей, — сообщил заместитель акима ЮКО Мукан Сагындыков. Положительный анализ на вирус иммунодефицита получен также у матери одного из больных детей.
В областном акимате отмечают, что эта женщина прибыла в Казахстан из Узбекистана в прошлом году и до сих пор не является гражданкой нашей страны.
Также ее ребенок, родившийся в 2005 году в Алмалыке, был, по словам М. Сагындыкова «одним из первых», у кого выявили ВИЧ-инфекцию.
Областной акимат, ранее отстаивавший версию вертикального пути заражения (от матери к ребенку), нынче не прочь одновременно предложить «узбекский след» шымкентских событий…

Коллаж с сайта http://glavred.info