Большая семья - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+1 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Большая семья

Большая семья

Демографическая ситуация в республике далека от идеальной. Одними из наиболее незащищенных социальных групп продолжают оставаться многодетные семьи.

  • 7 Сентября 2006
  • 4736
Фото - Caravan.kz

В результате количество больших семей продолжает сокращаться. Демографические процессы в Казахстане имеют сложную, порой уникальную динамику.
Колебания численности населения в нашей стране за сравнительно небольшой исторический период зачастую не имеют прецедентов в мировой истории.
В период джунгарского нашествия в XVIII веке страна потеряла, по разным оценкам от 500 тысяч до миллиона людей. Затем, спасаясь от регулярных джутов и голодной смерти, родину покинули еще около миллиона.
В пору освоения целины в Казахстан приехали до двух миллионов «покорителей», а до этого, в конце 19-го века — до полумиллиона переселенцев из Центральных областей России.
Обратный отток миллионных масс людей происходил в поры бедствий — во время гражданской войны или в период кризиса конца 90-х годов прошлого века.
Такие демографические «качели», вместе с решительным сломом традиционной семейно-бытовой «модели» социального поведения не могли не наложить отпечаток на состав и структуру казахстанской семьи. Что, в соответствии с общемировой тенденцией, находит свое выражение, прежде всего, в сокращении рождаемости и уменьшении числа семей с большим количеством детей.
Сегодня руководство страны озабочено демографической проблемой. Для такой огромной страны население, составляющее всего 15 миллионов, явно недостаточно.
Растущая ударными темпами экономика требует все больше рабочих рук, и дефицит их все чаще восполняется растущим потоком работников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Структура населения страны также вызывает тревогу: в целом казахстанское общество стареет, пенсионеров становится все больше, что ставит серьезные проблемы социального обеспечения этой категории населения.
Решение проблемы роста числа казахстанцев не изобилует множеством вариантов. Во-первых, этого можно добиться за счет увеличения миграции. Но такой путь чреват немалыми проблемами, прежде всего в сфере социально-культурной адаптации переселенцев, сохранения национально-культурной идентичности народа.
Программа возвращения на историческую родину казахов — оралманов наиболее отвечает этим требованиям, поскольку возвращаются люди, сохранившие родной язык, традиции и национальную культуру.
Во-вторых — всячески увеличивать рост населения внутри страны, сделать многодетность престижной и уважаемой в обществе. Так поступали в послевоенной Европе, к примеру, — во Франции, где был выдвинут лозунг: «Каждой семье — пять крепких, здоровых карапузов».
Это одно из самых удачных мероприятий французского правительства, ставшее потом примером для многих стран. Целый комплекс мер социальной поддержки многодетных семей, умелая пропаганда семейных ценностей стали основой послевоенного «беби — бума» во Франции, благотворными последствиями которого страна пользовалась долгие десятилетия.
В Казахстане же многодетность семей, как социальное явление, становится все более редкой. Причем, процесс идет стремительными темпами. Известно, к примеру, что к концу прошлого века в Алматы было около 4 487 многодетных семей, то есть таких, в которых было свыше трех несовершеннолетних детей. (Кстати, изменяются и сами критерии многодетности: тридцать лет назад к ним относились только семьи с пятью детьми, сегодня отсчет начинается с четырех.)
Сегодня количество таких семей не превышает 1 800. Несмотря на многочисленные заявления о необходимости всесторонней помощи многодетным семьям, об их огромной важности для общества, для решения демографических проблем, многодетность сегодня отнюдь не является главным лейтмотивом при создании семьи.
На смену традиционной установке: «чем больше детей — тем лучше», — пришла другая, более соответствующая сегодняшним реалиям: «чем больше детей — тем труднее». А к неизбежным в этом случае трудностям подавляющее большинство семей отнюдь не готово.
Подтверждение этому может найти каждый, в ходе простого мысленного эксперимента. Вспомните, сколько из знакомых вам семейных пар имеют больше трех или даже двух детей? Автор этих строк припомнил 43 довольно хорошо известных ему семьи, соответствующих его возрасту — 40-45 лет. И что же? Семей, где растут четыре ребенка, насчитал только две… Подавляющее большинство пар имеют одного — двух детей, а десять процентов — вообще их не имеют.
Лейла и Айдар, семья алматинцев средних лет, у них четверо детей: старшая девочка 16 лет; два мальчика — школьника, 12 и 8 лет и 4-х летний Нурланчик, любимец всей семьи. Мы вместе с ними попытались подсчитать: куда идут доходы семьи и каково ее социальное самочувствие.
— Главный расход — на еду, коммунальные и бытовые нужды, — говорит Лейла.- Одежда, обувь для растущих детей — также весомая статья расходов. Ведь они быстро растут. Только на одну школьную форму для них в этом году потратили более тридцати тысяч тенге. При нашем доходе, примерно в сто — сто двадцать тысяч тенге в месяц, — это немалые деньги.
Главный источник дохода семьи — зарплата отца, работающего прорабом в строительной компании. Лейла сидит с детьми, ведет дом, но тоже старается всемерно помочь семье материально. Выучилась кроить и шить и иногда выполняет заказы на пошив женских платьев или брюк. К счастью, родители Лейлы, хоть и пенсионеры, очень помогли, отдали ей свою трехкомнатную квартиру, а сами переехали в однокомнатную. Но за большую квартиру приходится и больше платить — никаких льгот в этом плане у семьи нет.
Много денег уходит на дорогу: Айдар работает на разных объектах, порой даже за городом. Для него купили подержанный «Фольксваген» — иначе на работу просто не добраться.
Государственного пособия семья не получает — их совокупный доход выше пресловутого «минимума». Поэтому надеются только на себя, и работать приходится много и тяжело.
— Я общаюсь со многими многодетными семьями, вижу их быт, — говорит Лейла. — Часто они живут в глубокой бедности. Мы выглядим на этом фоне вроде бы благополучно, но все висит на тонкой ниточке — на зарплате нашего папы, Айдара. Никаких накоплений у нас нет, в отпуске мы не были много лет. Всеми силами стараемся экономить, а ведь Алматы — дорогой город. Завели огород и все лето работаем там со старшими детьми. Заодно и малыши отдыхают на свежем воздухе в деревне.
Работают там и наши родители, помогают нам. Картошка, морковь, свекла, капуста у нас свои весь год. Это для нас большое подспорье. Иногда выручают благотворительные организации, от них получаем детскую одежду, игрушки.
По данным агентства по статистике РК, на начало года численность получателей пенсионных выплат из Госцентра составила 1 660 тысяч человек. Около 20 процентов их — многодетные матери. Однако получить государственное пособие совсем не легко. Для этого надо, чтобы на каждого человека в такой семье приходилось по 2 000 тенге дохода в месяц. А кроме того, нужно собрать массу всевозможных справок из различных инстанций.
Но морально угнетают семьи скорее даже не материальные трудности, а отношение государства и общества к их проблемам.
«Нарожали — вот и мучайтесь сами», — вот типичная, пусть порой и невысказанная реакция окружающих. Равнодушие, казенное отношение ранят больнее всего. И это при том, что на самых высоких властных уровнях утверждается важность больших семей для общества, для страны.
Недавно сын-школьник пришел домой и расплакался: в классе собирали деньги на поездку за город, а про него учительница сказала: «А тебе, Рустамчик, денег сдавать не надо, ты же из многодетной семьи…». И все ребята обратили на это внимание и посмотрели на него с жалостью. Очень обидная оказалась эта жалость — а за что, собственно, его нужно жалеть, умницу и отличника? Конечно, можно все это объяснить бестактностью учительницы, но ведь таких «заноз» у многодетной семьи встречается множество. Например, сейчас почти у всех детей есть мобильные телефоны, иногда даже у первоклассников. Старшей девочке семья смогла купить такой телефон только недавно, да и то, когда сама она поработала летом почтальоном…
А теперь немного статистики. Социальная поддержка многодетных матерей и семей в республике осуществляется согласно Закону Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан».
Многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алка», «Кумiс алка» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени; многодетные семьи, имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей (в том числе детей, обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях, — после достижения ими совершеннолетия до времени окончания ими учебных заведений) имеют право на назначение специального государственного пособия в размере 3,9 месячного расчетного показателя — сегодня это 4 017 тенге.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи», многодетным семьям, имеющим доход ниже черты бедности, выплачивается адресная социальная помощь на каждого члена семьи.
Размер адресной социальной помощи составляет разницу между среднедушевым доходом и чертой бедности из расчета на каждого члена семьи, установленной в областях, городах Астане и Алматы.
Доля детей до 18 лет в числе получателей адресной социальной помощи по состоянию на 1 декабря 2005 года составила 62,6%, превысив показатель 61,8%, сложившийся за аналогичный отчетный период 2004 года.
В связи с увеличением доли детей в числе получателей адресной социальной помощи наблюдается увеличение доли лиц, занятых по уходу за детьми с 13,8% (на 01.12.04г.) до 14,3% по состоянию на 1 декабря 2005 года.
Для реализации Закона Республики Казахстан «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» в 2006 году государством предусмотрено 6,5 млрд. тенге для выплаты пособия на детей, 6,3 млрд. тенге — для выплаты пособия по уходу и 4,3 млрд. тенге — для выплаты пособия в связи с рождением ребенка.
Конечно, все эти меры правильные и нужные, хотя бы для того, чтобы поддержать самых слабых и беззащитных, самых бедных.
Но уже сегодня ясно, что для решения проблем многодетных семей их явно недостаточно, а для кардинального перелома негативной демографической ситуации — они просто неадекватны.