Узбекские предприниматели не хотят "светиться" - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Узбекские предприниматели не хотят "светиться"

Узбекские предприниматели не хотят "светиться"

13 августа 2004 года в официальной узбекской прессе было опубликовано Постановление Кабинета Министров "О мерах по упорядочению регистрации физических лиц, завозящих товары, предназначенные для коммерческой деятельности".

  • 29 Декабря 2004
  • 1045
Фото - Caravan.kz

Сразу после этого решения у многих так называемых «челноков» возникли трудности, по сравнению с которыми другие проблемы оказались чуть ли не «прогулкой по летнему саду».
Самое интересное, что данным постановлением поручено: «Агентству по внешним экономическим связям осуществлять регистрацию индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (т.е «челноков» — прим. авт.), занимающихся импортом товаров, вносить их под соответствующим учетным номером в реестр участников внешнеэкономических связей с выдачей соответствующего свидетельства сроком на 1 год».
Если строго исходить из духа правительственного решения, то вполне вероятно резкое увеличение количества тех, кто осуществляет бизнес с заграницей. Однако стоит напомнить, что речь идет о тех, кто почти ежедневно пересекает, в частности, таможенный пост «Гишткуприк» в сторону Казахстана и обратно.
Причем, совершают это своеобразное «паломничество» люди зачастую с двумя, тремя, четырьмя сумками, и крупными оборотами здесь не пахнет.
Почему именно за две с небольшим недели до Дня независимости (1 сентября — прим. авт.) было принято решение разобраться по полной программе с людьми, которые занимаются мелкооптовой торговлей не с целью получения сверхприбылей, а пытаясь заработать на достойную жизнь для себя и детей?
Достаточно бросить поверхностный взгляд на экономическую ситуацию в этой стране, чтобы понять: в то время как международные финансовые институты, такие как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, довольно резко сократили свое участие в кредитовании Узбекистана, у властей остался лишь один источник для финансирования бюджетного дефицита — внутренние резервы.
Поэтому вовсе не случайно некоторое время спустя вышло и правительственное решение о вводе в обращение пластиковых карточек, и проект закона о накопительной пенсионной системе.
Сама по себе причина появления вышеупомянутого постановления благовидная: «В целях дальнейшего упорядочения деятельности физических лиц, занимающихся импортом товаров и их реализацией, развития организованных, цивилизованных форм торговли…» Однако не секрет, что многие подобные этому решения на самом высоком уровне имели неоднозначный резонанс в предпринимательской среде.
Достаточно вспомнить как два года назад многие хозяева коммерческих магазинов сразу после выхода очередного правительственного решения «по упорядочению» вынуждены были торговать следующим образом: торговая точка закрыта на замок, а невдалеке мирно сидели продавцы, чтобы, завидев потенциального покупателя, быстро подойти к нему и предложить товар.
Тогда это было связано с тем, что многие товары не имели соответствующих документов и постановлением узбекского Кабмина предпринимателям вменялось в обязанность торговать исключительно отечественной продукцией.
Но, быть может, сегодня ситуация иная и требования властей вполне оправданы? Вот, к примеру, высказывание «челнока» Мавжуды Камбаровой на одном из «круглых столов»: «Жесткая регламентация деятельности частных предпринимателей, видимо, предполагала как следствие расцвет торговли в магазинах. Слов нет, примерять приглянувшуюся кофточку в уютном холле перед зеркалом гораздо приятнее, чем на ветру под протекающим от дождя рыночным тентом. Однако покупателю она обойдется значительно дороже, поскольку в магазине ее себестоимость выше. Поэтому в ближайшее время массового похода населения в бутики не ожидается».
Это было опубликовано в №47 газеты «Налоговые и таможенные вести» от 19 ноября 2002 года. С тех прошло более двух лет, а ситуация на рынке Узбекистана по сути осталась такой же. Подавляющее большинство населения не имеет достаточно средств, чтобы отовариваться в дорогих магазинах, среднего класса как такового не создано, а очередные правительственные постановления создают дополнительные трудности для торговли.
Следствием столь непродуманных решений является нежелание предпринимателей вкладывать средства в свой бизнес (инвестиции в основной капитал — прим.авт.).
По данным изданной по инициативе Международной финансовой корпорации отчета «Деловая среда в Узбекистане глазами представителей малого и среднего бизнеса» в 2001 году свой бизнес не расширяли 47 % опрошенных предпринимателей, 2002 году — 62 %, 2003 году — 81 %. Статистики по 2004 году еще нет, но вполне можно ожидать, что и она не будет оптимистичной.
В приватной беседе один ташкентский предприниматель, назвавшийся Азизом, пояснил, почему деловые люди не хотят реинвестировать средства.
— Только в 2004 году налоговое законодательство страны претерпело множество изменений. Никто из нас не знает, по каким правилам придется играть на рынке завтра, через неделю, месяц (по данным отчета «Деловая среда в Узбекистане глазами представителей малого и среднего бизнеса» в течение 2003 года было принято более 40 нормативно-правовых актов, которыми внесено свыше 90 изменений в налоговое законодательство — прим.авт.). Разве можно спокойно работать, когда чувствуешь такую явно выраженную нестабильность на рынке?
Существующая система налогообложения вынуждает предпринимателей уходить «в тень» (по информации из того же отчета, субъекты малого и среднего бизнеса скрывают часть оборотов, от налогообложения в 2003 году утаивалось, по мнению опрошенных, более 20% выручки).
И сейчас, накануне 2005 года, в Узбекистане так и не преодолены последствия решений, которые нанесли ощутимый удар по бизнесу.
Сегодня можно зайти в любой стационарный магазин Ташкента, приобрести товар и заметить интересную особенность: продавец не настаивает на том, чтобы вы забрали чек. Так что тенденция утаивания прибылей осталась неизменной…