Завершился начальный этап, и министерство экономики и бюджетного планирования с Центром маркетингово-аналитических исследований подвели предварительные результаты, поставив общественность в известность, в каком направлении, по его разумению, будет дальше развиваться казахстанская экономика.
Как известно, перед правительством стоит задача номер один — уже в обозримом будущем диверсифицировать экономику. Так что почивать на лаврах нефтедолларов нынешнему кабинету министров не суждено: надо строить планы по несырьевому развитию экономики, поскольку нефть — благо, которое рано или поздно заканчивается.
Именно в этих целях и был создан проект «Оценка конкурентоспособности действующих и потенциально перспективных секторов казахстанской экономики и выработка рекомендаций по их развитию». В качестве экспертов был приглашен основатель теории конкурентности американский профессор Майкл Портер, а также его ученики и сподвижники.
Командировки в Алматы, а также в Астану и некоторые областные центры, изучение на месте имеющихся промышленных или ремесленных секторов, общение с предпринимателями — вот таким был формат работы именитых консультантов на первом этапе.
Изучив более 250 секторов, специалисты отобрали всего 23. Среди них — биотехнологии, животноводство и растениеводство, производство продуктов питания, строительство и так далее.
В настоящий момент начинается детальное изучение казахстанского бизнеса и возможностей в выбранных отраслях. И через некоторое время, когда завершится второй этап, мы узнаем, какие секторы станут настоящим локомотивом экономики. Поначалу эксперты определят всего шесть-семь кластеров, но по их образцу, по тому опыту, который они накопят, можно будет развивать и другие.
Главное, уловить самое важное в стратегии развития — как мыслить и какие шаги делать. Именно поэтому консультанты обращают внимание казахстанских чиновников: «Мы можем высказать свои соображения по поводу перспектив развития экономики, но претворять их в жизнь предстоит вам. Многое, если не все, зависит от желания изменить подходы к развитию бизнеса». Впрочем, сегодня мы имеем возможность услышать о многом из первых уст.
Президент консалтинговой компании Economic Competitiveness Group (ECG) Алекс Хансен — один из тех авторитетных зарубежных экспертов, которые в рамках правительственной программы проводят исследования конкурентоспособности потенциально перспективных секторов казахстанской экономики.
Уже в начале 2005 года группа экономистов США должна дать свои рекомендации по развитию недобывающих отраслей экономики. Доктор Хансен любезно согласился ответить на несколько вопросов.
— Доктор Хансен, сотрудники вашей компании являются профессорами Стэндфордского университета, ставшим в свое время мозговым плацдармом для появления знаменитой Силиконовой долины. Но какая задача стоит перед вами здесь, в Казахстане?
— Мы должны разработать конкретный план мероприятий с целью устойчивого увеличения конкурентоспособности и роста несырьевого сектора. Речь идет о создании новых рабочих мест, как с точки зрения количества, так и качества. Для этого необходимо увеличивать экспорт именно тех отраслей, где такие места созданы. Мы хотим использовать кластерный подход, который позволит ускоренными темпами развивать новые сектора экономики. Но этот проект включает в себя не просто исследования — речь идет о конкретных действиях.
— Расскажите подробнее, как вы действуете?
— Во-первых, мы проводим анализ ключевых отраслей экономики. Мы должны понять и исследовать возможности Казахстана не только на местном ограниченном рынке, но и на рынке в глобальном масштабе. Во-вторых, мы налаживаем интерактивный диалог с людьми, которые работают в этих отраслях. В-третьих, мы постараемся наладить заинтересованный диалог между частным и государственным секторами в целом в стране. И, в-четвертых, необходимо повысить информированность казахстанского бизнеса и правительства о тех проблемах, которые существуют в глобальной экономике.
— Есть ли у вас готовый рецепт, как можно достичь экономических успехов в глобальной экономике?
— Только путем специализации. Лет десять назад некоторые экономисты говорили, что кластеры — это временное явление, но теперь-то мы видим, что созданные еще тогда кластеры работают и успешно развиваются. Налаженные связи внутри любого кластера позволяют очень быстро брать на вооружение любые новаторские идеи. Причем, между членами кластера существует достаточно высокий уровень конкуренции.
— Но разве компании, входящие в кластер, не должны быть союзниками?
— Конкуренция подстегивает к развитию. Например, компания, изготавливающая изделия из пластика, недовольна его качеством. Высокая концентрация позволяет ей найти очень быстро другого поставщика.
— С чего, по вашему мнению, нужно начать Казахстану?
— Это могут быть различные кластеры. Мы возьмем семь конкретных отраслей, в которых будем реализовывать кластерный подход. Туризм — пилотный проект. Мы уже имеем опыт создания туристических кластеров. В качестве примера можно привести Кейрнский туристический кластер, где четко выстроены не только отношения турагентств и туроператоров с авиакомпаниями и гостиницами, но и взаимоотношения с многочисленными поставщиками всевозможных услуг: банковских, транспортных, торговых, медицинских и т.д. Я думаю, что в казахстанской туристической отрасли есть достаточно интересные возможности. Казахстан мог бы выйти, например, на передовые позиции по экотуризму. Можно поставить и еще одну задачу — развитие делового туризма. Скажем, проводить здесь всевозможные экономические форумы. Алматы вполне можно превратить в своего рода азиатский Давос. Для этого нужно создать не только условия для работы, но и для качественного отдыха.
— Не получится ли так, что в сферу вашего влияния попадет только бизнес в развитых городах — в Астане и Алматы?
— Нет, конечно. Мы хотим изучить регионы и для каждого определить свою стратегию. Но это не будет какой-то промышленный план, как было у вас еще недавно. Это будет совершенно новый подход к развитию.