Турецкие тонкости - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+20 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Турецкие тонкости

Турецкие тонкости

Приезжая в незнакомую страну на отдых, туристы по обыкновению тратят больше, чем нужно.

  • 25 Августа 2006
  • 1557
Фото - Caravan.kz

Мы переплачиваем за развлечения, сувениры, вещи. Потому что, как правило, учимся на своих ошибках. Как этого избежать?
Жаркая и солнечная Республика Турция была и остается излюбленным местом отдыха наших соотечественников. Она занимает первую позицию в «top-5» от Казахстанской Туристской Ассоциации, обгоняя Китай и ОАЭ.
В 2005 году 63 тысячи 154 казахстанца посетили эту страну. И даже за первые три холодных месяца текущего года на турецких берегах Средиземного или Эгейского моря успели отдохнуть 3, 5 тысячи сограждан.
Лето, безусловно, уже внесло свои коррективы, и дело осталось за осенью. Аж до октября на самом жарком, Анталийском побережье можно будет наслаждаться теплым морем и не таким испепеляющим солнцем. В это время бизнес местных жителей будет процветать. Ведь курортные городки турецкого побережья и живут за счет теплых летних месяцев, зарабатывая, таким образом, не только на текущий момент, но и впрок — на зиму.
Турки из центральных районов страны в летнее время едут на заработки. Многие подрабатывают на курортах, где зимой жизнь словно прекращается. Летом здесь до полуночи открыты магазины, предлагающие в основном на русском и немецком языках кожу, золото, трикотаж, знаменитые турецкие сладости и сувениры.
Официанты из баров и ресторанов готовы зазывать вас весь вечер, ведь таким образом они зарабатывают до 250 американских долларов, что считается неплохой зарплатой в Турции.
Торговля — двигатель турецкого курортного прогресса, однако для иностранных туристов, особенно новичков, может обернуться неудачей. Сами турки предупреждают: на курортах много карманников и также тех, кто готов перепродать вам что угодно втридорога — будь то товар или услуга. Много и работников из бывшего СССР — азербайджанцы, украинцы, русские, казахстанские и российские турки, представители закавказских республик. Однако доверять им, руководствуясь общим прошлым, я бы не советовала. Раз на раз не приходится.
В общем, чтобы не попасть в переплет, нужно быть не просто осторожным, но и прислушаться к советам. Таковых на бескрайних пространствах всемирной сети Интернет хватает.
Почитав несколько форумов (http://www.sunshinetour.ru/turkey/reference455/, http://www.recreation.ru/, http://tuchik.chat.ru/misli.htm, http://www.turkeytrip.ru/, http://www.moreturov.ru/turkie/advice.shtml), можно составить более или менее объективную картину происходящего.
Однако довериться предпочтительнее всего будет родственникам, знакомым, коллегам, уже побывавшим на побережье. Проконсультироваться в турфирме, где вы собираетесь взять тур — работники турагентства, как правило, уже побывали в предлагаемом курорте во время ознакомительного тура и заключения договоров с отелями и знают, как обстоят дела.
Я же хочу резюмировать главное и предложить вашему вниманию основные моменты, на которые я обратила внимание после своего отдыха.
Правило №1Торговаться. Один мой давний знакомый, казах, уже восемь лет живущий в Турции, первым делом попросил меня запомнить золотое правило — как бы не выглядели перед тобой местные торговцы (с печально просящими глазами), никогда не давай им столько, сколько они просят. Всегда нужно торговаться! Тем более, что они прекрасно понимают по-русски! Большинство торговцев сами из бывшего СССР. Так обратим же это преимущество в нашу пользу.
Понимаю, что иногда это просто неудобно. Но здесь такой способ поведения воспринимается как само собой разумеющееся. Если же вы не станете торговаться, то этот жест, скорее всего, будет понят не как «мне неудобно» или «я вхожу в ваше положение и даю вам заработать больше», а «у него (туриста), наверное, много денег, и поэтому он ими бросается».
Другое «за» в пользу такого поведения — товары на курортах стоят обычно намного дороже рыночной цены, поэтому, торгуясь, вы сбиваете лишнюю накрутку, а не забираете последнее из кармана бедного торговца. Забудьте про совершенно ненужный комплекс вины! Он тут не при чем!
Правило №2 — Переспрашивать. Немного странное с виду правило может быть очень полезным. Переспрашивать — значит перепроверять, лишний раз, не доверяя сказанному, пытаясь составить более объективную картину происходящего и тем самым страхуя себя от лишних рисков.
Переспрашивайте все и у как можно большего числа людей. Приехав на курорт, у вас (если вы довольно общительный человек) довольно быстро появятся знакомые из собственного отеля: с ними можно разговориться на пляже, за завтраком или обедом, вечером в баре. Как правило, они приехали раньше вас и уже успели кое-что узнать, а может даже и о чем-то пожалеть. Об этом они с удовольствием расскажут вам за кружечкой бесплатного пива Efes или Tuborg (если у вас All inclusive).
Персонал отеля, а также вашего отельного гида тоже нельзя упускать из вида. Отельный гид, пытаясь расположить вас к себе, чтобы вы, к примеру, прикупили у него экскурсию по цене в два раза дороже городской, будет стараться давать вам ценные и правдоподобные советы по поводу отеля и города. К примеру, где ближайшее Интернет-кафе, и что покупать доллары в отеле, а также пользоваться Интернетом или междугородней связью будет раза в два дороже, чем в городе. Персонал на Reception (стойке регистрации в отеле) расскажет, как и куда вы сможете дойти.
Правило №3 — Быть вежливым и не скупиться, но в разумных пределах. Этот пункт кажется немного нелогичным после прочтения пункта первого — торговаться нужно везде! Данный пункт касается чаевых. Вы наверняка не раз слышали, что в Турции принято давать чаевые. Однако у всех чаевых есть свои пределы, и зачастую их можно просто заменить вежливостью.
Перед поездкой в Турцию я основательно подготовилась, выучив приветствия и благодарности по-турецки. Приходя на завтрак, я неизменно говорила: «Gyunaidin» — «Доброе утро». Со служащими здоровалась: «Merhaba». Вечером приветствовала: «Iyi Akshamlar» — «Добрый вечер». Благодарила — «Teshekkyurler». И так далее.
Почему-то в Турции на такое внимательное отношение реагируют очень чувствительно. Особенно радуются, если иностранцы хоть немного знают турецкий язык, проявляют уважение к культуре, стремятся ее познать. Присовокупить к этому тот факт, что к казахстанцам относятся изначально лучше, чем к россиянам или украинцам (так сложилось), замечательного отношения добиться не сложно.
Что мне дало вежливое обращение? Мне искренне старались помогать всегда и во всем. Делали бесплатные коктейли в баре (которые не входили в мой All inclusive). Честно отвечали на все мои вопросы о местонахождении чего-либо и ценах. Убирали номер каждый день так, как будто я все время оставляла чаевые (тогда как я оставляла по доллару раз в три дня). Да и просто улыбались от души, что лично для меня много значит.
Правило №4 — Не покупать экскурсии у вашего отельного гида. Здесь лично у меня случился прокол. Поэтому спешу поделиться полученным горьким опытом. Прежде чем провести разведку боем (об этом ниже), мы поспешили в первый же день распланировать все свое пребывание, заранее заказав экскурсию.
Нам повезло, что мы попали в Кемер, и особо смотреть здесь было нечего. Кроме близлежащих поселений Текирова и Миры, церкви Святого Николая (он же Санта Клаус) и прогулки на яхте (все это одна экскурсия), остальные поездки были либо в другие города (далеко и дорого), либо на другое побережье.
Сафари нас не прельстило, а местные достопримечательности (Парк Лунного Света с множеством кафе и дельфинариумом, Парк Йорук — экспозиция по истории Турции под открытым небом) находились в пяти минутах ходьбы пешком от отеля (опять же по наводке услужливого персонала гостиницы — см. Правило №3).
Итак, мы заказали одну экскурсию на двух человек у отельного гида, заплатив по 40 долларов за человека. Услужливость гида и его «как бы между прочим» замечание о том, что в городе нужно смотреть в оба и ни в коем случае не попадаться на удочки местных зазывателей, сработало — мы взяли экскурсию у него. После оказалось, что в городе как минимум в половину дешевле. Более того, городские экскурсии обслуживаются тем же транспортом, который был так разрекламирован гидом как эксклюзивный — все мы ехали вместе с одной страховкой, водителем и по одному маршруту. Браво гиду — ему тоже надо зарабатывать!
Правило №5 — Денежное. Брать в поездку лучше всего доллары. Немного, как раз, чтобы их там потратить. Наменять следует по баксу или как можно мельче. Купюры в один доллар удобны для раздачи чаевых, а также тем, что мелкой сдачи в магазинах или кафе у вас будет меньше, иностранной валюты — больше. Турецкие лиры вам все равно кроме Турции больше нигде не пригодятся, а в пунктах обмена валют зачастую свои же собственные турецкие деньги могут назад не взять, и придется вам тратить все в стране, даже если вы этого не сильно хотите.
Разница между покупками в евро, долларах и турецких лирах чисто курсовая. В каждом магазине, ларьке или киоске цены указаны в этих трех валютах. Цены фиксированные, но разные. Если пересчитать их на текущий курс, то вы узнаете, что покупка в евро будет самой дорогой, а покупка в лирах — самой дешевой, тогда как долларовая цена — средняя. Если вы привезли с собой доллары, не стоит их, однако, менять на лиры, если цена покупки не слишком высока. Лучше немного сторговаться. Тогда и по цене можно выиграть и на разнице курсов не «пролететь».
Кто же из вас будет пользоваться услугами банкоматов, пусть будет осторожен. Множество сетевых ресурсов предупреждает: «Не снимайте деньги после закрытия банка, особенно накануне отъезда, потому как если банкомат проглотит карточку — вы уедете назад без неё. Если карточка будет проглочена во время работы банка, то надо предъявить паспорт и вам её вернут». «У турецких банкоматов есть особенность, — пишут туристы. — Если вы долго проводите операцию, банкомат «начинает думать», что вы забыли карточку и глотает её, чтобы она не досталась кому-то другому».
Правило №6 — Разведка боем. Это, пожалуй, последнее общее правило, которое обязательно вам поможет. Правило гласит: перед тем как пускаться в авантюры (делать что-либо), следует провести разведку боем (сориентироваться на местности). Опыт показывает, что проводить данное мероприятие следует в первые дни пребывания в городе.
Как-нибудь вечерком после ужина прогуляйтесь по городу. Хорошенько рассмотрите его главную улицу (как правило, в курортном городке она одна и находится в центре города). Пройдитесь по шопам и оцените прайсы. Загляните в рестораны и поизучайте меню. Оцените набор предложений, скажем, по экскурсиям (вам их предложат прямо на улице, где в ближайших частных домиках от отеля будут находиться всевозможные турагентства). Набросайте на свою собственную карту местности, где и что находится.
На будущее, т.е. на весь оставшийся срок вашего пребывания на курорте, этот первый опыт даст информацию к размышлению и базу для первоначальной оценки последующих предложений: будь то экскурсия, междугородние переговоры, Интернет или сервис (яхты, бары, массаж или сауна).
Теперь вас вряд ли кто-то сможет провести. Значит, средства будут потрачены на дело и с умом, а отдых не будет омрачен неприятными происшествиями.
Итак, запомнив эти простые шесть правил, добавив к ним опыт близких и советы менеджера по туризму, и можно смело ехать на отдых и не переживать по поводу всевозможных случайностей — вы к ним готовы. Счастливого пути!

Фото с сайта http://www.turkey-holidays.ru