«Встречают по одежке» — вертится в голове, и ты одеваешься, следуя определенному стилю.
Возникает вопрос: Dress-code стирает личность или создает имидж?
Я всегда следовала золотому для меня правилу: что бы ни случилось, удобная и комфортная одежда, отображающая мою индивидуальность — дороже.
И если кто-то не оценит способности или профессионализм только потому, что я не в деловом костюме, значит этот начальник не для меня: профессионал видит ценного сотрудника за версту.
Наверное, мне повезло, и в моей сфере деятельности главным редакторам действительно было все равно, что на мне одето, главное — чтобы материалы сдавались в срок, и их качество не подкачало.
Однако на некоторых интервью, особенно с представительными особами, приходилось замечать недоуменные взгляды и немой вопрос: кого это ко мне прислали?!
И не важно, что порой спортивный стиль одежды по цене может быть равен классическому. После пары вопросов мнение интервьюируемых, как правило, менялось на положительное. Однако квалификацию косвенно приходилось доказывать, тогда как, одеваясь, следуя определенному dress-cod’у, таких проблем можно избежать.
В силу довольно многих обстоятельств нашей кипучей и бурлящей повседневной жизни часто «хочу» заменяется на «надо». Случается это в разных местах и разных ситуациях. На рабочем месте или на улице. Что делать: бросать вызов или подчиняться? Стоит ли следовать требованиям общества или нужно оставаться верным себе и своему «Я»? Может можно, подумав, попробовать сделать приятное «хочу» из ненавистного «надо»?
Для начала предлагаю взвесить все за и против, посчитать свои benefits (выгоду), попробовать договориться, а уж потом давать финальный свисток.
Dress-code
Понятие dress-code пришло к нам с запада практически сразу после развала союза. Когда наш рынок наводнили богатенькие ТНК (транснациональные корпорации) и крупные иностранные представительства. Завышенные требования не только к диплому, но и к одежде были продиктованы имиджем компаний. Мы же все сразу клюнули на западный идеал жизни, надели костюмы и туфли на высоком каблуке, очки в дорогой оправе и bag’и на плечо. В то время в бывшем совке этот стиль одежды был моден в силу своей новизны. На западе же даже дорогой костюм, который принято носить на работу в крупной компании, воспринимается на уровне униформы.
Справочно-информационный ресурс поддержки предпринимательства в Рунете (http://www.businessvoc.ru) дает следующее определение dress-cod’у: в Великобритании это принятая манера одеваться в определенной ситуации или в определенной социальной группе, а в США — свод правил одежды для публичных мероприятий. «Обычно дресс-коды печатают в приглашениях на мероприятия», — уточняет издание.
Другое интернет-издание «Аз Стайл» (http://www.az-style.ru/dresscode.htm ) приводит такую информацию: по мнению психологов, одежда на работе должна быть скромной и неброских цветов. Главный принцип: сотрудник компании, должен демонстрировать всем своим видом, что он подтянут, деловит и готов работать. Набор определенных требований к рабочей одежде получил название dress-code.
Вот наиболее распространенные из них:
Ct, casual travel — «непринужденный», «в путешествии». Это значит, что Вы себе можете позволить достаточно свободную одежду.
Cd, casual dress — «обычная одежда» говорит о том, что беспокоиться по поводу одежды не нужно.
Wt, white tie — «белый галстук» — дресс-код для приемов, где мужчина должен быть во фраке, с белым галстуком, а женщина в длинном платье.
Bt, black tie — «черный галстук», встречается на официальных приемах: мужчина в смокинге, женщина в длинном платье для коктейля.
F, formal — «формально», так же встречается на официальных приемах, подразумевает смокинг с галстуком и длинное платье для коктейля.
Bto, black tie optional — «черный галстук необязательно», позволяется темный костюм с галстуком и длинное платье.
Cbt, creative black tie — «черный галстук с выдумкой» — разрешается смокинг с черной рубашкой без галстука и предоставляет выбор для дам между костюмом и длинным или коротким платьем.
Sf, semi-formal — «полуформально»: в дневное время — мужчина в традиционном костюме, женщина в костюме или коротком платье; в вечернее время — фрак и длинное платье.
C, cocktail — элегантное платье средней длины для женщин и темный костюм для мужчины.
C, casual — позволяет одеваться в приделах разумного.
В основном, дресс-код свойственен вечерним приемам либо деловым встречам, где тон одежды задает тон мероприятию а также влияет, скажем, на ход переговоров. Дресс-код, как правило, одежды в компании, — повседневная обязанность для сотрудников одеваться так, как считает нужным руководство. Такое положение дел может понравиться не многим. В чем заключается проблема и как решить ее успешному топ-менеджменту?
Вовнутрь или наружу
По прошествии довольно быстрого времени обязательные условия внешнего вида для работы в крупных компаниях были адаптированы к суровым постсоветским реалиям. Дресс-коды ввели практически во всех отечественных компаниях. То ли имидж повышать, то ли сотрудников дисциплинировать была призвана эта мера, да только в большинстве случаев принесла она больше плохого, чем хорошего.
Некоторые психологи считают, что определенное давление, которое оказывается на сотрудников с помощью различных рычагов, как то материальных (премии, бонусы), так и чисто моральных (дресс-код), могут либо повышать уровень работоспособности и развивать творческий климат в коллективе, так и создавать прецеденты для конфликта. Определенный стиль в одежде может дисциплинировать и улучшать работоспособность, придавать корпоративный дух, но также и ухудшать обстановку и настроение сотрудников, быть воспринятым как способ уравнять и заставить соблюдать правила, чтобы показать, «кто в доме хозяин».
Как правило, дресс-код незаменим на тех должностях, где идет непосредственное общение с клиентом, где сотрудник представляет компанию, где униформа играет роль в безопасности на рабочем месте, на переговорах и на руководящих должностях.
Социологические исследования, проводившиеся во многих странах Европы и Америки, показывают, что главным позитивным качеством делового костюма, по мнению большинства опрошенных, является его добротность и респектабельность, что автоматически переносится на личностные характеристики владельца данного одеяния. Серьезный человек в серьезном костюме — с ним стоит иметь дело. Именно на этом простейшем психологическом фокусе строит свою имиджевую политику большинство солидных фирм.
Жанар Десюпова, независимый консультант по СМК, прекрасно знает, что ее доход зависит и от ее внешнего вида, от того, как она себя подаст и сможет ли заключить контракт. «Как консультанту, мне часто приходится работать с топ-менеджментом компаний. Это означает, что необходимо выглядеть по-деловому (костюмы, одежда спокойных тонов). Деловой стиль в одежде — это как визитная карточка. Очень помогает при налаживание контактов, потому что располагает к себе. Профессиональные дивиденды после презентабельного разговора не заставят себя ждать», — говорит Жанар.
Сотрудники же, которые по должности своей общаются только со своими коллегами или же занимают творческие позиции, в принципе, могут быть освобождены от дресс-кода или переведены на более гибкие условия.
«А я не знаю, зачем дресс-код компании. Наверное, соглашусь, когда его соблюдают люди непосредственно сталкивающиеся с заказчиком, а вот мы весь день сидим в офисе, с клиентами не общаемся, но за дресс-кодом следят ого-го! До абсурда доходит — летом плечи оголять нельзя, юбку выше колена нельзя, яркие платья нельзя. Я как-то пришла в платье, так мне замечание сделали — «сильно нарядное»», — рассказывает инженер-проектировщик одной отечественной компании, пожелавшая остаться неназванной.
Ей непонятно, зачем она должна носить одежду, в которой неудобно работать, тогда как кроме ее коллег на рабочем месте ее никто больше не видит, и имидж компании пострадать не может, скорее ее продуктивность.
Некоторые креативщики все же нашли выход из сложившейся ситуации: и начальству — костюм, и себе — ослабленная классика.
Адиль, PR-менеджер сотовой компании, давно не ходит на работу в костюме. Для переговоров он оставил пиджак, который одевает на майку и джинсы. «В самом начале, когда меня только приняли на работу, меня еще не знали, мои идеи не оценили. Поэтому было важно показать себя с лучшей стороны, пусть даже это и шло вразрез с моими убеждениями об удобстве и комфорте. С другой стороны это подстегивало меня быстрее добиться того, чтобы со мной считались и мной дорожили. Постепенно я стал приучать мое рабочее окружение к тому, что я личность. А у каждой личности есть свои заскоки».
Со временем идеи Адиля стали дороже, и на его стиль одежды перестали обращать внимание и вовсе. Сейчас его знают в узких кругах посвященных людей, и косых взглядов больше нет. Главное — правильная стратегия и тактика, считает Адиль. И тогда можно за очень короткий срок добиться желаемого результата.
Пришло время. Люди показали себя. И крупные монстры бизнеса стали понимать, что есть ум, и он значит больше, чем внешний вид. И количество серого вещества не уменьшается от того, что тело не затянуто в костюм от Пьера Кардена. Правда данное правило распространяется не на многих. Менеджеры и персонал, отвечающий за работу с клиентами, при принятии на работу добровольно соглашаются на определенную униформу. Они становятся лицом компании, отвечают за ее имидж и просто обязаны иметь подобающий вид. Для людей таких специальностей одежда — обязательный и неотъемлемый атрибут, вместе с вежливостью и улыбкой.
Мария Желева, менеджер по работе с корпоративными клиентами крупного столичного банка, улыбается. Она считает, что раз она выбрала эту работу, то придется мириться и с условиями, такими как обязательная строгая и деловая одежда. «Когда вы приходите в банк, вы хотите быть уверены в том, что с вашими деньгами будет все в порядке. Иллюзию солидности создает деловая одежда и предупредительность в общении. Думаю, если бы я была одета как хиппи, в такой банк никто бы деньги не принес. Это необходимость, и я к ней привыкла. Могу только позволить себе удобную обувь. Под столом все равно никто не видит».
В других случаях можно выбирать. Выглядеть стильно и серьезно можно не обязательно, надев костюм. В конце концов, удобство — это тот фактор, который улучшает вашу работоспособность. Если вы чувствуете себя некомфортно в новомодном серьезном офисном наряде, то все мысли ваши будут сконцентрированы на том, как бы сделать так, чтобы чувствовать себя хорошо. Восприятие вас в том, что вам удобно, — это вопрос времени и поведения. Порой многие сотрудники совершенно не замечают того, что на вас надето. Они воспринимают вас и вашу одежду целостно. Тем более, если она вам идет, и вам в ней удобно.
Карина Мендекулова, офис-менеджер, говорит, что ей совершенно без разницы, кто во что одет. «На работе, когда привык к сотрудникам, совершенно не обращаешь, во что и кто одет. Если кому-то идет наряд — это заметно. Если сотрудник одет обычно, то это не бросается в глаза. Мне кажется, что человек должен носить то, что ему удобно. Тогда он будет чувствовать себя комфортно. И соответственно работать охотнее и лучше».
И дело не только в удобстве. По мнению врачей, именно женщинам нужно в первую очередь думать о своем здоровье. А неудобная одежда — первый враг. По мнению врачей, неудобная одежда и обувь коварны.
Часто кажется, что мы совершенствуем свою внешность, а выходит наоборот: тесная или неудобная обувь уродует ноги и походку, косвенно влияет на внутренние органы, электризующиеся ткани портят кожу и настроение, тугие пояса и брюки не только не прибавляют красоты и стройности, но и вредны для здоровья (вы пережимаете все свои внутренние органы, и организм не может нормально функционировать), слишком легкая (не по погоде) одежда приводит к бронхитам и циститам. Так что одеваться нужно не только удобно, но и комфортно, полезно для здоровья!
Подумайте, кому больше плюсов от формального стиля одежды, и что вы можете предпринять, чтобы убедить ваше руководство пересмотреть свои взгляды. Быть может, тогда вы станете охотней бежать на работу и избавите себя от такого простого, но такого, нередко навязчивого, неудобства, как dress-code.
Если же он доставляет вам неудобства, но избавиться от него никак нельзя, подумайте, как можно исправить ситуацию: сумочка для дам или портфель для мужчин, украшения (запонки на рубашку, брошь, красивые серьги или шейный платок), костюм по последней моде или удобная обувь.
Не так трудно поднять себе настроение и индивидуализировать вашу униформу, превратив в личный предмет гардероба, обратить плюс в минус, показать вашу личность, сохранив корпоративный дух.