По большому счету, дело не в этом. Сегодня мы стали другими во всех смыслах. К примеру, кардинально изменилось наше отношение к деньгам.
Еще лет десять назад между людьми было вообще не принято обсуждать финансовые темы. Теперь мы свободно говорим не только о своих и чужих доходах, но и о тратах. Более того, стало модным тратить больше и больше, делать это с чувством и изобретательностью.
Мы, сами того не осознавая, участвуем в формировании новой модели отношения к личным средствам и всего, что с ними связано. Это очень похоже на подростковый период в жизни каждого человека. Любопытство, интерес к новому, стремление попробовать… Появилась и еще одна черта — бесконтрольные траты. Подобные действия поощряются растущим рынком потребительских товаров и услуг, превращая нас в объект воздействия. Устоять перед таким натиском действительно сложно.
На днях моя супруга вернулась домой в том возбужденно-счастливом состоянии, которое говорит об «удачной» покупке. С моей прагматичной точки зрения, удачная — отнюдь не означает нужная. Так и вышло. Едучи в автомобиле, она услышала бодрую рекламу магазина, обещавшего при покупке какого-либо бытового прибора второй в подарок. То есть безвозмездно, то есть даром. В результате половина моя стала обладательницей сразу двух чайников. Один — марки «Тефаль» она купила за шесть с лишним тысяч тенге, а второй — той же фирмы, но плохонький, примитивный ей вручили (вернее, всучили), как и было обещано.
На вопрос, зачем нам, собственно, два чайника, внятно ответить не смогла. И этот эпизод напомнил мне репортаж зарубежного корреспондента одного из российских телеканалов, сделанный на распродаже в супермаркете. В США и Европе во время всевозможных sale люди толпами врываются в магазины и, словно одержимые, скупают все подряд. Миллионы долларов расходуются на бесполезные приобретения.
За границей проблему уже осознали в полной мере и развивают индустрию специальных психологических тренингов, а суды принимают решения о принудительном ограничении трат граждан. Конечно, это крайние случаи. И может показаться, что нам до этого далеко. Но я уверен, у нас наверняка получится наверстать упущенное в сжатые сроки. Правда, на этом намечающееся портретное сходство представителя среднего класса «у них» и «у нас» заканчивается.
Главное отличие: вместе с поощрением потребления на Западе развита культура сбережения и инвестирования. Причем каждый понимает, что надеяться нужно только на себя, в том числе и для обеспечения нормального уровня жизни в старости.
Предвижу справедливое замечание о том, что у нас не было веков финансовой стабильности. Но нельзя не согласиться с тем, что в стремлении тратить деньги мы почти догнали развитые страны. Осталось сделать главное — научиться правильно и цивилизованно распоряжаться своими финансами, сбалансировать траты, планировать жизнь, как это ни трудно представить, на пять, десять, двадцать лет вперед. То есть, научиться тратить. Тем более что такие возможности у многих из нас есть.
По официальным данным, индекс бедности по прожиточному минимуму (доля населения с доходами, использованными на потребление, ниже величины прожиточного минимума) у нас постепенно уменьшается: если в конце 2005 года он составлял 41,5 процента, то в этот же период прошлого года — уже 22,8.
При всем скептичном отношении к показателям отечественной статистики, не могу не отметить, что в кругу моих знакомых благосостояние заметно выросло. Некоторые прикупили автомобиль, другие для «больших» покупок активно пользуются кредитом.
В очень популярной книге «Почему мы покупаем. Мотивация и стратегия продаж» автор, профессор Джим Пулер пишет: «Люди сообщают о себе окружающим посредством того, что носят на себе, чем пользуются и что делают. Одежда, украшения, косметика и прически многое говорят о человеке. Автомобиль, дом, место работы, способ проводить свободное время также играют важную роль в формировании общественного мнения относительно личности. Все это продается и покупается. Вещи, которые мы носим и которыми пользуемся, наша работа и занятия являются частью нашей индивидуальности. С данной точки зрения, покупка — не просто приобретение необходимых товаров и услуг. В действительности этот вид деятельности стал основным в наших попытках показать свою индивидуальность и рассказать о себе как о человеке. Демонстрация своего места в мире — одна из основных целей посещения торгового центра».
Пройдя эпоху тотального дефицита, когда граждане товары «доставали», а магазины «выбрасывали», сегодня мы тоже приобщаемся к этой философии. Конечно, нам сложнее разобраться, ведь на Западе — общество потребления с более чем с двухсотлетней историей. «Там» — соблазны и варианты потратить собственные деньги, во сто крат превосходящие возможности сделать это «здесь».
Недавно алматинский центр социологических исследований «Икс плюс» проводил выборочный опрос среди жителей южной столицы, с целью выяснить, как именно они тратят деньги. Результаты интересно сгруппировались по возрастным категориям. Респонденты помоложе предпочитают «вкладывать в себя», то есть покупать модную одежду, аксессуары в соответствии с требованиями и вкусами своей среды. Люди в возрасте от 40 до 60 более склонны к накопительству. Они считают, что нет смысла тратить направо и налево, а лучше потерпеть и, не соблазняясь покупками сиюминутными, впоследствии приобрести что-то солидное.
По мнению психологов, у столь разных настроений — одни и те же основания: последствия резких контрастов в доходах, устоявшаяся в сознании неуверенность в завтрашнем дне. На 1 декабря 2006 года минимальный размер пенсионных выплат в Казахстане составил 9700 тенге, минимальная заработная плата — 9200 тенге. То есть юные — и это понятно — хотят красивой жизни сейчас и немедленно, и как только деньги попадают им в руки, тут же их тратят, к радости затоваренных бутиков и барахолок. А пожилые стремятся хотя бы отчасти подстраховаться впрок, и это тоже вполне естественно.
И еще один вывод, быть может, не самый оригинальный, но как говорится, по принципу «испытано на себе». Оказывается, глянцевые женские журналы вовсе не врут. Действительно, лучшее лекарство от стресса — это шопинг. Кто еще не верит — пообещайте некоторое количество денег подруге дней ваших суровых, наберитесь мужества и в порядке эксперимента пройдите с ней хотя бы небольшой отрезок шопингового пути. Это немыслимо трудно, но потерпеть стоит, ибо вы почувствуете себя Пигмалионом.
На ваших глазах усталая, растерявшая за зиму иммунитет и витамины, но приобретшая лишние килограммы и невроз женщина будет хорошеть и расцветать от бутика к бутику. Первую покупку оплачивайте обязательно сами, не выпуская при этом бумажника из рук. Как только ее щеки засветятся изнутри натуральным румянцем, отдавайте запланированную «на лечение» сумму и бегите по своим делам.
Вы здесь больше не нужны. Через два примерно часа будете встречать любимую у выхода и не сразу узнаете ее.
Так что вам и только вам решать — копить или тратить…
Фото с сайта http://www.tr.rkrp-rpk.ru