Утром - деньги, вечером - стулья - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+11 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Утром - деньги, вечером - стулья

Утром - деньги, вечером - стулья

Часть первая

  • 30 Марта 2007
  • 1425
Фото - Caravan.kz

Ситуация вокруг нефтепровода Бургас-Александруполис развивается как в самом крутом американском вестерне.
Россия с большим трудом добилась подписания договоренностей с Болгарией и Грецией по вопросу строительства нефтепровода Бургас-Александруполис.
Однако факт того, что две европейские страны дали согласие на участие в проекте, как оказалось, только начало истории, затронувшей интересы американской компании Chevron, Казахстана и России с одной стороны, Турции, США и Евросоюза с другой.
Причем, интересы до такой степени взаимосвязанные и переплетенные, что сюжет вестерна под названием «Долой Босфор!» (нефтепровод подразумевает обход этого ограниченного по пропускной способности пролива) может увлечь самого искушенного гурмана мирового киноискусства.
СПРАВКА:
Проект Бургас-Александруполис (мощность до 35 миллионов тонн нефти) предусматривает создание дополнительного маршрута для транспортировки нефти из портов Черного моря (в частности, российского Новороссийска) на западный рынок через Болгарию и Грецию. Протяженность — 282 километра (болгарский участок — 167 километра). Стоимость проекта оценивается примерно в 700 миллионов долларов, сооружение станций по переброске и погрузке нефти в Бургасе и Алексанруполисе — 300 миллионов долларов.
Предполагаемая схема доставки: российская нефть на танкерах будет доставляться в болгарский Бургас, и экспортироваться по трубе до греческого Александруполиса. Со стороны России в проекте участвуют «Газпром», «Транснефть», «Роснефть», «Сибнефть», Греции — госкомпания ДЕПА, холдинги «Лацис-груп» и «Копелузос-груп», Болгарии — госкомпания «Булгаргаз».
Многое зависит от позиции американской компании Chevron. Первая причина в том, что основной прибавкой нефтепотока с Каспия «заведует» именно эта компания.
Через свою «дочку» Chevron Texaco Overseas она имеет 50-процентную долю с совместном предприятии «Тенгизшевройл», разрабатывающем месторождение Тенгиз в Казахстане.
Вторая причина в том, что Chevron контролирует 15 процентов акций в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).
По причине вышеназванных причин гамлетовский вопрос на предмет строительства Бургас-Александруполис тесно взаимосвязан с главной головной болью частных акционеров КТК. Имеющегося объема прокачки в 32 миллиона тонн, как сетуют участники КТК, недостаточно, чтобы вывести трубу на необходимый уровень рентабельности. С другой стороны, еще летом прошлого года Chevron не было никакого смысла лезть в болгарско-греческую трубу.
Во-первых, все места в проекте заняты Россией, Болгарией и Грецией. Проектная мощность трубы маловата, а в болгарском Бургасе нет современного нефтетерминала, возвести который в этом году точно не успеют. Во-вторых, американцы, несмотря на возможность через Александруполис экспортировать нефть в США, не испытывают особого оптимизма от политики смешивать в экспортных трубах качественную тенгизскую нефть с некачественной российской Urals.
Казалось, еще немного, и Chevron предпочтет отдать часть дополнительной нефти с Тенгиза трубе Баку-Тбилиси-Джейхан, где она имеет 8,9-процентную долю.
Теперь настал черед более подробно остановиться на проблеме расширения Каспийского трубопроводного консорциума.
Скорее всего, в решении этой проблемы кроется суть сложнейшей мозаики нефтяных взаимоотношений сторон. Москва довольно болезненно воспринимает вопрос КТК по банальной причине: проект, по большому счету, изначально был невыгоден России, но участвовать в нем пришлось в силу наличия у Москвы оставшейся еще от СССР инфраструктуры — экспортной трубы.
СПРАВКА:
Именно в 1992 году КТК основали Россия, Казахстан и Султанат Оман. Россия и Казахстан в качестве своей доли внесли в капитал консорциума принадлежащие им участки нефтепроводов, которые и стали частями новой магистрали (300 и 452 километра соответственно).
В 1996 году к учредителям консорциума присоединился ряд частных нефтекомпаний, ведущих разработку казахстанского сектора Каспийского моря. Согласно проекту, мощность первой очереди составила 28,2 миллиона тонн в год, максимальная пропускная способность — 67 миллиона тонн в год. Суммарные капитальные затраты на период реализации проекта запланированы в размере 4,3 миллиарда долларов, стоимость первой очереди — 2,24 миллиарда долларов.

Поначалу трубопровод КТК использовался только для поставок тенгизской нефти, но проект предусматривал использование магистрали для транспортировки сырья с других месторождений Казахстана и из России.
В 2004 году в КТК пошла российская нефть после завершения строительства пункта перевалки нефти «Кавказская», включающий в себя железнодорожный терминал и соединительный трубопровод до перевалочной станции «Кропоткинская». Так, в четвертом квартале 2004 года российские компании отправили по системе КТК 294,9 тысяч тонн нефти.
С середины 2004 года загрузка трубопровода подошла к пределу его технических возможностей. После того, как в систему стала поступать российская нефть, нефтепоток вырос до 30 миллионов тонн при проектной мощности первой очереди всего 28,2 миллиона тонн. Чтобы прокачать остаток, в нефть стали добавлять антифрикционные присадки.
Надо заметить, что взаимосвязь двух нефтепроводов носит объективный характер. Нефть по КТК поступает в российский Новороссийск, откуда танкерами вывозится через пролив Босфор. Именно ограниченная пропускная способность пролива стала еще одной большой проблемой консорциума КТК.
Бургас-Александруполис отчасти решает ее, однако необходимо понимать, насколько Chevron будет выгодно подключиться к проектируемой трубе.
От решения узких турецких проливов зависит не только проект расширения КТК, но и возможности России по качественному приросту экспорта нефти в Южную Европу.
Есть еще одна сторона вопроса. Лоббируемый США трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) оказался в поле зрения совсем не случайно. Любые проблемы с КТК и Бургас-Александруполис будут выгодны БТД.
Изначально труба предназначалась для того, чтобы в ней на паритетных началах закачивали нефть Азербайджан (25 миллионов тонн) и Казахстан (25 миллионов тонн). В связи с очередным продлением срока по запуску Кашагана, БТД надеялась привлечь дополнительные объемы нефти с месторождения Тенгиз. В текущем году здесь, по оценкам экспертов, объемы добычи должны увеличиться в два раза.
При этом в БТД прекрасно осознают, что экономическая целесообразность прокачки нефти по трубопроводу представляется весьма сомнительным занятием, ибо с самого начала строительства США преследовали цель обойти Россию, а не сделать трубу привлекательной.
Какая получилась, такая получилась, считают в БТД и верят в то, что свои обязательства Казахстан выполнит. В противном случае трубопроводу уготована незавидная судьба банкрота.
В случае, если Chevron не примет участия в Бургас-Александруполис, расширения КТК может вообще не произойти, что заставит американцев выйти из проекта.
Исходя из имеющейся в России тенденции, можно предположить, что КТК станет полностью государственной с неясными перспективами и сомнительным будущим.
При таком развитии событий БТД вполне может получить недостающие 25 миллионов тонн нефти. Пока же только азербайджанская сторона выполняет свои обязательства по БТД.
Вопрос увеличения пропускной способности КТК давным-давно стал хроническим из-за того, что Россия не хочет идти на расширение мощности.
Причем, Москвой формально выдвигается следующая причина.
Прокачка по КТК экономически нецелесообразна при нынешних тарифах 27,38 доллара. Вместе с тем необходимо отметить, что расширение прокачки по КТК с 28 до 67 миллионов тонн в год заложено в характеристиках самого проекта.
Чтобы достичь намеченной цели необходимо вложить в КТК 2 с лишним миллиарда долларов и расплатиться с накопленными долгами.
Путь ясен — привлекать новые кредиты, реструктуризировать старые займы, поднимать тарифы.
Расстановка сил в КТК следующая: Россия 24 процента, Казахстан — 19, Оман — 7, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15, LUKARCO B.V. — 12,5, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5, плюс ряд более мелких и частично оффшорных, представляющие интересы конкретных лиц и компаний.
Неформальный оператор проекта (до половины объема прокачки) и главный игрок, представляющий интересы частных акционеров — Chevron.

Продолжение следует