Охранять природу по-орхусски - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+23 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Охранять природу по-орхусски

Охранять природу по-орхусски

На прошлой неделе в Алматы прошла II Конференция сторон Орхусской конвенции. Пусть текст конвенции знаком далеко не каждому (состоит конвенция из 22 страниц), это нисколько не умаляет важности документа.

  • 30 Мая 2005
  • 2122
Фото - Caravan.kz

Конференция была масштабной: более 400 участников, в том числе представители министерств по охране окружающей среды разных стран мира, представители экологических неправительственных организаций, независимые наблюдатели.
Что это за конвенция?
Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция), была принята на четвертой Конференции министров «Окружающая среда для Европы» в Орхусе, Дания, 25 июня 1998 года.
Орхусская конвенция — это новый вид соглашения в области окружающей среды. Она признает, что у нас есть обязательства перед грядущими
поколениями. Устанавливает, что устойчивое развитие можно обеспечить только, если привлечь к работе все заинтересованные стороны.
Она увязывает подотчетность органов управления и охрану окружающей среды. Сосредоточена на взаимодействии между общественностью и государственными органами в условиях демократии и закладывает основу нового процесса участия общественности в переговорах и реализации международных соглашений.
Предмет Орхусской конвенции касается самым непосредственным образом взаимоотношений между народом и органами управления.
Конвенция представляет собой не только соглашение в области окружающей среды. В ней рассматриваются такие вопросы, как подотчетность, гласность и способность органов управления реагировать на требования общественности.
Она предоставляет публичные права и налагает на стороны и госорганы обязательства по обеспечению доступа к информации и участия общественности. Подкрепляет эти права положениями, где предусмотрены доступ к правосудию, который, образно говоря, дает этой Конвенции возможность «укусить».
Переговоры по Орхусской конвенции уже сами по себе явились своего рода упражнением по участию. Орхусская конвенция разрабатывалась в течение двух лет, с участием стран и НПО из региона ЕЭК ООН. И вместе с тем она берет свое начало еще раньше: ее истоки — процесс «Окружающая среда для Европы», разработка международных экологических прав и норм в области прав человека и развитие в течение долгих лет внутреннего права. С того времени Конвенцию подписало 39 стран и Европейское сообщество. В том числе и Казахстан (в 2001 году).
Только работает ли этот документ в нашей стране, и нужен ли он был? Для страны принимался ли или в угоду международным организациям, чтобы показать степень демократизации общества?
Конвенция Орхусская, методы наши
По Конституции Орхусская конвенция как ратифицированное международное соглашение имеет большую силу на территории РК и обязательно должна выполняться. Но если посчитать количество экологических НПО, которые из года в год борются с решениями правительства не только в местных судах, но и в международных, если добавить к этому число не решающихся из года в год экологических проблем, которые уже переросли в экологические бедствия, — можно с уверенностью сказать, что за 4 года действия Конвенции в нашей стране ничего кроме заверений Вице-министра охраны окружающей среды Министерства охраны окружающей среды (МООС) РК Жамбула Бекжанова о том, что «все рекомендации, вынесенные комитетом Орхусской конвенции по Казахстану, Министерством охраны окружающей среды исполняются», — сделано не было.
Внедрение конвенции пробуксовывает. Генеральный секретарь Экологического бюро Джон Хонтелез говорит о необходимости сознания специального комитета, который бы следил, каким образом происходит исполнение положений конвенции: «Опыт показывает, что нужна помощь и инвестиции государства, а также изменение самой экологической культуры».
Между тем экологические НПО страны продолжают биться за справедливость и добиваться рекомендаций от мировой экологической общественности. Сами международные эксперты отмечают также недостаточное обеспечение со стороны правительства соблюдения нескольких пунктов международного документа.
В докладе комитета по вопросам соблюдения Орхусской конвенции вынесены рекомендации для устранения правительством случаев несоблюдения конвенции. Эти предложения касаются принятия соответствующих нормативно-правовых актов, устанавливающих более четкие процедуры участия общественности в процессе, и полного информирования госорганов всех уровней по содействию общественности и исполнению своих обязательств.
В частности, экологические НПО прикаспийского региона отмечают отсутствие механизмов для участия общественности в процессе разработки и ратификации международных экологических конвенций и протоколов к ним.
Материалы Антиядерной кампании НПО РК говорят о двух случаях привлечения к административной ответственности экологических активистов, которые выступали против законопроекта о ввозе и захоронении в Казахстане зарубежных низко- и среднерадиоактивных отходов.
Однако, правоохранительные органы дали заключение, что данные кампании по сбору подписей проходили в качестве публичных акции, на проведение которых требуется специальное разрешение.
Следует отметить, что проведенные в ходе подготовки ко 2-й Встрече сторон Орхусской Конвенции дискуссии и обсуждения еще раз показали, что основным препятствием для выполнения целей Орхусской Конвенции является недостаток потенциала.
Ограниченные возможности министерств, претерпевающих перманентные реорганизации и сокращения штатов, при этом призванных защищать общественные интересы по сохранению природной среды, а также слабость гражданского общества, НПО и местных сообществ, зачастую не позволяют эффективно решать стоящие перед ними проблемы.
Недостаток потенциала относится как к техническим вопросам, так и вопросам доступа к информации, ее анализа и обработки, и, в конечном счете, сказывается на эффективности экологических программ и проектов. Это отмечалось практически во всех национальных докладах, подготовленных ко 2-й Встрече Сторон, и также в ходе обсуждений и дискуссий, проводившихся в рамках подготовительного процесса к Алматинской встрече.
Для исполнения Конвенции нужна заинтересованность людей, гражданского населения. Но как сделать так, чтобы мы поверили в то, что можем что-то изменить, если даже экологи и специалисты не в силах!
Председатель второй встречи Орхусской конвенции Марк Паллмертс считает, что проблемы окружающей среды — это не только дело государства, но и гражданской общественности. «Мы хотим призвать к активной работе гражданскую общественность Казахстана и воспользоваться конвенцией. Декларация по Алма-Ате также придаст новый импульс реализации документа».
А Директор отдела окружающей среды и поселений Европейской экономической комиссии ООН Кай Барлунд отмечает особую важность участия СМИ в освещении деятельности по исполнению конвенции и освещении экологических проблем: «Самое важное, на мой взгляд, писать о сложных проблемах доступно и самое главное — корректно».
Итоги
Место проведения второй конференции делает честь нашей стране. Как отмечает Министр охраны окружающей среды МООС РК Айткуль Самакова: «В первую очередь приятно, что именно Казахстан был избран местом проведения второй конференции сторон Орхусской конвенции. Это говорит о том, что Казахстан встал на ноги и стал экономическим центром Центральной Азии. Сейчас здесь обсуждаются все проблемы, связанные не только с нашей страной, но и с регионом в целом».
В рамках Орхусской конвенции уже сделаны следующие изменения: в центральном аппарате и территориальных управлениях МООС назначены сотрудники, в обязанности которых входит сотрудничество и оказание содействия общественности. В работе также участвуют представители экологических НПО.
В марте 2004 года был создан межведомственный Совет по устойчивому развитию, а также Общественный совет при МООС. Создаются бассейновые советы по охране и восстановлению водных объектов с участием общественности, водопользователей и экологических неправительственных организаций.
Перед государственными органами поставлена задача — обеспечить соответствующий доступ общественности в экологической информации и принять меры по повышению качества, оперативности и актуальности представляемых материалов.
А государственная поддержка НПО на 2003-2005 годы включает в себя средства республиканского бюджета в объеме 38 млн. тенге. Уже в этом году на освещение и пропаганду в СМИ вопросов экологии в 2005 году из республиканского бюджета будет выделено 77 млн. тенге.
Главным итогом встречи министр Самакова видит принятие Алма-атинской декларации, где будут рассмотрены вопросы Аральского моря, трансграничных и водных проблем, важные не только для Казахстана, но и для всего региона Центральной Азии.
Группа международных НПО предлагает принять «Алматинские дополнения» в рамках Орхусской конвенции. Скорейшая ратификации Протокола по биобезопасности, названного «Алматинскими дополнениями», считают правозащитники, позволит обеспечить права жителей региона быть информированными и участвовать во всех решениях по ГМО в странах ВЕЦКА (государства Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии). Кроме того, они помогут создать стройную и качественную международную систему биобезопасности, основанную на двух международных документах — Орхусской конвенции и Картахенского протокола.
Может быть, все-таки наши экологические проблемы когда-нибудь решатся, если государство затрачивает хоть какие-то усилия. Остается надеяться, что к тому времени эти проблемы не станут глобальными…