Кто диктует моду на кино? - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-5 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто диктует моду на кино?

Кто диктует моду на кино?

У казахстанских кинопрокатчиков хорошая новость - для них самих и для всех нас, потенциальных зрителей и просто граждан, которые могут гордиться своей страной и своим кино.

  • 27 Мая 2005
  • 1458
Фото - Caravan.kz

Несмотря на то, что прошедший на минувшей неделе Каннский фестиваль не имел на этот раз в своих показах наших фильмов, на нем было заявлено о признании казахстанского кинематографа как перспективного для мирового кинопроката.
Такой вывод напрашивается из озвученной в Каннах новости о том, что ведущая мировая компания «Мирамакс» намерена вложить двадцать миллионов долларов в раскрутку нашего фильма «Кочевник» (в зарубежном кинопрокате он будет именоваться «Номад»). Компания известна тем, что получала Оскары за «Чикаго», «Английского пациента», «Холодную гору», «Героя» и еще множество популярных картин. Так что ее интерес к казахстанскому кино говорит о многом.
Кроме того, в Каннах состоялась презентация второго Евразийского кинофестиваля, который вновь пройдет в этом году в Алматы, и, как сообщали присутствовавшие на ней казахстанские журналисты, интереса к этому форуму было больше, чем к премьере очередных «Звездных войн», проходившей в это же время в рамках французского фестиваля.
Причина в том, что кинематографисты и продюсеры обратили свои взоры на кино Китая, Японии и других стран, задвинутое в последнее время американской продукцией.
Итак, если у наших зрителей эти новости вызывают патриотические чувства и интерес к национальному кино, которое вроде бы есть, но его никто не видел, то у прокатчиков — ожидание немалой прибыли от показа исторической эпопеи «Номад» на экранах отечественных кинотеатров.
Он состоится еще до мировой премьеры этого фильма и, конечно, казахстанский зритель пойдет в кинотеатры — надо же увидеть свой «продукт», который после отправится кочевать по всему свету.
Важно попасть на премьеру еще и потому, что современная практика проката редко оставляет возможность тем, кто не посмотрел разрекламированную киноленту в первые дни, увидеть его потом. Фильмами «стреляют», проводя громкую акцию, и потом они словно исчезают в небытие, а за ними идут другие. Поэтому и появляются такие парадоксы, когда в нашей республике отмеченный несколькими наградами фильм «Шиза» Гуки Омаровой увидеть, когда захочешь, нельзя. А во Франции, тем временем, изготовили несколько десятков его копий. «Остров возрождения» Рустема Абдрашева, победивший на российском и отмеченный на прибалтийском фестивалях, тоже не найдешь ни в репертуаре отечественных кинотеатров, ни на видеокассетах.
Понятно, что причина — в тотальной коммерциализации проката. Все кинотеатры у нас в частных руках. В Алматы, например, от восемнадцати государственных кинотеатров не осталось ни одного, кроме кинозала в акимате, но он закрытый, так называемый режимный.
После приватизации бывших советских однозальных «храмов кино» их новые владельцы вложили немалые средства в модернизацию, замену оборудования, мебели. Поэтому окупать затраты приходится быстрой сменой лент, массированным налетом на зрителя в виде шумных рекламных компаний.
Оттого на экранах кинотеатров идут в основном блокбастеры, американские коммерческие фильмы. Лишь год-два, как в прокате стало появляться российское и европейское кино, но погоды эти ленты пока не делают. Хотя российские премьеры «Ночного дозора» и «Турецкого гамбита» показали, что кинематограф соседей, поддержанный государством, способен подвинуть голливудские «шедевры».
Практически недоступно зрителю и авторского кино. Наши фильмы, такие, как «Шиза», «Остров возрождения», «Охотник» и другие, отмеченные на европейских и российских фестивалях, казахстанцы могут увидеть только на редких показах во время недели национального кино или фестивалях. Неслучайно в Каннах заместитель директора национальной компании «Казахфильм» говорила о том, что очень важно для нашего кино перейти на рельсы продюсирования и дистрибьюции. То, в чем преуспели Штаты и понемногу начинают осваивать такие страны, как Китай, Южная Корея, Япония и другие, — мы еще только осознаем.
Пока все дистрибьютерские компании, с помощью которых наши кинопрокатчики приобретают фильмы, находятся в России и оттуда диктуют нам «моду на кино». Периодически там проходят ярмарки, куда ездят наши кинопрокатчики, и где предлагается почти на сто процентов американское кино. Получается, что государство никак не влияет на репертуар больших киноэкранов, а ведь это немалая часть культуры, важнейшее из искусств, как говаривал вождь пролетариата. Таким образом, упускается воспитательная и образовательная роль кино.
Почти нет на экранах детских фильмов, хотя сейчас их активно стали выпускать крупнейшие кинокомпании России и других стран СНГ. Нет и документального кино, о чем очень сожалеют в школах и институтах, где могли бы их использовать в духовно-нравственном и патриотическом воспитании.
Кстати, кинозалов не стало и в самих образовательных учреждениях. Сейчас в различных мероприятиях, к примеру, по профилактике СПИДа, демонстрируют документальные фильмы России, Беларуси, Прибалтики, хотя у нас хватило бы местного материала для таких лент.
Все это можно бы было делать, если бы государство оставило в своей собственности хотя бы кинотеатры для детей и юношества. В российской столице, например, десять муниципальных детских кинотеатров, а всего в собственности мэрии — более полусотни «кинодомов».
На недавних парламентских слушаниях депутаты, рассматривавшие вопросы культуры, предлагали вновь вернуть ее объекты в лоно государства. Прозвучало мнение, что для этого можно бы было выкупить бывшие театры и другие учреждения у тех, кто их в свое время приватизировал.
Сделать это сейчас, конечно, по многим причинам будет трудно. Нынешнее состояние экономики позволяет построить новый кинотеатр, с современным оборудованием, многозальный, с тем, чтобы можно было демонстрировать фильмы для самого разного зрителя. В нем могли бы проходить и кинофестиваля. Последний фестиваль в прошлом году в Алматы, например, принимал гостей в кинозалах супермаркета, что не очень престижно для страны и города, не имеющего собственного храма кино.
На прошлогоднем российском фестивале «Киношок» говорили даже не о новой казахстанской волне, а о цунами. И пусть это было больше похоже на аванс (десяток лент за год — не так много, и не все из них попадают на фестивали), но, похоже, и нам надо задумываться о лучшей раскрутке собственных фильмов.
А затем, почувствовав отдачу, крупные предприниматели начнут вкладывать средства и в создание фильмов…