Призрак интернета в сельской школе - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Призрак интернета в сельской школе

Призрак интернета в сельской школе

Что дела с сельскими школами не очень хороши, знают почти все. Но чтобы настолько…

  • 4 Сентября 2008
  • 1230
Фото - Caravan.kz

Много сенсаций было озвучено 3 сентября в Алматы на пресс-конференции, где были представлены результаты мониторинга в сельских и малокомплектных школах, проведенного исследовательским центром «Сандж» и независимыми экспертами при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.
Жанар Джандосова, руководитель исследовательского центра «Сандж», рассказала о кадровых проблемах сельских школ. Проблема оттока молодых специалистов в город и старения педагогических кадров не нова, она существовала и в советские времена, но сейчас она обретает уже чрезмерный, критический, уровень.
Порядка 42% опрошенных учителей сельских и малокомплектных школ (МКШ) имеют стаж по 20-30 лет. Только 17% работают в школе менее 10 лет. Удивляться этому не приходится, если учесть, что сельские учителя получают в среднем 30 тысяч тенге. Аргумент, что на селе люди всегда тратят меньше чем в городе и могут поддерживать себя собственным хозяйством, приусадебным участком и т.п., здесь не работает: у учителей нет на это времени. Такое вот очередное «открытие»: оказывается, что большая часть работы учителей не оплачивается из-за выполнения ими не должностной работы — в виде подготовки и проведения сельских праздников, подворного обхода микроучастков, переписи населения и даже скота. Какое уж собственное подворье, даже скромное, когда тебя обязывают в свободное от стояния у учительского стола в классах время ходить и пересчитывать чужую скотину. Бесплатно.
— В целом недополучение оплаты на каждого сельского учителя в год оценивается на уровне 62 500 тенге в год! — заявили на пресс-конференции сотрудники центра «Сандж».
Мало того, оценочно около 11 млрд. тенге бюджета сельских школ и МКШ их педагоги вносят … из своего кармана. Иначе, наверное, многие школы просто перестали существовать: более трети МКШ находятся в аварийном состоянии, 82% требуют немедленного капитального ремонта.
Большинство опрошенных директоров и родителей детей МКШ отмечали, что в помещениях зимой постоянно стоит низкая температура.
«Проблемы с отоплением в сельских школах и МКШ связаны с низким качеством топлива», — на это указывают 87 % респондентов сельских школ. «Топливо закупается на тендерной основе, когда предпочтение отдается низкой цене. Но уровень теплоотдачи такого топлива никто не учитывает»; «Большинство МКШ в Казахстане расположены в помещениях, которые лишены необходимой инфраструктуры, плохо отапливаются, не имеют нормальных условий для занятий спортом. Приспособленные здания находятся в помещениях барачного типа, часто это бывшие лагеря труда и отдыха студентов, в которых не хватает кабинетов, нет нормальной мебели»; «нет возможности организовать питание» — отмечается в документах исследования. Отдельная проблема — низкий статус, отсутствие авторитета у учителей.
— В сельских школах и МКШ не хватает преподавателей русского языка, физики, химии, географии, преподавателей-программистов. Необходимо обеспечить учителям в МКШ получение второго высшего образования или смежных профессий, — считает Жанибек Хасан, менеджер программы «Бюджетная прозрачность и подотчетность».
Было опровергнуто на пресс-конференции и распространенное мнение, что все школы Казахстана подключены к интернету: это верно лишь на бумаге, формально.
Никому и никогда еще не помешало увеличение бюджета, но чтобы улучшить ситуацию с сельскими школами и МКШ нужно даже не больше денег, а больше прозрачности в их расходах.
Как говорили участники: ни один из директоров не смог объяснить, на основании чего рассчитывается и выделяется бюджет школы. Многие проблемы были бы решены, если бы распределение бюджета сельских школ происходило более прозрачно и формировалось на местном уровне, там, где школы находятся, и с участием родителей и учителей. Дефицит прозрачности порождает дефицит бюджета.
И тут же добавляли, что некоторые директора заявляли о нежелании знать принципов формирования бюджета.
Кроме того, эксперты предлагают ряд мер для решения проблем этого сектора образования, например, создавать ресурсные образовательные центры, привлекать к обсуждению проблем школ и возможных путей улучшения преподавания родителей и вообще жителей сельских регионов.

Фото с сайта http://www.trud.ru