Но утверждать, что граждане Казахстана уже могут получить социальные услуги (оформление пособий, подачу документов на получение удостоверения личности и т.д.) посредством интернета, — не приходится.
Чтобы не толочь воду в ступе и не заниматься теоретизированием, приведу личный пример, который сам по себе характеризует степень наших с вами возможностей получения каких-либо электронных услуг.
Итак, по стечению печальных обстоятельств мне пришлось оформлять наследство. В процессе сбора документов нотариус отправил меня в государственную нотариальную контору, которая за энную сумму выдала справку о том, что информация «занесена во все модемы» (!).
До сего времени я считала, что модем — это некое устройство для обеспечения и передачи данных или попросту коробочка для подключения к всемирной паутине.
Получив бумажку с обескураживающей записью, спросила у нотариуса, что означает фраза «занесена во все модемы»? Оказывается, лишь то, что персональная информация занесена в базу данных.
Тут даже не стоит пояснять, что базы данных каких-либо документов не имеют прямого отношения к самому модему. В то же время, пока шел трехмесячный процесс переоформления документов, я не раз убеждалась в том, что многие элементарные вещи давно уже можно было осуществлять с помощью электронных услуг.
Однако буквально на днях центр социально-политических исследований презентовал «Социологический размер развития «электронного правительства» в Казахстане», который также подтверждает, что государственные электронные услуги получить можно далеко не всегда и не везде.
К примеру, сейчас граждане Казахстана могут осуществлять посредством интернета следующие процедуры, связующие их с родным государством: сдачу документов налоговой отчетности, заполнение таможенных деклараций, оплату счетов с помощью интернета, банковские переводы и… пожалуй, все на этом.
В процессе исследования выяснилось, что даже этим незначительным списком осуществления различных операций пользуются активно — 0%, не активно — 76%, не пользуются атрибутами электронного правительства — 8%, и 16% вообще не знают о существовании таких услуг со стороны государства.
Такими темпами по мнению экспертов, система ЭП войдет в привычный образ жизни у 50% населения республики через 5-10 лет.
Что касается проблем в процессе осуществления проекта, то по мнению Олеси Халабуздарь, директора «Центра социально-политических исследований», они были следующими: «В ходе работы при обращении во все государственные органы, точнее в информационные центры, которые обязаны на местах заниматься развитием ЭП, мы к своему недоумению обнаружили, что телефоны этих центров не отвечают, людей постоянно нет на рабочих местах в любое время суток. Несмотря на то, что мы звонили в приемную самого акима и пытались выяснить, где же эти службы, может нам предоставили неправильные номера телефонов, но нам опять предлагали те же самые телефоны, по которым невозможно дозвониться. Поэтому у нас сложилось впечатление, что эти службы носят фиктивный характер. Нам ответили и дали раскладку по всем вопросам электронного правительства только в Карагандинской и Костанайской областях».
Вообще, ситуация крайне запущенная, потому что к 2008 году мы пришли со следующим:
Е-демократия. К ней относится система электронного голосования «Сайлау».
Е-культура. Проект «Культурное наследие».
Портал электронного правительства.
Е-акимат, который в идеале должен быть механизмом функционирования исполнительных органов по предоставлению электронных услуг. На практике — это, в лучшем случае, электронная приемная акима и возможность проверить свое наличие в списках избирателей.
Еще есть, конечно, сайты государственных органов, которые сейчас носят лишь информационный характер, но у этой проблемы есть объективные причины.
По мнению Михаила Тюнина, эксперта в области создания и развития ЭП в Казахстане, «у нас есть сайты государственных органов, есть портал электронного правительства, на котором размещена информация, но объем и качество ее не соответствует потребностям населения. Проблема заключается не в том, что чиновник не хочет предоставлять информацию, а в том, что он не знает объема и качества той информации, которую можно размещать на сайте. Потому что законодательно не закреплен вопрос классификации информации. У нас есть закон о государственных секретах, об административных процедурах понятий служебной тайны, но какая информация открыта для общества, и какой ее объем возможен для размещения на электронных ресурсах — нигде не указано.
Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день не реализованы все задачи ЭП. Сейчас есть только инфраструктурная часть. Услуги, которые предоставляет государство, носят информационный характер. С формальной точки зрения все реализовано, то есть бюджетные средства освоены, пункты выполнены. Как вы прекрасно все понимаете, чиновник пользуется не качественными, а количественными показателями. ЭП не решает большинства поставленных задач, которые существуют, но шаги повышения прозрачности, отчетности и снижения уровня коррупции однозначны. И от того, насколько будет внимательно следить общество за развитием ЭП, будет зависеть качество предоставляемых услуг.
Можно долго критиковать государство, но наша задача заключается в том, чтобы стимулировать население чаще пользоваться электронными услугами. Чем чаще будут обращаться за услугами, тем больше будет прецедентов обратной связи, что в итоге будет провоцировать на создание более качественной информации», — обнадеживает эксперт.
В данный момент, чтобы продвигать е-услуги реализуются различные программы по популяризации е-управления и получения услуг.
«Демонстрируя, что у нас конструктивная позиция по взаимодействию с властью для развития системы ЭП, мы проводим в 8 городах обучающие семинары, тренинги для НПО по электронному правительству (как зарегистрироваться на сайте, как правильно сделать запрос и т.д.) для того чтобы их обучить, а они в дальнейшем будут работать непосредственно уже с гражданами», — рассказывает Олеся Халабуздарь.
Пожалуй, это все, что можно сказать относительно промежуточных результатов реализации программы электронного правительства.
В заключении хочется отметить: вероятность того, что пройдет время и мы, граждане большой страны сможем, не выходя из дома получать все необходимые государственные услуги, — реально существует.
Нужно только подождать. Но не пассивно, а осваивая новые возможности по мере их появления.