Проверка на прочность - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Проверка на прочность

Проверка на прочность

Предыдущую часть см.здесь

  • 20 Августа 2008
  • 1203
Фото - Caravan.kz

Существующие на постсоветском пространстве иные межгосударственные объединения также как и СНГ, и ГУАМ — не выдержали экзамена на прочность.
Конфликт на Южном Кавказе показал — на что в реальности способны межгосударственные интеграционные структуры.
Стоит отметить, что подобной участи не удалось избежать и ОДКБ, и ШОС. И если недавно многие политики и эксперты размышляли над будущим данных региональных образований, сравнивали их с ОБСЕ и НАТО, то события августа 2008-го на Южном Кавказе не только «отодвинули» по части «весовой категории» ШОС и ОДКБ от их европейских и трансатлантических предшественников: фактически они заставили многих международных наблюдателей засомневаться в эффективности деятельности и смысле их дальнейшего существования.
Организация Договора о коллективной безопасности — ОДКБ
В состав ОДКБ входят 7 стран, а именно: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Справедливости ради надо отметить, что 9 августа 2008 года Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа выступил с заявлением по поводу грузино-югоосетинского конфликта. Однако впоследствии в рамках деятельности Организации так и не была выработана позиция ОДКБ по отношению к конфликту на Южном Кавказе. Хотя в соответствии с Уставом ОДКБ, в Главе II «Цели и принципы» статье 3, ясно отмечено, что «…целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности…».
Вряд ли нужно упоминать, что ОДКБ как организация не стала активно действовать в фарватере уставных документов, а со стороны молчаливо взирала на конфликт, забывая при этом о существовании других пунктов в Уставе ОДКБ. Так, в Главе III «Направления деятельности», статье 8 сказано: «…государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом…, незаконным оборотом оружия… и другими угрозами безопасности государств-членов». Однако и этот пункт не послужил катализатором и отправной точкой действий стран-участниц ОДКБ в выработке единой позиции.
Хотя, как и в случае председательствования Грузии в ГУАМ, на сегодняшний день общее руководство Организацией осуществляет Россия, в лице Николая Бордюжи (экс-секретаря Совета безопасности России и бывшего руководителя Администрации Президента России).
Шанхайская организация сотрудничества — ШОС
Организация, в состав которой вошли 6 стран — Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, также не смогла себя проявить в конфликте.
Совет глав государств (СГГ) — руководящий орган ШОС, не был в состоянии оперативно отреагировать, хотя количественный состав Организации, а также географическое расположение стран-участниц ШОС свидетельствует о потенциальной мобильности данной региональной структуры.
Ставшего в 2008 году председателем ШОС Таджикистан, не особо заботили проблемы, с которыми столкнулись его стратегические партнеры на Южном Кавказе. Хотя, для созыва СГГ Душанбе имел все основания.
Так как в Хартии Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 года, которая является основополагающим документом ШОС, в Статье 1 «Цели и задачи» присутствуют пункты, где предусматривается «…содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством…», а также «взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании».
Но ШОС, как и другие объединения, так и не стала использовать имеющийся у нее потенциал для выработки своей позиции по отношению к конфликту на Южном Кавказе.
В принципе, в отношении данной организации не приходится питать каких-либо надежд со стороны других государств. Достаточно ознакомиться с сайтом Организации, на котором последние мероприятия ШОС датируются 17 августа … 2007 года.
Однако затишье в региональных структурах, действующих на пространстве СНГ, не идет ни в какое сравнение с активной деятельностью европейских и других международных, межгосударственных организаций, которые оперативно отреагировали на событие на Южном Кавказе, обозначив свою позицию и начав предпринимать реальные шаги в направлении разрешения конфликтов.

Продолжение следует

Рисунок с сайта http://img.rosbalt.ru