Россия и Китай, союз о котором уже много лет говорили, как о теоретически возможном тандеме двух держав уже приобретает свои реальные очертания.
Подобные метаморфозы на внешнеполитическом поле центрально-азиатского региона привлекают внимание всех стран мира, которые по разному относятся к появлению союза «Китай-Россия».
В тоже время перспективы данного военно-политического тандема привлекают и другие государства. В этом плане особенно интересно выглядит позиция Индии, которая гипотетически может принять участие в данном объединении и расширить географические рамки его деятельности.
Вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что Китай и Индия становятся ключевыми фигурами в Центральной Азии. Это является объективной оценкой существующей реальности, которая опирается на несколько составляющих:
— население данных стран в совокупности составляет одну треть населения всего мира;
— экономики развиваются быстрыми темпами;
— наблюдается постепенный рост влияния на региональные и на мировые процессы.
Стоит отметить, что за последние 7 лет Дели Пекин и Москва значительно активизировали свои усилия в области создания современной наукоемкой промышленности (включая развитие оборонно-промышленного комплекса).
При этом была проведена (и продолжает проводиться) модернизация и реформирование вооруженных сил.
В тоже время Индия и Китай сохранили высокие темпы экономического роста. Так, Пекин прочно закрепился на втором месте в мире после США по объему ВВП (с учетом паритета покупательной способности), а Дели по этому показателю, по крайней мере, сравнялась с Германией.
В данном случае уместно упомянуть тот факт, что эксперты американской инвестиционной компании «Goldman Sachs», сравнив темпы экономического развития этих стран с аналогичными показателями шести самых развитых стран мира — США, Японии, Великобритании, Германии, Франции и Италии, считают, что будущее мировой экономики следует искать именно в Китае, Индии и России, чьи быстро и интенсивно развивающиеся экономики опередят по совокупному ВВП сегодняшних мировых лидеров в течение ближайших 50 лет.
Что же касается России, то она в среднесрочной перспективе может обогнать по размерам экономики Францию, а по уровню жизни — Италию и Германию.
Здесь также стоит отметить, что налаживание «близких» отношений между Пекином, Дели и Москвой было положено задолго до начала более тесного военно-политического сотрудничества между Китаем и Россией.
Так, еще в конце 2002 года четыре страны (Бразилия, Россия, Индия и Китай) подписали Договор о торговле и сотрудничестве и назвали его БРИК (BRIC). Это послужило началу формирования стратегического союза.
Далее в январе 2005 года Индия подписала Комплексное торговое соглашение с Россией и Ираном, общей стоимостью порядка 40 миллиардов долларов США, о долгосрочных поставках нефти.
И уже в конце 2004 года стал приобретать реальные контуры стратегический «треугольник», в состав которого вошли Индия, Китай и Россия.
В настоящее время Индия и Китай стремятся к сотрудничеству в военной сфере. Индийский начальник Генерального штаба побывал в прошлом году в Пекине и, тем самым, закрепил то, что считалось невозможным между двумя прежде враждебными государствами: сотрудничество не только в политической, но и в военной области.
Такова ситуация, сложившаяся в последнее время вокруг данных стран.
В то же время, отстающая по сравнению со своими стратегическими партнерами Москва, в этом гипотетическом «треугольнике» является связующим звеном, которое условно можно назвать «гипотенузой». Основание данной фигуры, в качестве которой сможет выступить Россия, является вполне реальным расположением Москвы в процессе сближения Дели и Пекина.
В данном случае можно рассматривать несколько аспектов, которые без присутствия России ставят нереальным создание «треугольника».
Итак, какие составляющие могут отодвинуть во времени создание тесной связи между Москвой, Пекином и Дели:
1. Различные геополитические интересы, которые будут преследоваться странами «треугольника». Так, установление особых отношений между тремя странами может стать реальностью при условии, что все стороны предполагаемого треугольника будут равнозначными, т.е. треугольник будет равнобедренным. Речь может идти о формировании такой системы отношений, при которой все три стороны чувствовали бы себя равноправными субъектами сотрудничества, и отношения между ними находились бы на достаточно высоком уровне.
2. Нерешенные спорные проблемы между Китаем и Индией, то есть здесь речь идет о приграничных территориях, которые на протяжении многих лет оказывались «камнем преткновения».
3. Проблема Тибета, когда в Китае серьезное беспокойство вызвало отношение Индии к тибетским беженцам и религиозному лидеру Далай-ламе, получившему убежище на индийской территории.
4. Потенциальная конкуренция за освоение рынков и получение иностранных инвестиций со стороны стран Запада и США. В этом случае, в основном между Пекином и Дели, могут возникнуть разногласия на рынке привлечения иностранных инвестиций.
5. Сотрудничество Китая и Пакистана, накладывающее на взаимоотношения между Дели и Пекином определенного рода условности, способствующие торможению процессов углубления и расширения межгосударственных связей.
В то же время к решению погранично-территориальной проблемы Индия и Китай сумели найти подходы, которые дают им возможность обеспечить гарантированное мирное сосуществование в пограничных районах.
Так как, начиная с 1988 года, с визита премьер-министра Индии Раджива Ганди в Китай, был сделан первый шаг по нормализации отношений, а последовавшее далее в 1990 г. взаимное сокращение численности войск по обеим сторонам индийско-китайской границы, в особенности на восточном ее участке, способствовало укреплению доверия между двумя странами региона.
Подписанные же в Пекине в ходе встречи на высшем уровне «Соглашение о поддержании мира и спокойствия вдоль Линии фактического контроля» (1993 г.), а также «Соглашение о мерах доверия в военной области вдоль линии фактического контроля» (1996 г.), позволяют говорить о постепенном снижении напряженности между двумя ведущими игроками Центральной Азии.
Что же касается вопроса о Тибете, то здесь стоит отметить, что еще во время визита в Китай Раджива Ганди было дано подтверждение премьер-министром Индии о признании Тибета частью Китая, а Далай-лама рассматривался в официальной Индии лишь как религиозный лидер тибетского народа.
Подобная точка зрения была подтверждена и в ходе визита в КНР премьер-министра Индии Нарасимха Рао в сентябре 1993 г.
И только одна наиболее значимая проблема может в какой-то мере повлиять на создание и упрочнение стратегического «треугольника» Китай-Индия-Россия — это продолжающееся сотрудничество между Китаем и Пакистаном, в том числе, в военной области, которое расценивается Индией как наносящее ущерб ее национальным интересам.
Если рассматривать позицию России, то она поддерживает довольно тесные отношения с каждой из двух стран. Основными направлениями сотрудничества являются потребность Индии и Китая в военных поставках российских вооружений и техники, а России — в индийских и китайских технологиях и инвестициях.
При этом Москва обеспечивает две трети оборонных потребностей Индии. А Индия рассматривает Россию как основной источник передовых технологий, особенно в ядерной и космической областях.
То есть китайско-российские и российско-индийские отношения в настоящее время являются наиболее устойчивыми векторами в данном треугольнике.
Москва выступает в данном альянсе в качестве связующего звена, без которого существование стратегического «треугольника» становится не только неэффективным, но и нереальным.
Но насколько нова идея создания панконтинентального альянса Китая с Россией и Индией? Почему данную идею только сейчас стали рассматривать как наиболее реальный вариант развития ситуации в Центральной Азии?
Итак, если мы вернемся в 1998 год, то увидим, что инициатором создания данного стратегического «треугольника» стала именно Москва.
Так в декабре 1998 г. индийское руководство (как и китайское) осторожно прореагировало на предложение Председателя Правительства Российской Федерации Е.М.Примакова о развитии отношений в треугольнике Россия-Китай-Индия.
Однако после начала бомбардировок странами НАТО Югославии, в марте 1999 г. премьер-министр Индии А.Б.Ваджпаи призвал вернуться к обсуждению этого предложения.
В результате, в октябре 2000 г. в Дели руководителями Индии и России была подписана Декларация о стратегическом партнерстве, с которой, можно сказать, и началось создание альянса.
Не заставил себя ждать и Пекин, когда в июле 2001 г. между Китаем и Россией был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР.
Но в последствии к этим документам мало кто возвращался из-за ненадобности.
А начиная с 2004 года, страны по-новому взглянули на свои позиции в мире. В результате чего стратегический альянс, о возможности создания которого говорили еще в конце XX века, постепенно стал приобретать реальные контуры.
И в этом случае, принимая во внимание наличие опыта сотрудничества и близость позиций трех стран по ключевым международным проблемам, для России, Китая и Индии стало открываться широкое поле для сотрудничества, выгодного всем трем государствам.
При этом нужно отметить, что данное сотрудничество не ограничено совместным выступлением против гегемонистской политики США.
Если внимательно ознакомиться с небезынтересной программой Белого дома, носящей название «Стратегия национальной безопасности США» (от 15 сентября 2002 г.), то здесь симптоматично выглядит отношение Вашингтона к России, Китаю и Индии.
Так в разделе «отношения с основными центрами глобальной мощи и влияния применительно к отдельным государствам», речь идет только о России, Китае и Индии (хотя данный раздел и начинается с Канады и Европы, с НАТО как органа для обеспечения «трансатлантической и европейской безопасности», и с Евросоюза как «партнера в обеспечении большей открытости мировой торговли»).
Конечно, это не может быть попыткой дать какое-либо объяснение о возможных последствиях возникновения подобного альянса, но в тоже время является одним из доказательств того, что мнения многих экспертов по поводу реального возникновения панконтинентального блока государств «Россия-Китай-Индия» находят свое подтверждение в материалах и программах, носящих довольно серьезный характер.
В этом случае небезынтересно будет узнать, когда же сформируется данный геополитический треугольник, и насколько прогнозы о последствиях возникновения данного альянса нынче далеки от истины.