Телевидение, печатные СМИ, многочисленные билборды, афиши и объявления о конкурсах призывают стать курильщиком и постоянным покупателем той или иной марки сигарет.
Условия конкурсов так заманчивы, что даже у некурящих людей появляется жгучее желание в них поучаствовать. Такого рода реклама направлена не на заядлых курильщиков, как думают многие, а на молодежь.
Ведь курильщик со стажем даже не обратит внимание на рекламную чепуху, тогда как некурящий молодой человек или подросток обязательно соблазнится возможностью выиграть главный приз. Зачастую такими призами являются дорогие автомобили или туристические путевки. Тем же людям, которые не поверят в возможность выигрыша такого «счастья», предлагаются более скромные доступные призы, например зажигалки кружки и т.п.
Ставка в таких рекламных кампаниях делается, конечно же, на обыкновенную человеческую жадность. Однако многие люди не понимают, что бесплатных призов не бывает, ведь вряд ли кто из курильщиков задумывается, сколько денег он тратит на сигареты, например, в месяц.
Если же подсчитать, то денег хватит с лихвой на любой из «бюджетных» рекламных призов. Возможность же выиграть главный приз, настолько мала, что её можно сравнить с находкой чемодана полного денег. Даже тот, кто никогда не курил, может начать из-за желания поучаствовать в конкурсе и использовать купленные сигареты — «не пропадать же добру».
Различные здравоохранительные организации пытаются бороться с рекламными кампаниями давно уже принявшими международный масштаб.
Ещё в 2002 в Казахстане был принят закон «О профилактике табакокурения», однако, по мнению многих специалистов, он не изменил ничего. Тогда, с первого апреля 2003 года в закон была внесена поправка, в которой был оговорено право потребителей на получение информации о табаке, табачных изделиях и вреде курения на казахском и русском языках. Информация должна содержать обо всех веществах и количестве никотина входящих в состав изделия, другие характеристики качества и степень безопасности. Наименование должно достоверно характеризовать данную табачную продукцию, чтобы было возможно отличить её от других видов аналогичных изделий. Пачка, упаковка обязательно должны содержать предупредительные надписи о вреде курения. Согласитесь, довольно беспомощная мера по сравнению с мировым размахом рекламной деятельности.
Опять же, согласно закону курение запрещено в общественных местах, таких как: аэропорты, вокзалы, гостиницы, концертные залы и т. д. В том числе курить нельзя в кафе и ресторанах. А теперь представьте вы пришли отдохнуть с друзьями
выпить пива, перекусить, кто-то закуривает сигарету, вдруг к вам подбегает служащий заведения и вырывает из рук знакомого сигарету, или грозит штрафом — отдых испорчен. На самом деле такая ситуация невозможна, ведь все кафе и рестораны давно лишились бы клиентуры. Отечественный Административный кодекс и законодательство о СМИ запрещает рекламу табачных изделий до 23 часов. Все телеканалы были письменно об этом уведомлены, однако в течение одного месяца это правило нарушается не десятки, а сотни раз. Телеканалы нуждаются в деньгах от рекламы, в том числе и от «пиара» табачной продукции.
Штраф в 5 расчетных показателей с физического лица и десять с юридического, а за повторное нарушение 10 расчетных месячных показателей с физического и 20-50 — с юридического, тоже пока ещё никого не напугал.
Сейчас в Казахстане ежегодно производится свыше 9000 тонн табака. В стране табачную продукцию выпускают около десятка больших компаний. Их доходы приблизительно составляют 500 миллионов американских долларов. Что против этой махины могут сделать инструкции и предписания?
Но даже если бы и не было огромных денег вложенных в рекламные кампании, не существовало ярких роликов и заманчивых кадров в популярных фильмах, где звезды кино со вкусом затягиваются сигаретой, курение все равно имело бы широкое распространение.
Рассказывает координатор программы по табакокурению Национального центра формирования здорового образа жизни (НЦ ПФЗОЖ) Алма Жылкайдарова.
— Ежегодно в Казахстане умирает 24 тысячи человек от причин, связанных с курением. Во всем мире каждый год от табака умирает около 4 миллионов человек. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2004 году табак станет причиной смерти 10 миллионов человек в год. Это страшные цифры, учитывая то, что люди добровольно себя травят.
По большей части курение распространяется и благодаря рекламе тоже, но среди главных причин нужно в первую очередь указать влияние окружения, сверстников. Если мы говорим о подрастающем поколении, а большинство курильщиков стали ими ещё в детстве или юности, то следует указать влияние взрослых — родителей, родственников и т.д. Реклама в этом перечне займет только третье место.
По данным анонимного опроса в Казахстане регулярно курят 9% девочек и 17% мальчиков в возрасте от 13 до 15 лет. А 30% когда-либо пробовали курить. Эти данные, безусловно, занижены, так как далеко не все подростки спешат признаться во вредных привычках. Как правило, школьники начинают курить из-за желания слиться с компанией, показать свою взрослость и независимость.
Не секрет, что тот, кто не курит, считается в среде подростков «белой вороной». В отношении со взрослыми в силу вступает так называемый «двойной стандарт». Родители или педагоги обычно говорят: «Вот я курю, это плохо. А ты не кури, вредно». Подростки видят в таких высказываниях неискренность и попытку ущемления своих прав. Некоторые школьники начинают курить именно наперекор таким нравоучениям. Редко бывает так, чтобы отец в семье курил, а сын — нет.
Третье место среди предпосылок или причин, как я уже говорила, занимает реклама. Внутри рекламного бизнеса уже давно существует мощная конкуренция. Для того, чтобы кинулись покупать сигареты, а не шоколад, например, реклама одной продукции должна переиграть конкурента. Над созданием видео-роликов, билбордов и т.д. работают сейчас не только специалисты пиара, но и психологи.
Огромные деньги вкладываются в то, чтобы молодой человек захотел приобщиться не просто к армии курильщиков, а к красивой жизни, к чужому успеху, красоте и здоровью, со всем тем, чем в современной пропаганде связывают свою продукцию табачные монстры. Немаловажную роль играет и мода, насаждаемая табачными компаниями на фирменные зажигалки, майки, бейсболки, сумки, кружки и т.д. с лейблами раскрученных марок сигарет.
Напрашивается вопрос, можно ли как-то остановить или хотя бы приостановить массовое распространение курения? Частично, да.
Например, в странах Западной Европы в последнее время крупные предприятия проводят политику тонкого менеджмента в отношении подготовки и набора новых кадров.
По данным исследований, проведенным рядом психологических центров установлено, что курильщики в своем большинстве — неуверенные в себе люди, с неустойчивой психикой, склонные скорее затеряться в толпе, нежели взять инициативу на себя. Такому человеку нельзя доверить ответственную работу и принятие серьезных решений считают современные европейские боссы. Человек, которому постоянно нужно пойти «подзарядиться» никотином и успокоиться, более уязвим в психологическом плане.
Не говоря уже о расходе рабочего времени на частые отлучки и отвлечения внимания от рабочих проблем. При приеме на работу в Европе, при любых равных условиях некурящий претендент скорее получит работу, чем курильщик. Возможно, в таком подходе и кроется рецепт снижения процента курящих среди трудящейся молодежи.
Но начинать профилактику, точнее сказать, войну с курением нужно с собственной семьи, с самого себя.