Однако, как показывает практика, этих мер становится недостаточно, все большую роль начинает играть сотрудничество государств.
Подобное взаимодействие, развиваясь, отражает эволюцию межгосударственных отношений вообще, процесс развития международного права. Его нельзя рассматривать изолированно, ибо оно, как губка, впитывало черты международного права предшествующих исторических периодов, в его нормах и принципах фиксировались результаты сотрудничества государств по другим проблемам.
Новому этапу в борьбе с международной преступностью положило начало создание ООН. В соответствии с Уставом ООН различные аспекты данной проблемы постоянно рассматриваются Генеральной Ассамблеей и Экономическим и Социальным Советом. В деятельности ООН в данной области значительная роль отведена Международной организации уголовной полиции (Интерпол).
Международная организация уголовной полиции была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголовной полиции.
Основными целями Интерпола объявлены:
обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;
развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней;
Кроме того Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера. Его структура: Генеральная ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами — членами.
Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно.
Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех Вице-президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица — на три). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет иные функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год.
Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной Ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем).
Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство — участник определяет орган (Национальное центральное бюро НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.
Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года.
Местопребывание штаб-квартиры Интерпола — г. Лион (Франция).
Основные направления деятельности Интерпола следующие:
1. Уголовная регистрация. Объект регистрации — сведения о «международных» преступниках и преступлениях, носящих международный характер.
2. Международный розыск.
3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.
4. Розыск лиц, пропавших без вести.
5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).
В системе Интерпола также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в странах -участницах. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер.
В рамках Интерпола сложился постоянно действующий механизм кооперации и координации действий полиции разных стран в борьбе с общеуголовной преступностью. Но контакты полицейских служб в системе Интерпола — лишь часть более общего и широкого международного сотрудничества государств по социальным вопросам, в числе которых поиски наиболее эффективных форм и методов борьбы с преступностью, как на национальном, так и на международном уровне.
Борьба Интерпола с терроризмом всегда была проблематичной. До последнего времени он вообще не вступал в противоборство с ним из-за опасений относительно «политической» природы этого явления.
Такое отношение Интерпола к терроризму основывается на ст.3 Устава Международной организации уголовной полиции (официально текст Устава опубликован не был), в которой указано, что «организации строго запрещается любое вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера».
Исключение составляли лишь проявления «чисто» криминального терроризма, который отмечался при совершении таких преступлений, как, например, незаконная торговля наркотиками или фальшивомонетничество.
В 1984 г. Генеральная ассамблея Интерпола в Люксембурге утвердила новые «Основные направления», позволяющие Интерполу действовать, если террористы орудуют за пределами своей национальной территории.
В январе 1987 г. Генеральной ассамблеей Интерпола была создана специальная антитеррористическая группа, ее именуют ТЕ-группа.
В марте 1987 г. Генеральный секретариат Интерпола разослал в Национальные центральные бюро (НЦБ) стран-членов Интерпола «Руководство по борьбе с международным терроризмом».
В борьбе с европейским терроризмом Интерпол играет важную роль. Если национальная полиция страны намерена арестовать кого-либо за ее пределами, она должна действовать через Интерпол. Никто не имеет права арестовать иностранца в пределах Европейского сообщества или где-либо еще за преступление, совершенное за пределами данной страны, без наличия особого извещения или оповещения из Интерпола.
Интерпол используется тогда, когда расследование акта терроризма, совершенного в Европе, выходит за ее пределы, так как это единственная полицейская организация, действующая в мировом масштабе.
Интерпол помогает в борьбе с европейским терроризмом, предоставляя консультации специалистов и техническое содействие, например, проводит экспертизу по взрывчатым веществам или огнестрельному оружию.
Интерпол главную свою деятельность в борьбе с международным терроризмом сосредоточил на вопросах предупреждения захватов и взрывов на воздушном транспорте. Только к сентябрю 1980 г. ТЕ-группа отправила 18 предупреждений, связанных с воздушным терроризмом и нападением на посольства дипломатов. Данные о готовящихся террористических покушениях проверяются, затем сообщаются в национальные полиции, а также направляются в две международные организации, отвечающие за безопасность на воздушном транспорте: IATA (Международная ассоциация гражданской авиации) и UCAO (Международная организация гражданской авиации), для принятия соответствующих мер.
Также стоит упомянуть действующие международные договоры о выдаче и взаимной помощи. Данные договоры являются эффективным средством сотрудничества государств в борьбе с террористической деятельностью, хоть им и присущи некоторые недостатки. Для этой формы сотрудничества характерна нерегулярность, которая является причиной низкой эффективности, плохой координации и дублирования усилий, если рассматривать деятельность в целом.
Двустороннее сотрудничество требует значительного времени и ресурсов, что сложно для малых государств, не обладающих надлежащими ресурсами и опытом ведения многочисленных двусторонних переговоров для разработки различных инструментов сотрудничества.
Хотя наличие типовых договоров несколько упрощает эту задачу, нехватка ресурсов, по-видимому, будет и впредь являться существенным препятствием. Отсюда следует, что, хотя система двустороннего сотрудничества будет и далее укрепляться, ее необходимо дополнить различными формами многостороннего сотрудничества.
В настоящее время в центральных органах Интерпола и НЦБ Интерпола в странах-участницах ведется большая научно-исследовательская работа, идет сбор и обработка информации в областях криминалистики, криминологии, уголовного права и прочих, распространяется печатная информация.
Республика Казахстан вступила в Интерпол 4 октября 1992 г. В Алматы открыто представительство Интерпола при МВД Казахстана.
Задачи Интерпола у нас довольно многочисленны, в их число входят:
оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РК;
наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является РФ.
Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными и иными государственными организациями РК, а также международными правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола.
Нужно отметить, что НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.
Государства-члены ООН, понимают, что система международных органов по борьбе с преступностью, равно как и с отдельными ее видами, созданная в рамках ООН, а также других межправительственных и неправительственных организаций универсального и регионального характера, является важным дополнением к обязательствам, взятым на себя государствами, как по многосторонним, так и по двусторонним соглашениям, имеющим целью исключить преступность из жизни мирового сообщества.
Для решения этой задачи требуется программа, которая должна предусматривать более узкий круг действий и включать в себя:
срочное восстановление основных административно-правовых мер (режимные меры), по крайней мере тех из них, которые позволят поставить под контроль миграционные потоки;
наведение порядка с хранением, владением и распространением оружия;
разработку концепции антитеррористической борьбы в современных условиях;
тесную взаимосвязь борьбы с уголовной преступностью, уголовным и политическим терроризмом;
взаимодействие всех сил правопорядка и спецслужб в антитеррористической борьбе с выделением головного органа, обладающего необходимыми полномочиями и правами в организации, координации и осуществлении всей борьбы с терроризмом, и возложением на него ответственности за ее результативность;
создание единой информационной системы, как в Казахстане, так и в рамках СНГ по вопросам борьбы с терроризмом (распределенные банки данных с центральным информационным звеном на базе головного органа) и осуществление аналитической работы по обеспечению борьбы с терроризмом.
Эффективность действующих международно-полицейских структур за последние годы постоянно отстает от активных действий международных преступников. Даже во взаимоотношениях друг с другом официальные структуры, например, Интерпол с Европолом, долгие годы не могут найти общего языка.
Все эти проблемы после трагических событий в США рельефно обнажились, хотя нарастание угрозы многие эксперты прогнозировали и ранее. Последние десятилетия XX века в большинстве стран мира были отмечены валом террористических актов, расширением сфер влияния международной наркомафии, активным формированием организованной преступности, появлением новых, ранее не существовавших видов преступлений, связанных с бурно развивающимися новейшими технологиями, генной инженерией, информатизацией, всеобщей компьютеризацией.
Особое распространение получили торговля оружием, отмывание и подделка денег, незаконная иммиграция и торговля детьми, коррупция и финансовые махинации, подделка кредитных карточек и экономический шпионаж, кражи интеллектуальной собственности, несанкционированный доступ к компьютерным сетям.
Первоочередной задачей в борьбе с преступностью и терроризмом является не только укрепление международного сотрудничества, но и наведение порядка во взаимодействии правоохранительных органов и спецслужб внутри национальных государств.
Теракты 11 сентября заставили Соединенные Штаты, которые всегда гордились своими спецслужбами, кардинально пересмотреть всю организацию их взаимодействия в борьбе с новыми угрозами. Создано новое министерство национальной безопасности, которое координирует эту работу. Создана новая спецслужба, занимающаяся проблемами безопасности в киберпространстве, ужесточено уголовное законодательство, направленное на борьбу с «отмыванием» грязных денег.
Требуют особого внимания службы безопасности коммерческих структур Казахстана: поскольку в них много высококвалифицированных специалистов, которые в последнее десятилетие вынуждены по различным причинам покинуть правоохранительные органы. Имея специальные знания, практику работы, связи в силовых структурах, лицензию на огнестрельное оружие и, получая достаточное (несоразмерно большее, чем на государственной службе) вознаграждение, они стоят на страже бизнеса, к сожалению, не всегда честного.
Противодействие международной преступности и терроризму должно строиться системно с целью их предельного сдерживания. Только силой эту проблему не решить. Необходим комплексный подход, в том числе: блокирование активов, счетов любой корпорации, частного лица или благотворительной организации, если они имеют связи с террористами. Силовые действия против радикальных террористов должна предварять глубокая финансовая разведка.
Мир должен бороться с терроризмом и преступностью бескомпромиссно, последовательно и жестоко. Виновные в конечном итоге должны быть наказаны Международным судом. Для мирового сообщества это принципиально. Эффективная борьба с терроризмом, преступностью на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество.
Вызов мировому сообществу со стороны преступности оказался настолько мощным, что оно не может чувствовать себя удовлетворенным результатами предпринимаемых антикриминальных усилий.
Как было уже отмечено, приходится с сожалением констатировать, что «мозговые» штабы транснациональных криминальных и террористических организаций в своих действиях более консолидированы, мобильны, информированы и энергичны.
Во многом это объясняется тем, что даже авторитетные международные, межправительственные организации, участвующие в борьбе с преступностью, из-за необходимости соблюдения формальных процедур существенно запаздывают в своих решениях.
К тому же далеко не по всем вопросам достигнуто взаимопонимание между официальными властными структурами и многочисленными специализированными общественными организациями.
Региональное сотрудничество в вопросах судебного и уголовного преследования является естественным дополнением усилий по созданию политического и экономического союза, хотя оно связано с рядом деликатных и сложных аспектов национального суверенитета.
В этом смысле его можно рассматривать в качестве очередного этапа (или неизбежного результата) более обширных политических и экономических процессов, основанного тем не менее на признании того, что полное единообразие внутригосударственного законодательства не является ни реальным, ни желательным.
Дело в том, что «все системы уголовного правосудия создаются в полном соответствии с конкретными особенностями различных стран. Такое хрупкое равновесие можно нарушать лишь в том случае, если это позволит получить существенные преимущества».
Между тем региональное сотрудничество является признанием необходимости предпринять конкретные шаги в ответ на обострение региональных проблем из-за открытия внутренних границ и развития единого рынка.