Защита авторских прав как бизнес или корпоративный интерес - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Защита авторских прав как бизнес или корпоративный интерес

Защита авторских прав как бизнес или корпоративный интерес

В Алматы Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК совместно с международными организациями, провел региональный семинар для правоохранительных органов, посвященный защите авторских прав, борьбе с пиратством, выявлению контрафактной продукции и т.д.

  • 11 Июля 2005
  • 2058
Фото - Caravan.kz

Семинар, в том числе, был предназначен и для сотрудников таможни. На таможню возлагаются надежды, что она сможет защищать авторские права.
Сразу хотелось бы сказать, что большая часть защиты авторских прав касается взаимоотношений малого, среднего бизнеса, с одной стороны, и госорганов, а также международных организаций, с другой. Именно здесь и возникает конфликтная среда.
Как известно, именно малый и средний бизнес не брезгует торговать, что называется, из-под полы пиратской продукцией. Кроме того, в кафе, ресторанах «крутят» музыку без выплаты соответствующих дивидендов правообладателям. Данные примеры — это лишь некоторые случаи нарушения авторских прав. Сегодня перед Казахстаном встают и новые проблемы по интеллектуальной собственности в связи с появлением новых субъектов авторского права.
По словам экспертов, ими могут стать высокие и биохимические технологии и другие технологические разработки, если они когда-нибудь появятся. Вероятно, что эти субъекты могут возникнуть в связи со стратегией индустриально-инновационного развития.
Здесь не хотелось бы уличать всю сферу малого, среднего бизнеса в криминальных действиях. Однако часть предпринимательства действительно задействована и в пиратстве. И это всем известный факт. Но этим грешат, в том числе, и госорганы. Как известно, во многих государственных организациях установлены пиратские версии операционной системы Microsoft. Но это лишь малая часть, вершина айсберга. Можно сказать, не самый серьезный грех чиновников.
Из слов экспертов, а также исходя из общей ситуации в области защиты авторских прав, в данной сфере есть очень много противоречивых моментов.
К примеру, Сауле Тлевлесова, менеджер программы отдела по сотрудничеств с некоторыми странами Европы и Азии Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), утверждает, что казахстанское законодательство в данной сфере приведено в соответствие с требованиями ВТО, куда Казахстан неудержимо стремится. Однако сами правозащитные механизмы в данной сфере еще не отработаны. Здесь еще только предстоит провести колоссальную работу.
Есть еще одно противоречие. На семинаре утверждалось, что доказать, обнаружить контрафактную продукцию, с точки зрения закона, очень и очень сложно. Однако некоторые сотрудники полиции, которые присутствовали на семинаре, утверждали, что это задача вполне по зубам, по плечу, в общем, вполне разрешимая. Пиратскую продукцию обнаружить и доказать не так сложно.
Здесь есть несколько критериев. К примеру, ценовой уровень, договорная, документальная база и еще несколько показателей.
Проще говоря, у владельца торговой точки или магазина должен быть в наличии договор с правообладателем на реализацию фильмов, песен на определенных носителях (CD, DVD (видео-, аудио)-кассеты). Если этого нет, естественно, возникает хороший повод для подозрений и проверок.
По телевидению неоднократно демонстрировались акции, когда правоохранительные органы (с грозным выражением лица) изымали в «комках» пиратскую продукцию, а затем (уже с иезуитской улыбкой) бросали ее под гусеницы трактора (те же CD диски, аудио-, видеокассеты).
Однако на самом деле телезрители и читатели газет могут и не знать, сколько реально пиратской продукции было изъято у нерадивых предпринимателей.
Во-вторых, вся ли изъятая продукция попала под грозные гусеницы того трактора?! И, в-третьих, сколько этой пиратской продукции обратно вернулось на прилавки из конфиската или вещдоков?
У полиции, как известно, з/п маленькая — а жить хочется всем. Это, конечно, не повод для обвинения наших славных органов в неприглядных вещах. Это, всего на всего, вопрос, сомнение или доля здорового скептицизма, если хотите.
По большому счету, данная акция может стать ничем иным, кроме как фарсом или показухой. Вероятно, полиции и прочим правоохранительным органам необходимо отчитаться перед высшими инстанциями о проведенных операциях, потому прессу и созывают на это аутодафе.
Но дело по защите прав интеллектуальной собственности, конечно же, не ограничивается «отлавливанием» пиратов. Интеллектуальная собственность представляет собой огромную индустрию с миллиардными оборотами.
В настоящее время на западе сложилось такое направление, как экономика интеллектуальной собственности. К примеру, в США ВВП данной отрасли составляет $430 млрд. или 4,8% от общенационального американского ВВП.
В среднем рост экономики интеллектуальной собственности составляет 5-5,5% в зависимости от страны.
Интеллектуальная собственность, как известно, включает в себя достаточно широкий спектр: технологии, торговые марки, марки товаров, книги, полотна, в общем, всего и не перечислишь.
Но и пиратская отрасль также развивается семимильными шагами. Страны Запада с их развитой отраслью интеллектуальной собственности утверждают, что они регулярно терпят убытки из-за пиратов. Пиратская отрасль равняется одной пятой относительно мировой отрасли интеллектуальной индустрии. Больше всех эта цифра отображает положение с компьютерными программами.
Начиная с 2002 года, США решили ежегодно наказывать на сумму $75 млн. Украину экономическими санкциями за пиратство. И что самое интересное, за это нарушение наказали химическую и металлургическую (сталелитейную) отрасли. Почему-то американцы посчитали, что это должно будет остановить производство контрафактной продукции. Дескать, на Украине отрасль авторского права только зарождается, и обложить ее штрафом — значит, задушить на корню.
Хотя есть подозрение о том, что промышленных металлургических олигархов наказали за что-то другое. Одной из версий может стать борьба с конкурентом. Вероятно, американцы не хотят, чтобы на незалежной Украине также развивались промышленные отрасли. Таким вот простым образом связали воедино блатного, святого и нищего.
Сауле Тлевлесова предположила, что и в Казахстане может случиться что-нибудь подобное. Вот только кто из казахстанских олигархов пострадает, пока не известно.
В РК, как известно, отрасль авторского права развита не настолько сильно, поэтому здесь большими темпами развивается пиратская отрасль, с которой производителям трудно тягаться именно из-за разницы в уровне цен. Простому потребителю всегда будет по душе относительно качественная и недорогая пиратская копия. Сами полицейские говорят, что в ближайшем будущем победить пиратов, скорее всего, не удастся. По тому, как полицейские, таможенники и прочие правоохранительные органы у нас борются с пиратством, оно будет процветать еще долгое время.
Сауле Тлевлесова рассказала еще об одной проблеме. Правоприменительная практика по защите прав интеллектуальной собственности в Казахстане упирается еще и в отказ судов принимать соответствующие иски по делам в данной сфере. Судьи мотивируют отказ тем, что иск должен подавать непосредственно правообладатель и никто иной. В число «иных» также попадают и госорганы. Они не могут выступать в суде в качестве защитников авторских прав.
Однако, по словам г-жи Тлевлесовой, сегодня в мире сложилась тенденция, когда суды рассматривают иски, поданные именно государственными органами. Защитой интересов правообладателя могли бы заниматься общества по защите прав потребителей.
Однако, как сказала г-жа Тлевлесова, такие общества не сотрудничают с международными организациями по данному направлению.
Нургайша Сахипова, председатель Комитета по правам интеллектуальной собственности МЮ РК, выступает за ужесточение уголовной ответственности для нарушителей прав интеллектуальной собственности. По ее мнению, существующее законодательство «слишком мягкое». Чтобы привлечь нарушителя к уголовной ответственности, необходимо, чтобы у него пиратская продукция насчитывалась на сумму полумиллиона тенге. Но такой партии «товара» не доводилось пока изымать. Поэтому прецедентов пока не создано.
В 2000 году к административной ответственности были привлечены 22 человека. В последующем картина наказаний изменилась в сторону увеличения. За период 2001-2003 г.г. 1264 человека. В 2004 году были привлечены к адмответственности 1365 человек. За период текущего полугода число наказанных увеличилось в три раза по сравнению с прошлым годом.
Что значит авторское право в контексте конкретного правообладателя? Законодательство здесь проводит очень много тонких разделений. Правообладатели выстраиваются в сложную систему. Первоначально они делятся на две части: правообладатели по авторским и смежным правам (композиторы, авторы текстов песен, стихов, картин, книг, статей, публикаций, артисты, режиссеры, актеры и прочие исполнители) и правообладатели промышленной собственности (изобретения, ноу-хау, промышленные образцы, торговые марки).
Нургайша Сахипова говорит, что в сфере брендинга в Казахстане отмечается довольно крупный денежный оборот. В практику все чаще стали входить уступочные договора или иными словами, продажа торговой марки.
Что такое защита авторских прав с точки зрения санкций в казахстанском законодательстве? Здесь тоже не все так просто. Если какого-нибудь нечестного на руку дельца поймали, к примеру, за продажей пиратской продукции, то его положено оштрафовать. В данном случае все штрафы идут в пользу бюджета. Правообладателю не достается ничего. Следовательно, государство вроде бы и защищает авторские права, а с другой стороны, правообладатели этого почти не чувствуют с финансовой точки зрения.
Следовательно, защита авторских прав становится сферой интересов не только правообладателя, но и уже отдельного, конкретного госоргана — его корпоративным интересом — и с этим трудно спорить. И что самое забавное, этот, уже корпоративный интерес, подводится под благородную основу заботы о правообладателях и развитии экономики.
Сауле Тлевлесова выразила озабоченность по поводу того, что некоторые казахстанские композиторы, авторы песен или другие правообладатели чуть ли не с голоду умирают, потому что им не платят гонорар за использование их интеллектуальной, творческой продукции.
Да, очевидно, что авторские права защищать необходимо. Но здесь же почему-то не покидает ощущение того, что на защите авторских прав можно делать очень даже не плохой бизнес.
Хотелось бы вернуться к теме проводимого регионального семинара. Как известно, международные организации и Минюст хотят научить таможенников и представителей прочих правоохранительных органов бороться с пиратством.
А вот, например, то же бизнес-сообщество обвиняет таможенников в том, что они сами пропускают контрабанду импортного товара. То есть, в соответствии с исследованиями, которые провели отраслевые ассоциации, контрабанда стала скрытым, потаенным корпоративным интересом таможенных органов.
Можно, конечно же, научить рядовой персонал и среднее управленческое звено сходу выявлять пиратскую продукцию.
Однако, до тех пор, пока это будет (скрытым) корпоративным интересом, учить — бесполезно. Вначале необходимо искоренить заинтересованность у руководства. Как только это удастся сделать, борьба с контрабандой пойдет сама собой.

Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru