Страны-участницы НАТО, призванные решать вопросы безопасности, всегда действовали единогласно. Теперь мятеж, поднятый «заговорщиками», способен внести раскол в стройные ряды альянса.
Как это может отразиться на общем имидже НАТО и какие перспективы намечаются у других стран, и прежде всего у Казахстана, в плане сотрудничества с альянсом?
В следующем году НАТО отметит свое 55-летие. И если она первоначально объединяла 12 стран Северной Америки и Западной Европы, то сегодняшний день к альянсу присоединилось 19 стран. И еще 7 стран Восточной Европы официально присоединятся к НАТО в мае 2004 года. Таким образом, несколько небольших государств получат новые гарантии защиты и безопасности. Тем более, как эмоционально интерпретировал новые гарантии Президент США Джордж Буш: «Любой, кто станет вашим врагом, станет и нашим врагом. Вы никогда не останетесь один на один с агрессией!»
До последнего времени для НАТО регион Центральной Азии не представлял особого интереса — и в силу удаленности, и по причине нахождения региона на периферии политических амбиций. Но с тех пор, как США усилили свое влияние на мировой арене, ее особенно стали интересовать проблемы безопасности в Центральной Азии. С другой стороны, это выгодно и нам. Транснациональная преступность (терроризм, экстремизм, наркобизнес, контрабанда оружия) несет серьезную угрозу национальной безопасности региона. Да, конечно, наши страны прежде всего сами должны заботиться о своей безопасности. Именно поэтому в настоящий момент строится двухуровневая система защиты. Прежде всего — это ДКБ.
В рамках Договора о коллективной безопасности центральноазиатские государства предполагают активное военно-техническое сотрудничество, в том числе совместную охрану границ, противовоздушную оборону. Второй уровень — это ШОС. Шанхайская организация сотрудничества могла бы в полной мере бороться с внешними угрозами и с транснациональной преступностью. Однако, пока происходит становление этих международных институтов, рычагов влияния на ситуацию в регионе недостаточно.
Но если раньше мы смотрели на НАТО с опаской, то теперь лед недоверия растаял. Более того, Казахстан в последние годы все активнее сотрудничает с НАТО, участвуя во многих его программах.
После начала контртеррористической операции в Афганистане казахстанские эмиссары частили в Брюссель, демонстрируя заинтересованность в развитии двусторонних отношений. В свою очередь, в республику наведываются военные делегации НАТО. Как подчеркивают политологи, сотрудничество в НАТО нисколько не противоречит интересам Казахстана и его союзников по ДКБ и ШОС, поскольку НАТО может стать одним из факторов в обеспечении безопасности в регионе.
Стремительное расширение НАТО говорит не только об авторитете этого объединения, но и о том, что мир в целом признает угрозы.
И даже те страны, которые не ставят своей целью войти в альянс, не отказываются от сотрудничества с НАТО.
Так, Казахстан уже несколько лет принимает участие в нескольких ключевых программах. В рамках программы «Партнерство во имя мира» проводятся совместные военные учения, казахстанские военные знакомятся с опытом офицеров альянса. Также наша страна участвует в других важных проектах — «Инвестиции в безопасность» и «Наука во имя мира». Однако время диктует необходимость в расширении этого сотрудничества. Например, наша страна чрезвычайно заинтересована в создании антитеррористического учебного центра, проведении серии командно-штабных и оперативно-технических учений, в совершенствовании военной инфраструктуры, систем связи и информации. Кроме того, Казахстану проблематично в одиночку решать экологические проблемы Семипалатинска, Аральского моря, безопасности трубопроводов, оснащать таможенные и пограничные пункты современной техникой для обнаружения наркотиков.
Однако политики остерегаются расширять сотрудничество до такой степени, когда можно будет говорить о полноценном партнерстве. С одной стороны, Казахстану не с руки обострять отношения со своими партнерами по СВМДА, в частности, с Китаем, с другой — участие в других программах НАТО потребуют финансовых затрат, которые мы пока что себе позволить не можем.
В то же время Казахстан совершенно не против того, чтобы Россия вошла в НАТО. Как считает Нурсултан Назарбаев, политика выталкивания России из мировых процессов не перспективна и неправильна. Нужно, чтобы «большая страна, большая держава была вовлечена во все эти процессы».
Между тем Россия в последние годы имела большие проблемы с НАТО. Она разошлась с альянсом во мнениях относительно кризиса в Косово, проведения военной операции в Чечне и даже расширения НАТО. Казалось, холодные отношения совершенно непреодолимы и со временем могут только усугубиться. Однако 11 сентября перевернуло все представления о мире. Все разногласия отошли на второй план, поскольку наконец удалось рассмотреть общего врага — терроризм. Действительно, сейчас НАТО и остальной мир разъединяет гораздо меньше, чем объединяет.
Как говорит сам генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, Североатлантический союз и Россия — неуживчивая пара. Он даже согласен, чтобы Россия работала с НАТО в формате «двадцатки». Нужно совместно противостоять современным угрозам. Это означает, что представители России займут место за одним столом с членами НАТО и будут участвовать в процессе принятия решений.
Нам же участие в натовских программах полезно с той точки зрения, что мы набираемся опыта и изучаем систему коллективной безопасности.
Между тем Россия не стремится в блок НАТО. И хотя ведет диалог, активно сотрудничает с НАТО в рамках Постоянного совета Россия-НАТО, очень сдержанно относится к потенциальной возможности в конце концов объединиться. Ее как не устраивало, так и продолжает не устраивать расширение альянса. Она считает, что обеспечить интересы безопасности на североатлантическом пространстве при сохранении прежней военной направленности невозможно. Нужна трансформация альянса, и тогда Россия будет сотрудничать с НАТО охотнее. Нельзя, чтобы всегда маячил перед НАТО образ врага. Это настолько принципиально для нашего соседа, что недавно Государственная дума приняла специальное заявление «О ситуации в связи с расширением НАТО». Ведь НАТО продолжает делать упор на свою военную мощь. Так, недавно были созданы силы быстрого реагирования для ведения интенсивных боевых действий.
В НАТО тоже не все просто. Например, Германия хотела бы блокировать разработку планов НАТО на случай войны в Ираке. Однако именно Германия обладает некоторыми видами вооружений, которые могут понадобиться в ходе войны. Она всячески противится применению силы, однако давление, оказываемое на ФРГ, скоро может достичь критической отметки. И Германия, против своей воли может быть втянута в войну, которая ей совершенно не нужна.
Позиция США по вопросу начала войны в Ираке расценивается некоторыми партнерами как агрессия. И хотя они не говорят об этом вслух, это понятно. Буш хочет продемонстрировать, что не всегда нуждается в одобрении своих действий. Он может начать войну и без Германии, Франции и Бельгии. Вот только убедится, что у Ирака в действительности нет оружия массового поражения…