Правовые потребности Содружества - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
-3 °C
Алматы
2024 Год
10 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Правовые потребности Содружества

Правовые потребности Содружества

Ставшее привычным критическое отношение к СНГ, прежде всего, связано с тем, что оно не оправдало возлагавшихся на него больших надежд в области экономической интеграции.

  • 4 Декабря 2002
  • 1175
Фото - Caravan.kz

По мнению многих представителей стран-участниц Содружества, его ускоренное развитие, а также полноценное, с точки зрения международных требований, объединение в ближайшей перспективе маловероятно, поскольку данный процесс сталкивается со значительными объективными и субъективными проблемами. В том числе, и в сфере правового регулирования.
Председатель комитета по делам СНГ Госдумы РФ Борис Пастухов не так давно признался: «Мы оказались перед дилеммой — или продолжать интеграцию на постсоветском пространстве как абсолютную ценность и, исходя из этого, выкладываться до конца, считать оправданными любые затраты и уступки, в том числе поступаясь и чужими интересами, или перейти к жестким прагматическим действиям, иногда идущим вразрез с традиционно дружескими отношениями, сложившимися с нашими партнерами».
Эта дилемма, судя по всему, будет решаться в пользу прагматического подхода, к которому постепенно склоняются все лидеры Содружества, несмотря на то, что многие из них периодически заявляют о том, что для их стран СНГ продолжает оставаться главным «внешнеполитическим приоритетом». Показательным, в этой связи, является замечание Б. Пастухова по поводу позиций Российской Федерации: «современная российская внешняя политика, которую можно определить как прагматичную, исходит, прежде всего, из наших национальных интересов, экономических и военных возможностей».
Тем не менее, сложившиеся обстоятельства не исключают возможности поиска необходимых компромиссных решений, выгодных всем. В этой сфере большое значение приобретает проблема построения адекватной взаимоприемлемой правовой основы подобного взаимодействия. На последнем саммите в Кишиневе главы правительств стран СНГ приняли решение о завершении до конца нынешнего года всех процедур по формированию зоны свободной торговли в государствах Содружества. Решение было принято «единогласно», о чем особо подчеркивалось в сообщениях с места событий. Один из самых активных участников встречи, теперь уже бывший украинский премьер-министр Анатолий Кинах, выступая перед журналистами, отметил: «Главами правительств было единогласно принято решение о необходимости в течение нынешнего года закончить все процедуры по введению соглашения о свободной торговле в СНГ, в том числе решить вопрос о перечне товарных групп, которые создают конкуренцию национальным товаропроизводителям».
По убеждению глав правительств, завершение вышеуказанных процедур по формированию зоны свободной торговли в СНГ будет способствовать повышению экономического потенциала национальных экономик и Содружества в целом. Планируется, что итоги этой работы будут подведены в апреле будущего года на заседании глав правительства Содружества в Москве. Как напомнил А. Кинах: «Соглашение об условиях свободной торговли в СНГ подписано давно, но большое количество вопросов не решено».
На днях в Москве прошло пленарное заседание председателей торгово-промышленных палат стран СНГ. Для участия в заседании приехали руководители торгово-промышленных палат Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Грузии. На встрече главы ТПП подписали довольно важное соглашение о введении на экономическом пространстве СНГ единой системы экспертной оценки количества, качества и комплектности товаров, а также соглашение о сотрудничестве торгово-промышленных палат государств-участников СНГ в сфере обмена деловой информации. В ходе заседания были обсуждены механизмы взаимодействия в «вопросах гармонизации законодательства стран СНГ по развитию предпринимательства», проблемы безопасности деловых отношений между странами СНГ, а также вопросы развития платежно-расчетных отношений в рамках СНГ. По итогам голосования, представители девяти стран создали совет руководителей ТПП Содружества. Председателем совета до мая 2003 г был избран президент российской ТПП Евгений Примаков.
Практически в тоже время, 26 ноября, в Москве открылось очередное заседание Комиссии постоянных представителей при Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Как известно, Комиссия ведет работу сообщества по сближению и согласованию позиций стран-участниц сообщества (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) по вопросам углубления интеграции в промежутках между заседаниями Интеграционного комитета, осуществляя в взаимодействие с ведомствами и организациями государств ЕврАзЭС. На встрече были обсуждены вопросы о государственной молодежной политике на общем рынке труда, о проведении научно-практической конференции по проблеме взаимодействия электроэнергетических систем стран-участниц сообщества, об организации видеоконференции Совета руководителей налоговых служб. Был также рассмотрен проект соглашения «о доступе к базам данных государственных реестров налогоплательщиков государств-членов ЕврАзЭС».
После заседания в Москве, генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота отправился в Минск на международную конференцию «Белорусский инвестиционный форум», посвященную проблемам привлечения в Белоруссию иностранных инвестиций. В белорусской столице генсек подчеркнул: «Задача привлечения инвестиций актуальна не только для Белоруссии, но и для других государств Евразийского экономического сообщества…Обеспечить должную масштабность и эффективность использования капиталовложений можно лишь при создании благоприятного инвестиционного климата». По словам Г. Рапоты, формированию последнего на территории пяти государств Евразийского экономического сообщества должен способствать «идущий в рамках ЕврАзЭС процесс гармонизации национальных законодательств», а также деятельность по согласованию инвестиционной деятельности. Данные меры позволят, в частности, свести «до минимума такие неприятные для взаимной торговли явления», как антидемпинговые процедуры и другие «защитные меры». По информации российской прессы, «возможности более широкого взаимодействия были подтверждены» в ходе поездки Г. Рапоты в города «приграничных регионов»: в Челябинск, Костанай, Петропавловск, Омск, предприятия которых сотрудничают между собой. Одним из важных пунктов поездки был вопрос совершенствования процедуры таможенной обработки грузов. В своем комментарии по итогам поездки, генеральный секретарь отметил, что в ходе встреч «удалось выйти на ряд проблем, решение которых могло бы существенно повысить эффективность российско-казахстанского экономического партнерства».
Другой важной областью межгосударственного сотрудничества, где потребность в формировании и развитии правовой базы ощущается также весьма остро, является сфера безопасности. 27 ноября стало известно, что встреча глав парламентов государств-участников Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) состоится в Санкт-Петербурге в пятницу 6 декабря. Хотя в организации нет парламентской структуры, однако по согласованию с представителями Межпарламентской ассамблеи СНГ, подобные встречи проходят в рамках пленарных заседаний Ассамблеи. По сообщению генерального секретаря МПА СНГ Михаила Кротова, на заседании планируется обсудить «вопросы гармонизации» военного законодательства, проблемы статуса международных совместных вооруженных сил, а также их право на пересечение границ государств-участников ОДКБ. Большое стремление к «гармонизации» законодательства «неизбежно и закономерно» затрагивает все стороны институциального и правового строительства на территории Содружества, в том числе, и в военной сфере (последнее обстоятельство в значительной мере обусловлено обстановкой в Центральной Азии).
Известное решение о создании Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР) со штаб-квартирой в Бишкеке, которое было принято в мае прошлого года в Ереване, бесспорно, также нуждается в детальном нормативно — правовом обеспечении. В составе КСБР в настоящее время числятся казахстанский батальон «Казбат», горно-стрелковый батальон Кыргызстана, российская тактическая группа на уровне батальонных соединений вместе с отдельным батальоном связи, и, наконец, таджикский десантно-штурмовой батальон. В этой связи, в секретариате ОДКБ считают, что отсутствие законодательства, регулирующего различные аспекты деятельности КСБР затрудняют эффективность работы этой структуры. В настоящее время весьма актуальными стали вопросы определения статуса совместных вооруженных сил, возможности пересечения границ, налогового обложения, взаимодействия с вооруженными силами каждой страны ОДКБ в отдельности и др. На встрече в Санкт-Петербурге будет рассмотрен проект модельного закона по охране общей государственной границы стран-участниц договора. По мнению М. Кротова, «это особо актуально, учитывая территориальную близость нестабильного Афганистана, где под контролем правительства находится только Кабул».